Уникальная Смоленщина. Ершичский район

На берегах Ипути

Самый южный на карте Смоленщины… отдалённый лесной район» – так о ершичской земле поется в известной каждому местному жителю песне. Путешественника здесь встречают вековые сосны, березовые рощи, изгибистые речки, фруктовые сады и пашни – классические пейзажи российской глубинки, которую воспевали Некрасов и Есенин.

На берегах Ипути

Путешествуя по Ершичскому району, путник проедет по легендарному Мглинскому большаку, увидит старинные церкви, сможет посетить музей в заброшенной деревне, а если подгадает со временем – попадет на Сергиевскую ярмарку, куда съезжаются гости со всех окрестностей, в том числе из Белоруссии.

В этих местах бережно хранят традиции дедов и прадедов, а местные старожилы расскажут массу интересных легенд и преданий, которые передают из поколения в поколение.

Рыбное место

Когда возник районный центр – село Ершичи, точно неизвестно. Однако с уверенностью можно сказать, что уже в XVII веке оно существовало и было центром прихода церкви Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В селе было четыре дома церковнослужителей и всего три крестьянских двора. По преданию, свое название село получило от рыбы – ерша, в изобилии водившегося в реке Ипуть. Без этой маленькой, но вкусной рыбешки не обходилась ни одна приличная уха. Местные легенды гласят, что жареными ершами крестьяне угощали императрицу Екатерину II.

В 30-е годы XVIII века здесь были возведены усадебный дом и хозяйственные постройки помещиков Лайкевичей, которым принадлежали окрестные земли. В 1857 году обветшавшую церковь разобрали, а на ее месте построили новую. Средства на это благое дело выделила помещица Наталия Бердяева.

В летописании, составленном в 1883 году местным священником Михаилом Зубавиным, говорится следующее: «Село Ершичи находится как бы на полуострове, окружено с северо-запада большим озером, а с северо-востока рекой Ипуть... А домов в селе 36, не считая дома волостного правления, из них: 5 домов духовенства, 1 дом еврейский, 2 мещанские, а остальные крестьянские. Жителей мужского пола 112 и женского 106 душ».

Согласно записям сельского священника, основным занятием местных жителей было земледелие. Однако земли в этих местах были песчаные и не очень плодородные, так что «у большинства крестьян своего хлеба хватало лишь до праздника Рождества Христова, а равно и корма для скота». Поэтому крестьяне вынуждены были искать дополнительные источники заработка. Занимались кустарным промыслом: мастерили на продажу колеса, сани, бочки. Распространено было также отходничество: «С 1 сентября большинство мужчин и женщин отправлялись на сахарные заводы в Киевскую, Московскую и Каменец-Подольскую губернии, где большинство работает до 1 января, а некоторые до 1 июля».

Описал священник и характерные особенности населения. Так, «все они православного вероисповедания, за исключением немногих, к молитве усердны, по характеру добры и отзывчивы, берегут семейные устои, избы имеют чистые (курных почти не осталось), одеваются прилично, в употреблении вина умеренны. Правда, в последние годы возросло пьянство и мотовство среди молодых крестьян после их возвращения с заработков, особенно с шахт и рудников».

В период Первой мировой войны на территорию Рославльского уезда эвакуировалось значительное количество беженцев из Прибалтики и Западной Белоруссии, 12 семей поселились в Ершичской волости. После Октябрьской революции помещичьи и церковные земли были разделены между крестьянами. В 30-е годы в ходе коллективизации были организованы 113 колхозов. Хозяйства были рентабельными.

По Мглинскому большаку

На протяжении не одного столетия через Ершичский район, по правому берегу реки Ипути, проходила большая торговая дорога – Мглинский тракт, или Мглинский большак. Это дорога от города Рославля до самой южной деревни района – Корсики и далее до брянского города Мглин. Когда-то она была обсажена с двух сторон березами.

Как пишет в книге «Край мой Смоленский» уроженец Ершичского района Александр Стукалов, Мглинский большак был связан с именами великих людей России – императрицы Екатерины Второй и князя Григория Потемкина-Таврического. И сохранившиеся вдоль дороги древние березы будто бы посажены еще в екатерининские времена.

«Старинный большак помнит не только пышный поезд царских карет. Помнит он и потоки беженцев из Смоленска во время нашествия Наполеона, и эскадроны казаков, шедших на помощь русским армиям громить супостата, – читаем в книге. – Помнит он и почтовый колокольчик, и летние дрожки, и расхлябанные крестьянские телеги. Но больше всего ему досталось в 1941 году, когда бесконечные колонны вражеских танков месили гусеницами пыль и грязь. Да так изуродовали дорогу, что по ночам немцы стали сами чинить ее, труднопроходимые места на многие километры устилали накатником, вырубая для этого придорожные леса и разбирая строения. И потом, после войны, езда по этой дороге на телеге напоминала езду по стиральной доске».

Сейчас Мглинский большак – это проселочная дорога, вдоль которой кое-где сохранились те самые знаменитые березы. Места здесь по-прежнему живописные, но путники теперь очень редки.

Слово не воробей

С именем Екатерины Второй в Ершичском районе связаны не только предания о Мглинском большаке. Рассказывают, что в 1787 году императрица совершила поездку в Екатеринославское наместничество и Таврическую область. По пути она проезжала и через Ершичский район. Видимо, помпезность, с которой совершалась поездка, и неслыханное обустройство пути следования царицы вызвали повышенное любопытство крестьян. Впоследствии появилось множество преданий, связанных с Ее Величеством. Вполне возможно, что большинство таких историй появилось и обросло новыми деталями уже после путешествия правительницы.

Так, согласно одной из легенд, именно Екатерина дала название реке Ипуть, на берегу которой расположены Ершичи. Когда люди пожаловались императрице на извечную российскую проблему – плохие дороги, правительница как истинный политик указала на реку и молвила: «Вот вам и путь!»

Еще одно любопытное предание связано с названием деревни Блинные Кучи. Говорят, проезжая по смоленским землям, Екатерина останавливалась в домах помещиков и была недовольна, что крестьяне в их деревнях живут бедно. Весть об этом широко распространилась. И вот по пути увидела она одну бедную деревню, остановилась, зашла в крайнюю избу. А в доме пахло блинами. Смотрит, в сите стопка гречневых блинов, а рядом миска с маслом. Хозяева угостили важную гостью. Удивилась императрица и спросила: «В одной ли это избе такое?» Решила зайти и в другие дома. И везде ее потчевали румяными блинами. Тогда Екатерина сказала: «Это не деревня, а целые блинные кучи!» А было-то всего два решета блинов, и их носили из избы в избу. Деревню после этого стали называть Блинные Кучи.

С путешествием Екатерины связывают и происхождение названия деревни Рухань. Рассказывают, будто, увидев крытые соломой избы, императрица презрительно назвала их «рухань», а жителей деревни потом долго дразнили «руханцы-голодранцы».

Тысячелетнее село

В настоящее время одним из наиболее примечательных мест в районе является село Кузьмичи, расположившееся на реке Беседь. В последние годы благодаря усилиям монашеской общины село заметно ожило: реставрируется старинный храм, строится гостиница для паломников, возродилась традиция осенних ярмарок.

На въезде путников встречает внушительный камень с надписью «Кузьмичи. Поселение основано в X веке». Местные жители гордятся тем, что селу тысяча лет. Правда это или нет – доподлинно неизвестно, тем не менее село считается одним из старейших населенных пунктов в области. Селом Кузьмичи стали в 1748 году, после того как был построен деревянный храм во имя мучеников Сергия и Вакха, до этого времени здесь была деревня Кузьмичи, входившая в состав Зиборской волости Брянского уезда. Владел деревней князь Кантемир, на его средства и была возведена церковь.

В 1859 году рядом со старой деревянной церковью крестьяне окрестных деревень на деньги помещика Андрея Челищева построили каменный храм в честь Вознесения Господня, существующий и поныне. Иконостас и иконы выполнены в конце XIX – начале XX века. 30 декабря 1940 года Вознесенская церковь была закрыта и отдана властями под культурные цели. После Великой Отечественной войны храм был вновь открыт и больше уже не закрывался. В 2009 году жители Кузьмичей отметили 150-летие церкви.

В 2006 году настоятелем прихода становится иеромонах Ермоген (Антонов). Он создает при церкви Свято-Вознесенскую обитель милосердия и монашескую общину. Именно последователи отца Ермогена сейчас активно трудятся над восстановлением церкви. Члены общины наладили подсобное хозяйство, здесь есть своя техника, с помощью которой возделывают землю, монахини разводят скот. Для детей при храме работает воскресная школа, ее воспитанники не только изучают основы православия, но и мастерят различные полезные поделки, ходят в походы, участвуют в театральных представлениях. Община организует общие сельские праздники – на Пасху, Рождество, День народного единства и День семьи.

Давно забытое старое

Благодаря стараниям монашеской общины возродилась традиция ежегодных ярмарок. Сергиевские ярмарки, проводившиеся в день памяти преподобного Сергия Радонежского, сто лет назад были знамениты не только в Смоленской губернии, но и в соседних Белоруссии и Брянской области. Здесь можно было не только купить необходимые в хозяйстве товары, но и пообщаться, встретить старых знакомых, обменяться новостями.

Традиция возродилась в 2010 году и неожиданно обрела большую популярность. Каждый год в первых числах октября в Кузьмичи снова съезжаются торговцы и артисты из разных поселков и деревень. Бойко торгуют, поют песни, исполняют танцы, угощаются блинами и пирогами – совсем как сто лет назад.

Музей есть, деревни нет

Неподалёку от Кузьмичей располагается, пожалуй, самая необычная достопримечательность района – музей в заброшенной деревне Новая Мацилёвка Сеннянского сельского поселения. Его создал в родительском доме бывший житель деревни Николай Иосифович Новиков. Он вместе с семьей сейчас живет в немецком городе Виттенберге, а сама деревня давно заброшена. Однако же Николай Иосифович каждый год наведывается в родные края и живет в бывшем семейном гнезде.

В обычной деревенской избе собраны самые разные предметы крестьянского быта: кухонная утварь, инструменты, одежда, детские колыбельки. На одной стене висят ржавая немецкая каска и крестьянские лапти, вырезки из советских газет, а посреди основной комнаты почему-то – красный халат, скорее всего, привезенный хозяином дома из Хакасии… К каждому экспонату заботливый хозяин прикрепил рукописные или печатные надписи, сообщающие, что это за предмет, кому он принадлежал и для чего использовался.

Гостей, приезжающих посмотреть на это диво, на подходе к дому встречает табличка, где сказано, что «Музей охраняется дикими пчелами, ужами, жабами, дикими осами и другими земными Божьими созданиями». Над входом в дом – табличка с гордой надписью «Музей боевой и трудовой славы колхоза «Верный труд». В музее есть и книга отзывов. Посланиями посетителей музея исписаны две большие тетради. Чаще всего сюда приезжают, конечно, родственники тех, кто жил раньше в Новой Мацилёвке.

Внезапную популярность необычный музей обрел благодаря интернету – первые путешественники стали делиться фотоотчетами и впечатлениями, а за ними потянулись в Новую Мацилёвку и другие любопытные. Это и понятно: побывать в таком месте для избалованного городского жителя – почти экзотика, поэтому ни дикие пчелы, ни страх за автомобильную подвеску не останавливают искателей приключений.

Наследие Римских-Корсаковых

Почти у самой границы с Брянской областью расположилось ершичское село Корсики. Село назвали по фамилии местных землевладельцев, дворян шляхетского происхождения Римских-Корсаковых. До середины XIX века оно именовалось «Разрытое». По преданию, так его окрестили после татарского разорения.

Усадьбу в Корсиках в середине XIX века основал генерал-лейтенант, участник белого движения, директор единственного во Франции русского кадетского корпуса Владимир Римский-Корсаков. Он был родственником композитора Николая Римского-Корсакова. Усадьба принадлежала первому владельцу до конца столетия, а в 1900–1910-х годах – его дочери и ее мужу, семейству Рахманиновых.

С тех времен в Корсиках сохранились две примечательные постройки: одноэтажное здание бывшей церковноприходской школы для девочек и церковь Рождества Богородицы, построенная в русском стиле по проекту смоленского городского архитектора Ф.М. Мейшера. Церковь и школа сооружены на земле, пожертвованной Владимиром Римским-Корсаковым, а его жена являлась попечительницей школы.

Школа была открыта в 1896 году. После революции здание было какое-то время заброшено, потом здесь был детский сад. А 1 сентября 1962 года после ремонта старая школа распахнула свои двери уже для советских ребят. Корсиковская школа и сейчас располагается в том же старинном здании.

Что же касается церкви Рождества Богородицы, то это один из немногих памятников архитектуры, сохранившийся в районе. Высокий и красивый храм располагается на открытом месте в стороне от Мглинского большака. Согласно сведениям из книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) «Рославльская земля: Православные храмы», храм открылся в 1896 году, и деньги на его строительство собирали практически всем миром.

Первоначально же в Корсиках была деревянная Никольская церковь 1760 года постройки. Храм просуществовал около 150 лет и пришел в крайнюю ветхость. Тогда прихожане задумались о строительстве новой церкви. Одних церковных средств для этой цели оказалось недостаточно, поэтому в 1885 году было открыто церковноприходское попечительство, задачей которого стало изыскание средств на благое дело. На строительство церкви ушло 1,5 миллиона штук кирпичей, около 20 тысяч пудов извести, не считая строительных материалов, безвозмездно доставляемых крестьянами. В 1894 году храм был оштукатурен изнутри, выложены мозаичные полы, а в 1895–1896 годах установлен иконостас, сделаны крыльца. В подвале построили печь для отопления, что в то время являлось редкостью не только для села, но и для города. Местные жители утверждают, что система отопления храма действует до сих пор. 17 октября 1896 года церковь была торжественно освящена.

9 апреля 1939 года церковь Рождества Богородицы решением Смоленского облисполкома упразднена и передана под хозяйственные нужды. Во время Великой Отечественной войны храм был открыт для богослужений. В 1944 году его передали общине верующих в бессрочное пользование.

С 1947-го по 1962 год в Корсиках сменилось несколько священников, а с 1962 года в связи с недостатком кадров смоленские архиереи совсем не прислали сюда священника. Храм был разграблен в 1964–1965 годах. В церковном здании размещалось картофелехранилище, проводились танцы. Доски, брус, часть мозаичной плитки растащили. А вот отбить кирпичи у мародеров не получилось – раствор XIX века оказался крепче самих кирпичей.

В конце 90-х годов прошлого века небольшая группа верующих стала хлопотать перед местными и областными властями о выделении средств и материалов на восстановление храма. По благословению митрополита Кирилла в 2000 году были возрождены приход и церковный совет. Сейчас небольшая группа неравнодушных восстанавливает по крупицам на частные пожертвования старинный храм. На Пасху в 2015 году в церкви состоялась первая за 10 лет божественная литургия.

Эхо войны

Ершичский район пережил все тяготы Великой Отечественной войны. Оккупация района длилась с 16 июля 1941 года по 26 сентября 1943 года. В начале 1942 года активно развивалось партизанское движение. В июне 1942 года по заданию Смоленского обкома партии из партизанского полка имени Сергея Лазо был выделен специальный отряд численностью 200 человек и направлен в 150-километровый рейд из ельнинских лесов в район Ершичей с заданием развернуть активную партизанскую борьбу на железных и шоссейных дорогах Рославльского узла. Отряд быстро вырос за счет местных партизан. К сентябрю численность его достигла 500 человек. В сентябре отряд был преобразован в 5-ю Воргинскую партизанскую бригаду имени Сергея Лазо. Она состояла из трех батальонов и штабной роты. Бригада действовала на территории Смоленской, Орловской, Могилевской областей, по которым совершала рейды протяженностью в 600 километров, дезорганизуя тыл врага. В ночь на 5 ноября 1942 года бригада провела крупную операцию на станции Пригорье. Было уничтожено 370 гитлеровцев, 2 военных эшелона с 17 новыми самолетами и с 40 бронетранспортерами, 6 вагонов с горючими материалами и военным снаряжением. Полностью были разрушены системы водоснабжения, сигнализации и связи. В результате между Рославлем и Брянском железнодорожное снабжение было прервано на семь дней. Эта сокрушительная операция партизан была названа Пригорьевской и стала одной из самых крупных, совершенных партизанами в годы войны. Она оказалась столь значительной, что об этом было незамедлительно сообщено в ЦК ВКП(б) и Ставку Верховного главнокомандования.

За годы оккупации фашистские захватчики нанесли Ершичскому району огромный ущерб. По переписи 1939 года в районе проживали 33 740 человек, на 20 октября 1943 года остались 21 868 человек. В Книгу памяти по Ершичскому району занесены 394 мирных жителя, погибших в период оккупации. Тысячи ершичан за мужество и отвагу в борьбе с врагом были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Справка

Ершичский район расположен в южной части Смоленской области. Его площадь составляет 1 038,89 кв. километра. В состав муниципального образования входят 9 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2016 года составляет 6 363 человека, плотность населения – 6 человек на кв. километр.

На северо-западе район граничит с Рославльским и Шумячским районами, на западе – с Климовичским, на юге – с Хотимским районами Белоруссии, на востоке и юго-востоке район примыкает к Дубровскому и Клетнянскому районам Брянской области.

Местность Ершичского края лесисто-болотистая, сельскохозяйственные земли освоены. Распаханность земель составляет 26%, лесистость – 44%. По  территории района протекают реки Ипуть, Беседь, Вороница, мелкие – Барановка, Ломенка, Руханка и другие. Все они не судоходны.

Связь с областным  центром осуществляется по автомагистралям через город Рославль. Ближайшая  железнодорожная станция Понятовка находится в 25 километрах от Ершичей на железной дороге Москва – Могилев.

В районе выявлено значительное число археологических памятников, главным образом в бассейне реки Ипуть: несколько неолитических стоянок, около 25 курганных групп днепродвинских племен, около 50 славянских городищ, селищ и курганов.

Административным центром района является село Ершичи, расположенное в 140 километрах к югу от Смоленска, с населением 3 311 жителей. Возникшая на рубеже XVI–XVII веков деревня в 1730 году стала селом, когда помещики Лайкевичи вместе с усадьбой построили здесь деревянную церковь во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (перестроенную в 1857 году).

Постановлением ВЦИК СССР в июле 1929 года были образованы административные районы Западной области, в их числе и Ершичский район. С этого времени – с небольшим перерывом в 60-е годы – село Ершичи является районным центром.

С 8 августа 1941-го и до осени 1943 года Ершичи были оккупированы немцами. В ходе Смоленской наступательной операции войска 10-й армии генерала Попова с помощью партизан освободили от фашистов территорию района. О лихолетье напоминают памятник и братские могилы 285 воинов Красной Армии, погибших при освобождении села, и жителей, расстрелянных оккупантами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру