Мультипликатор Наталья Гропфер рассказала для читателей «МК в Смоленске» о тонкостях профессии

Как живут одноклеточные и звучит непонятное

В ноябре в Смоленске прошел VII международный кинофестиваль короткометражных игровых фильмов и видеороликов «Artshort 2016». На фестивале зрители смогли не только посмотреть фильмы, но и поучаствовать в мастер-классах, посетить творческие встречи.

Как живут одноклеточные и звучит непонятное

Программа фестиваля включала несколько номинаций, в том числе и «Анимационный фильм» – показ аудиовизуальных мультипликационных работ. Мастер-класс в данной номинации проводила художник, иллюстратор, аниматор и мультипликатор Наталья Гропфель, которая побывала в эфире радио «Весна» и в редакции «МК в Смоленске» и приоткрыла завесу мира авторского кино и анимации.

Рецепт волшебства

– Хотелось бы узнать, с чего все началось и где вы получили такое интересное образование?

– Анимацией я занимаюсь уже почти 15 лет. Училась в городе Екатеринбурге – в знаменитой уральской школе анимации. А потом поняла, что хочу попробовать себя в роли режиссера, и следующим этапом было поступление во ВГИК. За время учебы сняла три фильма, совершенно разных, отличных друг от друга, – специально для того, чтобы найти свою стилистику. В данный момент преподаю в филиале ВГИКа, веду первый курс и с удовольствием делюсь со студентами своими знаниями и умениями.

– Наталья, один из ваших фильмов – «Из жизни одноклеточных» – рассказ о том, как профессор, наблюдая за развитием любовной истории амебы и микроба, видит в ней собственную жизненную ситуацию. И когда смотришь, вдруг понимаешь, что на твоих глазах происходит волшебство. Как создается анимация и в чем рецепт волшебства?

– На самом деле все начинается с самого скучного момента, но в то же время и самого важного для фильма, – создания скелета. Вначале ты занимаешься выстраиванием истории. По косточкам, как строитель, по довольно известной схеме, которая используется в театре, музыке, танцах, выстраиваешь скелет, сюжет своего фильма. А потом уже, со временем и в процессе долгой кропотливой работы, получается результат. «Из жизни одноклеточных» – моя первая самостоятельная работа. Работа, где я набила довольно много шишек, но мне хотелось с юмором рассказать историю, которая происходит под микроскопом, но обязательно параллельно повторяется в реальной жизни. Это довольно не ново, но каждый режиссер старается воплотить в сюжете свою мысль и свою идею. И это здорово, когда зритель считывает именно то, что ты пытался донести. В процессе создания больше всего времени занимает поиск идеи.

Авторское и коммерческое

– Вы очень любите рисованную анимацию. Вопрос – как она выживет в мире 3D? Ведь сейчас очень много современных программ, таких как Photoshop, AfterEffekt, Illustrator и прочий Adobe, где можно создать все…

– И рисованная анимация, и 3D – это всего лишь разные техники. Зрителей цепляет не применение какой-то из них, главное – это идея. Если у фильма есть идея, которая тебе дорога, которая тебя цепляет, вдохновляет, то совершенно все равно, в какой технике сделан фильм. Рисованная анимация – самая дорогостоящая и самая сложная. Но она дает профессиональную базу, на которой учатся и с которой начинают работать аниматоры. Зритель в итоге на самом деле думает не о технике, в которой сделан фильм, а только о том, нравится ему или нет. Но когда профессионал смотрит хорошую рисованную анимацию, он понимает, сколько труда и времени за этим стоит. Но, повторюсь, если в фильме нет идеи, которая трогает, которая интересна и актуальна, то, в какой бы технике ни был выполнен фильм, это все равно будет труд в корзину.

– Теперь вопрос субъективного характера. Вот, наверное, не всем понятна признанность мультфильма «Ежик в тумане». А как вы относитесь к этому фильму?

– Для меня это шедевр! Просто есть работы, которые проверены временем. Эту работу даже трудно назвать работой. Хотя в детстве я боялась этого мультика, потому что он совершенно не детский. Это абсолютно авторское кино, его, кстати, любят японцы, которые очень ценят режиссера Юрия Норштейна, делают с ним интервью, зовут на мастер-классы. Юрий Борисович – он просто титан! Ведь студия «Союзмультфильм» в то время выпускала довольно большое количество мультфильмов – сотни в год. Но мы разве смотрели или пересматривали эти сотни? Мы помним только единицы, которые пережили время. Прошли поколения, а наши дети до сих пор смеются над Винни-Пухом, умиляются Чебурашке и с радостью пересматривают «Ну, погоди!». Потому что это все работы хороших режиссеров и хороших художников.

– А что сейчас с «Союзмультфильмом»?

– Сейчас, к сожалению, все очень сложно. Но, наверное, это закономерный процесс, когда старая школа должна обновляться, предстать в новом качестве. В данный момент существуют коммерческие студии «Мельница», «Паровоз» и другие, которые занимаются непосредственно коммерческими проектами. Они работают в режиме нон-стоп, у них не бывает перерыва. Но это не конвейер в плохом смысле. Там работают очень большие профессионалы в своей области. Тот же мультфильм «Маша и Медведь» давно вышел на мировой рынок. Я лично не занимаюсь пока коммерческим кино, а только авторским. Но в дальнейшем, конечно, и коммерческое кино будет в жизни, потому что это основной заработок, и от этого никуда не деться. Авторское кино греет только творческую душу, но несмотря ни на что – это бесценный опыт. Когда ты делаешь что-то свое, это дает очень много сил, очень много энергии.

12 законов анимации

– Хотелось бы задать еще вопрос по механике создания рисованного мультфильма. Как получается следующий кадр? Как это происходит?

– Есть такая техника – «калька». Это когда просвечивается кадр и поверх него наносится уже измененный рисунок. Но в данный момент этой техникой мало кто пользуется, потому что мы рисуем в специальных программах, в которых уже заложен принцип кальки, когда мы сразу видим предыдущий слой. А вообще, часто говорят, что аниматоры сидят и перерисовывают одну и ту же картинку. Это неправда. Еще Уолт Дисней в 40-е годы со своими аниматорами сформулировал замечательные двенадцать законов анимации. В основе этих законов – знание физики, а также эмоциональность и привлекательность персонажей. По сути, аниматор – это человек, который совмещает в себе актера, художника и немного естествоиспытателя. И даже если вы не очень хорошо ориентируетесь в точных науках, это не помешает вам стать хорошим аниматором. Достаточно знания основных принципов сжатия-растяжения и закона инерции. Как и в любой профессии, есть схема работы, которой стараемся придерживаться. И есть градация в профессии. Базовый аниматор рисует базовые картинки. Далее работает художник, который прорисовывает картинки и вгоняет в точную стилистику, а есть еще художник-фазовщик, который рисует промежуточные картинки, чтобы анимация была мягкой и живой.

– Еще один немаловажный вопрос – озвучание. Как, например, подобрать звуки для непонятных предметов, которых нет в природе? Отличный пример – мультфильм «Валли». Ведь мы понимаем, что всего этого не существует, что все выдумано, но настолько это проникновенно, что мы искренне переживаем и нас цепляет каждая история…

– Конечно, мы делаем фильмы для людей, и неважно, что мы оживляем – консервную банку или балерину, – все равно вкладываешь туда конкретные человеческие эмоции. Звукорежиссеры – это невероятные люди, которые живут в мире звуков. Есть даже специальная профессия, которая называется foley artist, – специалисты по записи шумовых эффектов. Они занимаются тем самым синтезированием звуков и умеют творить чудеса. Вот, например, тот же мой мультик про микробов. Мы что только не записали, чтобы получить конечный звук! Мы давили гранат, варили пудинги и много чего еще… Это очень интересный и долгий труд.

– Где можно посмотреть ваши новые фильмы? Только в рамках фестивалей?

– Да, новые фильмы можно увидеть только в рамках фестивалей. Но потом они обязательно появляются в общем доступе. А крайняя работа – фильм «Письма куклы». Это история о том, как девочка теряет свою любимую куклу, а незнакомый почтальон придумывает волшебную и невероятную историю, чтобы девочка успокоилась. Мультфильм идет целых семь минут. После предыдущих работ длительностью в четыре минуты это показалось намного сложнее. За время работы над фильмом у нас сложилась классная команда аниматоров, художников. Мы больше года трудились над этим фильмом. И вот на Большом фестивале мультфильмов в Москве нам дали приз и диплом за первое место в категории «Молодая анимация». Это очень приятно, так как на этом фестивале члены жюри – это сами зрители, которые голосуют за ту или иную работу. Значит, цель нашей работы достигнута, главному ценителю – зрителю нравится то, что мы делаем!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру