Корреспондент «МК» в Смоленске» испытал на себе ирландский палочный бой

Танец баты и виски

На этот раз корреспондент «Московского комсомольца» в Смоленске» взял в руки настоящую бату – орудие ирландских средневековых бойцов, уличные драки которых со временем превратились в настоящее боевое искусство. Сегодня в России ирландский палочный бой – редкий и уникальный вид боя, владеют которым единицы мастеров.

Танец баты и виски

Несколько недель назад в наш город из Германии с сертификатом, позволяющим преподавать и продвигать в массы эту красивейшую борьбу, вернулся Денис Марченков – призер первенства России по айки-дзюдзюцу. На данный момент в нашей стране всего четверо сертифицированных бойцов. Лишь трое из них практикуют, и только в двух городах: Санкт-Петербурге и теперь в Смоленске.

– Держи, тебе сегодня достается аутентичная бата, подарок санкт-петербургских инструкторов, – протягивает мне Денис какую-то гладкую палку с крючком на одном конце. – Она как раз подходит тебе по росту. Смотри, если поставить ее на пол, она, как трость, должна доходить до начала бедра. По-моему, идеально.

Редкий бой и редкий тренер

В переводе с ирландского «бата» – это, в сущности, любая палка, которой можно наносить удары по противнику. В качестве баты нередко выступала шилейла – трость из ветки терновника, с которой ирландские граждане мирно прохаживались по улицам.

Я взяла в руки 400-граммовую гладкую палку около 90 сантиметров длиной, понимая, что если огреть ею кого-нибудь, как это делали ирландские хулиганы, мало точно не покажется.

«Ударил по затылку и пошел закапывать», – вспоминает Денис мрачную шутку инструктора по ирландскому палочному бою Дмитрия Хакимова из Санкт-Петербурга. Этой системе вообще присуща необычная напористая техника и агрессивная тактика. Немаловажен и прикладной аспект. С мечом по улицам никто не ходит, прогулки с ножом тоже не поощряются законом. А с тростью можно ходить легально – оружие самозащиты всегда под рукой.

– А где вы берете свои боевые палки? Подозреваю, что в обычном спортивном магазине их не купишь, – поинтересовалась я.

– Мы сами себе изготавливаем баты из березы, клена, ясеня, дуба или рябины. Делаем заготовку, сушим, придаем правильную форму. Они, конечно, получаются не идеально прямые в отличие от той, что ты держишь в руках, и тем не менее. По весу они отличаются: дубовая будет тяжелой, рябиновая, например, очень легкая.

7 ударов, 8 блоков

– То, что я тебе сегодня покажу, это одна из систем ирландского палочного боя бата-ри-окт, отличительной особенностью которой является двуручный хват – «танец баты и виски». Здесь есть всего семь основных ударов и восемь блоков. Да, это простой и в хорошем смысле примитивный бой. Но в защиту ирландского палочного боя хочу сказать, что, например, в боксе всего четыре удара.

Уже после разминки я с непривычки ощутила себя практически без сил. Необычный и очень эффективный фитнес, однако. Затем инструктор показал мне правильную стойку и несколько основных ударов. Причем, чтобы выполнить удар мало-мальски правильно, мне постоянно приходилось контролировать положение своих ног, рук и корпуса. Пока я вспоминала, как правильно поставить ноги, я понимала, что в настоящем спарринге я бы уже несколько раз схлопотала палкой по разным частям тела.

– Юля, где твой «зайчик»? Палку держи двумя руками перед грудью, локти опусти вниз! Вот, так правильно. Корпус поверни. Почему крючок на палке у тебя оказался справа? Он должен всегда находиться слева.

Затем Денис Марченков показал мне длинную связку, состоящую из серии ударов и блоков.

– Лид панч, реверс панч, кэт стик, уиппин трэш… – произносил он названия ударов. – Кстати, интересный и очень действенный удар кэт стик – рубящий снаружи внутрь. Таким движением ирландцы выгоняли надоедливых котов из дома. Отсюда и название.

– Бедные котики, – подумала я. – После такого удара можно и не выжить вовсе.

Самой приятной в моей первой тренировке мне показалась возможность полупить батой по груше. Вот где настоящий антистресс!

– Давай по груше лид-панч – прямой правой. На инструкторских курсах в Германии мы за неделю выполняли 30 тысяч таких ударов. Это было непременным условием нашего инструктора – главы Европейской ассоциации ирландского палочного боя Хендрика Рёбера, единственного мастера в Европе, который в данное время может обучить тренеров по «танцу баты и виски».

– Чтобы приехать к нему сертифицироваться, мне пришлось получить рекомендательные письма обоих моих питерских инструкторов, а потом выдержать более 40 тренировочных часов. Помню стертые в кровь руки, многочисленные синяки на ногах и руках. Наутро я понимал, что в правой руке не могу держать даже чашку с чаем, приходилось подносить ее ко рту двумя руками, – вспоминает с улыбкой Денис Марченков.

«Бей, а я буду защищаться!»

Когда настало время спарринга, тренер надел мне огромные хоккейные перчатки для защиты рук и тяжеленный шлем с сеткой из металлических прутьев на лице, в котором даже голову повернуть было трудно.

– Как вы в этом спаррингуетесь вообще?

– Запросто! Главное – безопасно. Ну, бей, я буду защищаться, – говорит инструктор.

Какое там… Я уже забыла, как правильно поставить ноги, да и вообще передвигаться. Не вспомнила и про дистанцию, которая, в отличие, например, от рукопашного боя, должна быть куда больше. Палка-то далеко достанет. Да и ударить человека этой увесистой батой казалось мне совершенно невозможным. Нет, я, конечно, понимала, что Денис как опытный воин сможет защититься от любого моего робкого и неумелого удара, тем не менее психологический барьер присутствовал.

Причем просто помахать палкой мне никто не позволил, тренер пытался добиться от меня более или менее технически правильного удара или блока. Ну, насколько это было вообще возможно на первом занятии.

Наутро мне пришлось вспомнить про кружку с чаем, которую было возможно поднести ко рту только двумя руками. Спускаться и подниматься по лестнице тоже оказалось небезболезненным занятием. Зато я чувствовала себя чуточку посвященной в практически забытую старинную традицию уникального боевого искусства, кое-что из которого мне даже посчастливилось испытать на себе.

Справка МК

Первые инструкторы по бата-ри-окт появились в России всего шесть лет назад. В Смоленске на сегодняшний момент этим необычным видом боевого искусства занимаются 5–6 человек, в Санкт-Петербурге – еще человек 15. Однако интерес к ирландскому палочному бою заметно растет с каждым годом.

Практически забытая на родине старинная ирландская традиция палочного боя бата-ри-окт возродилась в конце ХХ века в Канаде.

Бата-ри-окт отличается агрессивной, наступательной манерой ведения боя, поскольку уходит корнями в групповые разборки представителей противоборствующих ирландских кланов. Развитие бата-ри-окт связывают с боями между «фэкшенами» – группировками, вооруженными палками и камнями, члены которых были объединены кровным родством или землячеством. Эти поединки, известные с конца XVIII века, могли носить спортивный характер, но могли быть и способом выяснения политических, религиозных и экономических споров. Каждый фэкшен вырабатывал свою технику боя, приемы передавались из поколения в поколение и хранились в секрете от других кланов. Был у ирландских бойцов и своеобразный кодекс чести – неписаные «законы шилейлы». Согласно одному из таких законов, силы фэкшенов в поединке должны были быть равными, поэтому несколько бойцов из более многочисленной группировки переходили на сторону противника, при этом им запрещалось драться вполсилы за чужой фэкшен.

После Картофельного голода 1840-х годов бои фэкшенов начали сходить на нет. С одной стороны, британские власти, опасаясь бунтов, стали строже наказывать участников поединков. С другой стороны, сторонники независимости Ирландии видели в фэкшенах препятствие для объединения нации. Использование шилейлы как оружия стали осуждать, так что традиция этого боевого искусства уже к началу ХХ века окончательно ушла в подполье. Ее возрождение началось уже на рубеже следующего столетия за пределами Ирландии.

В настоящее время известны две крупные школы бата-ри-окт – обе были основаны выходцами из Ирландии, проживающими в Канаде. Максим Шуинар из города Кингстон (штат Онтарио) организовал в 2010 году школу «Антрим». Филиалы школы в основном располагаются в западном полушарии: в США, Канаде, Мексике. В Европе больше известна техника, которую популяризовал другой канадский ирландец – Глен Дойл.

Предки Дойла покинули Ирландию в конце XIX века. Отец Глена Грегори Дойл был единственным среди своих братьев, кто заинтересовался семейным боевым наследием и к 13 годам овладел искусством бата-ри-окт. В 1950 году он отправился воевать на стороне войск ООН в Корее. Согласно семейной легенде, именно навыки ирландского палочного боя спасли ему жизнь в рукопашных поединках с китайскими военными. Своего сына Грегори Дойл с малолетства учил азам бокса и искусству бата-ри-окт. Однако давнюю идею открыть курсы ирландского палочного боя спортсмен смог осуществить только в 1998 году – лишь на смертном одре отец дал ему разрешение вынести боевые секреты Дойлов за пределы семьи. Однако Глен Дойл несколько лет назад перестал преподавать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру