Правда и ложь в спектакле Смоленского Камерного театра

«Письма счастья, или Когда зацветут деревья»

28 октября на сцене Смоленского Камерного театра состоялась премьера спектакля «Письма счастья, или Когда зацветут деревья» по пьесе известного испанского драматурга Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя».

«Письма счастья, или Когда зацветут деревья»

Это первый в текущем сезоне спектакль нового главного режиссера театра Елены Янышевой. «Письма счастья» восприняты публикой и пишущими о театре журналистами неоднозначно – от полного неприятия до восхищения. Зрители же проявляют интерес к новой работе театра: в ноябре спектакль шел с аншлагами.

Сегодня мы предоставляем возможность поделиться своими впечатлениями о спектакле литературоведу – профессору СмолГУ Л.Л. ГОРЕЛИК.Спектакль еще не начался, зрители постепенно заполняют зал, рассаживаются в кресла, ждут, рассматривают декорации. В центре сцены – потертые двери с окошками, как в тюрьме или больнице. Позади – то ли современный светильник в виде дерева с шарами на манекенах, то ли страшный офорт Гойи, передающий трагизм жизни, – с перевернутыми, воздетыми к небу конечностями на голых древесных ветвях… Пространство перед дверью – комната со скудной мебелью – то ли убогое жилье, то ли небогатая контора…

И в этой комнате сидит на полу актер. Зрители от нечего делать разглядывают и его. То ли мальчик, то ли девочка в надвинутом на лицо капюшоне вытряхивает в ладонь таблетки из аптечной баночки – то ли наркотики, то ли снотворное…. То ли умереть, то ли заснуть – чего хочет этот подросток?

Пролог. Фантасмагория

Спектакль начинается. За убогими дверями скрывается много чего интересно-непонятного. Чернобородый веселый Карлик (Илона Егорова) выскакивает оттуда в зажигательном танце. Руки в черных, белых, красных, зеленых перчатках манят через окошко в дверях. Веселая проститутка (Алена Шопот) выбегает из дверей. За ней – развязный юноша (Павел Пьянков). Ба, да это, похоже, публичный дом?! Однако появляется золотоволосый ангел и усаживается на голых ветвях непонятного дерева. Позже, через серию переодеваний, ангел обращается в ведьму – с явной отсылкой к булгаковской Гелле. Похожая на служанку Воланда Геллу женщина – секретарша директора конторы Элена (Татьяна Михальченко).

Начинается фантасмагория. Лишь два персонажа реальны и более-менее понятны: подросток, оказавшийся девушкой Мартой (ее переименовывают здесь в Изабеллу), и сеньор Бельбоа – приличный, с располагающей внешностью господин, пришедший в контору «Счастье» по своему делу. Наконец, выходит и директор конторы – то ли Бог, то ли Дьявол, он в облачном плаще, но, как вскоре выясняется, с голой задницей. Изабеллу уводят в невнятное (то ли ад, то ли рай) пространство за дверью. Теперь она сотрудница конторы «Счастье»!

Таков пролог к спектаклю по пьесе А. Касоны «Деревья умирают стоя».

Реалистичная история конторы «Счастье»

Дальше разворачивается история вполне реалистичная. По заказу сеньора Бельбоа контора «Счастье» берется продолжить начатый им обман и сделать счастливой его жену Эухению. Сеньора Эухениа бережно хранит письма внука, которого она не видела 20 лет. В спектакле Эухениа (Надежда Трапезникова) развешивает эти листочки на тот самый макет дерева – с голыми ветвями и круглыми фонарями, подвешенными к устремленным в небо манекенам. Эухения не знает, что письма не настоящие, их посылал, желая доставить ей радость, ее муж, сеньор Бельбоа…

Все это предыстория. Завязкой является появление директора конторы «Счастье» вместе с недавно поступившей на работу Изабеллой в доме Бельбоа. Начинается страшная Ложь. Во спасение? Или гибельная? Именно этот вопрос решается в спектакле.

Перед зрителем разворачивается драма – столкновение подлинного трагизма жизни и имитации счастья путем обмана. Сеньора Эухения верит в то, что через 20 лет к ней наконец приехал горячо любимый Маурисио с молодой женой. Возникшие было сомнения развеиваются, когда она убеждается в искренности Изабеллы – эта девушка действительно любит ее внука, уж тут Эухению не обманешь!

Да, интрига осложнена тем, что Изабелла и впрямь влюбляется в цинично играющего Маурисио директора конторы «Счастье».

Тонкости воплощения замысла

Теперь вникнем хотя бы отчасти в сложности постановки. Режиссер Елена Янышева стремится сделать свой спектакль современным. Надо сказать, что пьеса А. Касоны, в общем, и сама по себе близка к модернизму, а значит, располагает к символике. Начало спектакля, сосредоточившее экспозицию (или пролог), как мы помним, выполнено в ультрасовременном стиле. Сложность ставящейся в спектакле проблемы передается многозначной символикой. Большую роль в этом прологе к спектаклю играет пластика (хореограф Александра Иванова), музыка (Елена Янышева, Владислав Макаров), декорации (Людмила Пономарева).

На мой взгляд, символика в спектакле дана слишком форсированно – ее много, она противоречива и несколько навязчива. Впрочем, готова согласиться, что в целом (кроме отдельных частностей) повышенная насыщенность, сложность вступительной части спектакля уместна: она вводит в противоречивость разворачивающейся в спектакле проблемы.

В дальнейшем режиссер пытается строить спектакль на реалистической основе – сохраняя при этом некоторые элементы ультрамодернистского стиля пролога. Однако соединение явно не удается. Спектакль эклектичен. Восприятию спектакля только мешает, что Лжемаурисио (Николай Фарносов) приходит в реалистически данное пространство дома Бельбоа с подведенными, как у клоуна, глазами и в «похабных» красных перчатках, которые он не снимает даже за столом. Полная искренности, вполне реалистичная игра Надежды Трапезниковой, исполняющей роль Эухении, не вяжется с явной условностью фигуры Лжемаурисио.

Замысел режиссера понятен: после признания Изабеллы в любви демонизм Лжемаурисио сбрасывается вместе с перчатками. Однако этот замысел ни в коем случае не оправдывает эклектичности первых сцен в доме Бельбоа.

Из той же области некоторые сцены с настоящим Маурисио. Подлинный внук Эухении (Павел Пирожков), как и в целом семья Бельбоа, дан вполне реалистично. И вкрапления повышенной условности оказываются здесь не к месту, они только портят игру. Так, впечатление от прекрасной сцены, когда Маурисио шарит по шкатулкам с драгоценностями в то время, как бабушка погружена в воспоминания о нем ребенке (она напевает колыбельную), отчасти нарушается полнейшей, выходящей за пределы реализма условностью: бабушка не слышит громких звуков от звона драгоценностей, которые открыто рассовывает по карманам внук.

В целом же и музыка, и пластика в спектакле подобраны очень удачно. Впечатляет и конечная сцена: Эухения гладит слепок руки, проникающий в комнату из окна, пока он не оборачивается живой рукой ее внука…

Интересными представляются мне и декорации. То загадочное дерево – то ли деталь современного интерьера, то ли трагическая заставка – на протяжении всего спектакля заставляет задумываться о столкновении Правды и Лжи, о границах допустимости «лжи во благо», о подлинном чувстве и притворстве.

Жизнь опровергает ложь, жизнь ведет к трагедии, но и к правде…

Жизнь, в основе которой любовь! Именно ее правдой, правдой подлинной любви, руководствуется бабушка Эухения, в порыве оберегающего сострадания не показавшая Изабелле и Лжемаурисио свою боль от открывшейся ей лжи.

Возможно, она догадывается о том, что и в их случае любовь преодолевает обман…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру