Уникальная Смоленщина: Вяземский район

Земля купеческая

Об этой земле написано множество книг и статей, выпущено большое количество буклетов и открыток. Сам город Вязьма – исключительный. Вряд ли есть второй такой на Руси – всегда находившийся в гуще событий и влиявший на ход истории.

Земля купеческая

Самобытная земля. С характером упорным, свободолюбивым, на который повлияли «понаехавшие» сюда опальные новгородские купцы. Их во времена опричнины переселил в Вязьму Иван Грозный.

За века Вязьма повидала многое, даже примерила на себя статус столицы государства. Вязьмичи знали годы тучные: не раз бывало, бюджет города превышал по размерам казну Смоленска, да и каменных строений здесь было много больше, чем в губернском центре! Но знавала Вязьма и тощие дни: была разоряема, разрушаема, жертвовала миллионы рублей на благо Отечества. И во все времена являла чудеса мужества.

Кстати, о чудесах. Притом что история этого города тщательно исследована и описана, многие тайны Вязьмы так и остались нераскрытыми...

«Твое имя – стершийся иероглиф»

Что означает слово «Вязьма»? Многие исследователи сходятся на том, что дано оно по имени реки Вязьмы, на берегах которой стоит город. А река непростая. Она делает здесь такие крутые петли, что любо-дорого! Вот и считают некоторые, что замысловатая вязь русла подсказала имя.

Есть версия, что «Вязьма» происходит от слова «вязкий». И в самом деле, город окружают болотистые территории. А кто-то настаивает, что Вязьма вязала-связывала маршрут «из варяг в греки». И про вязы, якобы росшие тут повсеместно, разные авторы упоминали. И финно-угорскую версию предлагали: «веси-ма» – земля на воде. Случалось, и племя «весь» у исследователей всплывало, хотя жили здесь кривичи. Версий много. Но так даже интереснее.

Когда же возник город? Первое письменное упоминание о Вязьме относится к 1239 году. Согласно родословным книгам, смоленский князь Владимир Рюрикович отдал город в удел сыну Андрею Владимировичу по прозвищу Долгая Рука. В вяземских окрестностях множество городищ (еще в начале XX века Екатерина Николаевна Клетнова проводила раскопки и отыскивала следы древних поселений), но город вряд ли может начинать свое летосчисление с XI века. А попытки «состарить» Вязьму были. И все благодаря святому Аркадию, являвшему и при жизни, и после смерти такие чудеса, что помнят о них вязьмичи до сих пор.

Святой, изгнавший змей

Святой Аркадий Вяземский – загадочная фигура. Ссылаясь на Житие, некоторые утверждают, что еще в 1015 году юношей проживал он в Вязьме и имел обыкновение перед крестным ходом мести дорогу, ведущую от одной церкви к другой. Но железных доказательств того, что город существовал в XI веке, да еще и несколько церквей имел, – нет.

Упоминания об Аркадии, жившем в Вязьме в XVI веке, кажутся более правдоподобными. Пожалуй, самая известная история об Аркадии – про изгнание змей, которые кишмя кишели в городе и окрестностях. Увидев однажды, как маленький ребенок пьет молоко из одного сосуда со змеей, он взмолился: «...В Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесять поприщ». И ведь сбылось! Со времен молитвы Аркадия и по сей день нет змей в Вязьме и на 30 километров вокруг.

Аркадию приписывали спасение города от разорения ляхами в 1661 году. Юноша на сером коне явился среди литовских полков пана Паца, многих поразил мечом, запретив идти в Вязьму и угрожая неминуемой гибелью. На вопрос, кто он, юноша ответил: «Я – Аркадий, а град сей – моё отечество». В 1832 году в Вязьме был открыт Аркадиевский женский монастырь.

Своя Спасская башня

В русских летописях мало известий о Вязьме. Второе письменное упоминание о ней в связи с междоусобной борьбой в смоленских землях относится к 1300 году. Сведения о Вязьме в XV–XVI веках касаются событий борьбы Московского государства с Литвой и Польшей.

В 1493 году, после 90 лет нахождения под властью Литвы, Вязьма вошла в состав Московского государства (это было закреплено в мирном договоре 1494 года). Жители не оказали сопротивления московской рати и открыли ворота города известному полководцу Даниилу Щене.

Почти на два столетия город стал крепостью, защищающей подступы к столице. Во время борьбы за Смоленск в начале XVI века здесь была база русских войск. В 1565 году Иван Грозный включил Вязьму в число опричных городов и раздал здесь своим сподвижникам много земель – в частности, Борису Годунову.

С 1606-го по 1612 год город и окрестности подверглись разорению во время Смуты. Конечно же, издавна в Вязьме была крепость – деревянная. В 1629 году указом царя Михаила Федоровича воеводам велено было ее перестроить. И в 1630–1632 годах это было сделано. Протяженность вяземской стены – свыше полутора километров. Были возведены шесть каменных башен. Сохранилась только одна – Спасская, угловая глухая. Башня имеет в длину 18,5 метра, в ширину – 17 метров, а высота ее – 14 метров (с крышей – 21). А раньше, говорят, была еще выше.

Со Спасской башней связано много былей и легенд. Здесь искали сокровища и подземные ходы (где бродит призрак Черного монаха), якобы связывающие весь город. Ее не разрешил разобрать на кирпичи царь Николай I, а в 1943 году у фашистов не получилось ее взорвать – устояла.

Вязьма – столица! И прочие царские дела…

С правящими династиями Вязьма связана крепко. В 1566 году царь Иван Васильевич навестил Вязьму и произвел проверку оборонительных укреплений. Эта поездка Ивана Грозного отличалась от всех остальных: в разгар опричнины только в Вязьме он не устроил казней и расправ, а усиленно молился. Даже оставил в Никольском храме (позже Свято-Троицкий собор) синодик с именами казненных им людей. Посетил Иоанно-Предтечев монастырь, основанный на северо-западной окраине Вязьмы в 1536 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1598 году в этой обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. Он часто наезжал в Вязьму, поскольку владел здесь землями.

В 1626 году царь Михаил Федорович Романов после кончины княгини Долгорукой женился на дочери небогатого вяземского дворянина Лукиана Степановича Стрешнева – Евдокии Лукиановне. Так вязьмичка стала царицей, супругой первого царя из рода Романовых.

С 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года царь Алексей Михайлович из-за разразившейся в Москве эпидемии чумы остановился в Вязьме, возвращаясь из Смоленска. Сюда же прибыли патриарх Никон и вся царская семья. В городе для них был построен деревянный дворец, дворцовая церковь. Так Вязьма примерила на себя статус столицы. И он ей оказался к лицу.

Император Петр I в самом начале XVIII века создавал в городе базу по снабжению русской армии и прислал в Вязьму царевича Алексея. Император Наполеон Бонапарт дважды побывал здесь, но, как говаривали после 1812 года, «вяземские пряники застряли у него в зубах».

Путеводительница

В России сохранились всего три трехшатровых храма: в Вязьме, Угличе и подмосковных Путинках. А всё из-за патриарха Никона, который предписал в 1652 году впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».

Однако каменная трехшатровая, трехглавая церковь в Вязьме появилась на средства, выделенные из царской казны, и построена в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской. Слово «Одигитрия» в переводе с греческого означает «путеводительница». Эта церковь стала драгоценной жемчужиной Руси.

В 30-е годы XVII века на территории Иоанно-Предтечева монастыря была разобрана деревянная церковь. На ее месте была выстроена одноименная каменная с двумя приделами.

Одигитриевская церковь – настоящая русская готика, смешение узорочья и шатрового стиля. Детали кладки имеют шестнадцать различных размеров и конфигураций. Кирпич для фигурных деталей трехцветный, использованы также цветные изразцы.

Отличительной чертой являются голосники – редкий для московской архитектуры XVII века прием. Голосники – керамические горшки, вмурованные в стены для усиления и улучшения звука. Считается, что еще одна их задача  – облегчать своды. Всего их насчитывалось 73 штуки.

Мнения, когда именно была возведена церковь, расходятся. Называются даты: 1634 год и 1675-й. Если в 1634-м, то интересно, как в 1654-м Никон взирал на эту запрещенную им же красоту? В любом случае Одигитрия – самая поздняя шатровая каменная церковь на Руси. В XVIII веке шатровые храмы уже не строили.

Купечество с пряниками и спичками

Торговала Вязьма испокон веков. Первые известия об этом относятся к XIII веку. Историк И.П. Виноградов (в 1890 году создал свой первый труд – «Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до 17 века») называл 45 городов, которые торговали с Вязьмой и через Вязьму.  

«Купцы вяземские были исключительны. Нигде, думаю, в России не было собрания таких древних купеческих семей. Иван Грозный выселил новгородских купцов в Вязьму, – цитата последнего владельца Хмелиты Н.В. Волкова, приведенная одним из потомков купцов Лютовых. – Достаточно взглянуть на лист вяземских купцов, чтобы вспомнить Древний Новгород: Строгановы, Калашниковы, Лютовы, Синельниковы, Ершовы, Колесниковы, Ельчаниновы и т. д. В Вязьме семьи эти недолго сидели сложа руки – и снова разбогатели, торгуя льном и кожами с Ганзейским союзом».

В XVIII веке Вязьма – едва ли не более крупный город, чем губернский Смоленск. По ревизии 1727 года – 21-е место в государстве по количеству населения. В Вязьме действовали 13 кожевенных заводов, 2 колокольных, 5 солодовых и множество других. На месте деревянных церквей на средства купцов возводятся каменные. До революции насчитывалось 24 храма!

Есть сведения о сословном составе населения города в конце XVIII века: из 10 709 душ мужского пола 6 200 – купцы.

В 1812-м в Вязьме «не было ни одного уцелевшего дома». Убытки, нанесенные войной, составили свыше 5 млн рублей, уезду – 10. И все же в середине XIX века Вязьма снова была «одним из лучших уездных городов Российской империи» (по свидетельству штабс-капитана Цебрикова в его книге по географии и статистике России, вышедшей в 1862 году).

К концу XIX века на первое место выходят льняное производство (28 предприятий из 71 занимались переработкой льна) и новая для Вязьмы отрасль – спичечная. Каждая седьмая спичка в России была вяземской. В 1870 году через Вязьму прошла железная дорога.

И, конечно же, гремели на всю Россию вяземские пряники. Изготовление их упоминается еще в 1646 году. Есть у Пушкина интересное наблюдение: «...Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками». И местные купцы часто гостей встречали-привечали не хлебом-солью, а подносными пряниками. Говорят, что в 1913 году пудовый пряник поднесли вязьмичи семейству Романовых в честь 300-летия правящего Дома.

В 1850 году в Вязьме действовали 8 пряничных фабрик. Годовое производство пряников на этих фабриках за 1850 год достигло 3 170 пудов на сумму 120 тыс. рублей. Это составляло 27% годового промышленного производства в городе. Поставлялись они и ко двору английской королевы.

Вяземское сражение

Вяземское сражение 1812 года – особая веха. Это первая безоговорочная победа русской армии в кампании 1812 года. Ни Бородинская битва, ни Малоярославец не могут сравниться по результатам с Вяземским сражением.

Оно началось ранним утром 22 октября на подступах к Вязьме. В битве участвовали 25 тысяч русских и 37 тысяч французских солдат. Кульминационный момент изображен на картине, которую (первой!) выполнил Петер Гесс по заказу русского царя Николая I.

Командовал сражением Михаил Андреевич Милорадович, генерал, о котором Кутузов говорил, что «он ходит быстрее, чем ангелы летают». Самым первым на главную площадь города, тесня врага, ворвался Перновский полк, которому в Вязьме поставили памятник в 1912 году.

Но сегодня Вяземское сражение во всех учебниках вспоминают одной строкой. Почему? Наверное, дело в судьбе генерала Милорадовича. В 1825 году он выехал на Сенатскую площадь уговаривать восставших декабристов разойтись. Раздался выстрел Каховского. От ранения Милорадович скончался. В царской России его имя старались не вспоминать, чтобы не будоражить умы. А советская историография его вычеркнула, потому что он оказался врагом революционного движения.

Адъютант Милорадовича Федор Глинка, автор знаменитых «Записок русского офицера», писал еще в 1812 году: «Со временем благородное дворянство и граждане Вязьмы, конечно, почувствуют цену сего великого подвига и воздадут должную благодарность освободителю их города. Пусть поставят они на том самом поле, где было сражение, хотя и немногоценный, но только могущий противиться времени памятник…» И в Вязьме в 1913-м открыли памятник, пусть и не Милорадовичу лично, но все же «Доблестным предкам от благодарных потомков».

Вальтер Скотт, замутивший воду

Село Семлево расположено в 25 км к юго-западу от Вязьмы.

«Он повелел, чтобы московская добыча, древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого были брошены в Семлевское озеро как трофеи, которых ему не хотелось отдать обратно и которых он не имел возможности везти с собою…» Так написал Вальтер Скотт в десятом томе 14-томного труда «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французского».  Труд был издан в Петербурге в 1835 году и положил начало поиску сокровищ, длящемуся уже второе столетие.

А за 11 лет до этого, в 1824 году, французский генерал де Сегюр опубликовал мемуары: «Пришлось бросить в Семлевское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест с колокольни Ивана Великого».

В числе первых, кто предпринял попытку найти украденные французами сокровища, был смоленский губернатор Николай Иванович Хмельницкий. Чтение настолько впечатлило губернатора, что в 1835 году он выехал в Вяземский уезд лично осмотреть местность: «Озеро сие окружено лесом, имеет длины приблизительно до 180, а ширины до 100 сажен. Оно глубоко и тинисто, и в немногих местах подъезд к нему доступен».

Губернатор испил горькую чашу разочарования: на дне озера обнаружили только несколько камней. В 1911-м попытали счастья члены Вяземского комитета по увековечению памяти Отечественной войны. В 1960-м и в 1979-м дно Семлевского озера изучали научные экспедиции. Ничего не нашли. Но поиски сокровищ продолжаются до сих пор.

Единственный музей Грибоедова

В 37 километрах к северо-западу от Вязьмы находится «Хмелита» – единственный в стране Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова. Здесь проводится ежегодный Грибоедовский праздник и научные конференции.

Центром заповедника является известное с XVI века село, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. Усадьба в стиле елизаветинского барокко была построена в середине XVIII века дедом великого драматурга Федором Алексеевичем. В ней выросли его дети, в том числе дочь Анастасия Федоровна, а уже потом приезжала сюда на лето со своими детьми – Марией и Александром, будущим автором комедии «Горе от ума».

В конце ХVIII – первой трети ХIХ века владельцем Хмелиты был Алексей Федорович Грибоедов, хлебосольный московский барин, живший летом так же широко и открыто, как зимой в Москве. В его богатом смоленском имении был «дом господский каменный о двух этажах с четырьмя флигелями», регулярный парк «с глухими и открытыми аллеями,  с цветниками и каменными статуями...». В доме была прекрасная библиотека, картины, домашний театр, хор цыган. На приемах и балах в Хмелите собиралось избранное аристократическое общество.

Здесь в детстве и юности в доме своего дяди проводил летнее время Александр Грибоедов. Справедливо или нет, но одним из прототипов Фамусова в «Горе от ума» современники считали дядю поэта.

Узнаете обо всем

Первое, что надо сделать гостю Вязьмы, – зайти в историко-краеведческий музей, который расположен в приделе Богородицкой церкви (1727–1785 гг.), храме-памятнике Отечественной войны 1812 года. Здесь вы узнаете обо всем, что вошло, а тем более не вошло в наш очерк. Про уроженца вяземской земли адмирала Павла Степановича Нахимова – в музее хранится копия выписки из метрической книги, что он родился в сельце Городок Вяземского уезда.

Про Александра Сергеевича Даргомыжского – в трехмесячном возрасте его перевезли в имение Твердуново, наследное имение матери, княгини Козловской. Про Михаила Афанасьевича Булгакова, пять месяцев служившего здесь в земской больнице. Услышите о Екатерине Николаевне Клетновой, вяземской дворянке, первой в России женщине-археологе с высшим образованием. Вам расскажут об имении Сковородкино в Касне, принадлежавшем светлейшему князю Волконскому. И о том, как Евгений Вахтангов 1905 году в Вязьме дал свой первый благотворительный спектакль в пользу нуждающихся студентов. Вспомните об актерах Николае Плотникове, Сергее Морском, Алексее Чаусове, Анатолии Папанове, Людмиле  Касаткиной, Николае Скоробогатове.

Вам расскажут, что космонавт Светлана Савицкая проходила в Вяземском районе практику как курсант летного училища и что Вязьма – родина пилотажной группы «Русь».

Возможно, вы не слышали о Георгии Прокофьеве. В 1933 году на воздушном шаре с гондолой – стратостате он поднялся на 19 километров, превысив мировой рекорд на 3 000 метров.

А еще в городе собрана уникальная частная коллекция и действует музей Сергея Есенина, созданный Павлом Пропаловым.

Вязьма – город воинской славы, в 2015 году здесь зажжен Вечный огонь. С 1946 года один из символов Вязьмы – памятник в честь генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова и воинов 33-й армии (автор Е. Вучетич).

Справка

Вяземский район граничит на севере с Новодугинским, на северо-востоке – с Гагаринским, на востоке – с Тёмкинским, на юге – с Угранским, на северо-западе – с Дорогобужским, на западе – с Сафоновским, на северо-западе – с Холм-Жирковским районами Смоленской области.

Площадь района – 3 352,66 кв. километра. Численность населения – около 84 тысяч человек. В районе 22 сельских поселения. Центр района – город Вязьма.

Автотрасса М1 «Беларусь» пересекает район с востока на запад, дорога Р132 Вязьма – Калуга – Тула – Рязань – с севера на юг; а также Р134 – «Старая Смоленская дорога». Железнодорожный транспорт: линии Москва – Смоленск, Ржев – Фаянсовая, Вязьма – Калуга.

В Вяземском районе (недалеко от деревни Марьино) находится наивысшая точка всей Смоленской области – 319 м. По территории района протекают реки Вязьма, Осьма, Жижала. В районе находится водораздел бассейнов рек Днепра и Волги.

27 апреля 2009 года указом президента России Вязьме присвоено почётное звание РФ «Город воинской славы».

Осенью 1941 года в ходе операции «Тайфун» под Вязьмой во вражеское окружение попали 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК и полевые управления 4 армий – общим числом до 600 тыс. человек, в том числе 10 дивизий добровольцев-ополченцев из Москвы. Из 15 тыс. ополченцев столичной 7-й Бауманской дивизии народного ополчения около 14 тыс. погибли под Вязьмой. Всего в октябре 1941 года в боях под Вязьмой погибли сотни тысяч советских граждан. 7 октября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками.

12 марта 1943 года войсками Западного фронта в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобожден силами 5-й и 33-й армий. В Вязьме существовали два немецких лагеря для военнопленных и мирного населения СССР: Дулаг № 184 и Дулаг № 230. В 2009 году в окрестностях Вязьмы, где в 1941 году проходили бои, открыт мемориал «Богородицкое поле».

День рождения города традиционно отмечается в православный праздник Святой Троицы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру