Как смоляне покоряли Камчатку

Год экологии. Репортаж с края земли

Если спросить у жителей нашего города, бывали ли они на Камчатке, можно будет услышать почти единогласное: нет. А те единицы, которые там были, гордо несут этот опыт по жизни навстречу «охам и ахам». В августе прошлого года мне с группой друзей-единомышленников удалось побывать на «краю земли» – так называют свой полуостров местные жители...

Год экологии. Репортаж с края земли

Возглавил экспедицию кандидат географических наук, член Русского географического общества, автор множества туристических маршрутов по России, экскурсовод Виталий Олегович Аниськин.

Любая история дорога своим финалом, с него и начну. Поездка на Камчатку обошлась мне одному примерно в 55 тысяч рублей. В эту сумму включены: перелет авиакомпанией «Аэрофлот» (Виталий Олегович заблаговременно купил все билеты в сезон максимальных скидок, в декабре), все переезды в течение двух недель пребывания на полуострове с экскурсиями и питанием, излишества, кутеж и сувениры. Ничего сверхъестественного. Если очень захотеть и начать откладывать за год или полгода, то самый далекий уголок земли, край света, страна вулканов, гейзеров, медведей и тюленей, красной рыбы и красной икры, удивительной природы, находящейся под охраной ЮНЕСКО, и то самое гордое звание «посетителя Камчатки» станут вам ближе.

Конечно, это не «все включено» и это не лазурные берега. Солнечных дней в июле или августе статистика здесь насчитывает не больше одного. И местные шутят по этому поводу: «Ты почему незагорелый такой? – Я в этот единственный день работал!»

Важные нюансы походной части

Итак, наша группа состояла из моих друзей-путешественников, с которыми уже много лет хожу в суровые и лайтовые походы, в основном по России. А также из новичков, которым ездить в туры уже приходилось, а вот побывать в пешем походе случилось в первый раз. Маршрут и программа нашего путешествия были составлены исходя из рекомендаций предыдущих смоленских туристов, а также желания увидеть все и сразу. Программа включала как городскую часть – знакомство с городами, музеями и прочими цивилизованными достопримечательностями, так и походную, которая состояла из десятидневного пешего похода с радиальными выходами на вулкан и ванны.

Если первая часть не вызывает вопросов, то вот со второй их было немало. Прежде всего – медведи! Как известно, это самый настоящий медвежий край. Камчатский медведь – один из самых крупных на планете. И шансов его не встретить в лесу или у реки очень мало. Второе – это переходы по 25 километров в день, с учетом прохождения перевалов, ручьев, рек, и все это с рюкзаками. И третье – вулканы. Для покорения самого популярного вулкана – Авачинского кислородная маска, конечно, не требуется, но специальная обувь с твердой подошвой, трекинговые палки и теплая одежда необходимы.

Две горные гряды собрали воедино все вулканы: действующие, спящие и давно взорвавшиеся. Это Восточный хребет со стороны побережья Тихого океана и Срединный хребет, протянувшийся вдоль всей Камчатки и делящий полуостров пополам. Конечно, увидеть все и сразу невозможно, даже на вертолете, а уж посетить, подняться в жерло, ощутить едкий серный запах, сделать селфи на каждой вершине – вообще в один отпуск не вмещается. Хорошо, если с учетом погоды это будет два и более вулканов.

Мы приземлились в аэропорту города Елизово. Кстати, городов здесь оказалось немного: один большой – это Петропавловск-Камчатский и два поменьше. Есть еще населенный пункт Вилючинск – знаменитый своим могучим военным флотом подводных лодок. Город Ключи в центре полуострова, из которого все выходят на маршрут к сопке Ключевская высотой 4 750 метров над уровнем моря, где вечером еще видна в разломах лава. И собственно Елизово, откуда мы отправились в областной центр Петропавловск-Камчатский и провели там вечер на центральной набережной бухты Авачинская. Как хвастались нам местные рыбаки, площадь бухты такова, что может вместить весь торговый флот мира.

Кальдера вулкана Мутновский

Кальдерой называют остатки давно взорвавшегося вулкана. Это нагромождение скалистых гор, ледников, дымящих сероводородом гейзеров, и в эпицентре бывшего вулкана – фумарольные поля. Это марсианское зрелище лучше один раз увидеть, чем читать и воображать разноцветное каменное месиво.

В первые дни нам повезло с погодой, стояла жара +25Со – большая редкость для здешних мест. Поэтому мы встречали по пути много туристических групп, попадались даже иностранцы. Большинство туристов шли пешком к подножию вулкана, но нас вез настоящий отечественный «марсоход» – Урал-4320. Этот трансфер проходил через полное бездорожье – по руслам рек, подтаявшим ледникам, грязи, валунам, подъемам в 35 градусов – и оставил не меньше впечатлений, чем сам вулкан, точнее, то, что от него осталось.

В специализированной машине, такой как «Урал», есть рычаг, который спускает воздух во всех колесах одновременно почти до нуля – именно так этот вездеход проходит рыхлый снег на медленной скорости, не зарываясь в нем. А на твердой поверхности накачивает давление и продолжает путь. Глядя за окно «вахтовки», не понимаешь, как она заехала сюда.

Тут так дико и нет ни одного ровного участка, только камни, ручьи, ледники и осыпи. После четырех часов в душной «вахтовке» было единственное желание – покинуть ее поскорее и идти пешком. Но, как говорит народная мудрость, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Доказывать ее долго не пришлось. Еще три часа – и мы на фумарольных полях. Вонь тут стоит редкостная! Запах сероводорода напоминает аммиак, а извержение дымящих гейзеров повсюду. От больших до очень больших. Именно на эти склоны в прошлом году прыгал наш земляк Иван Малахов с вертолета, когда совершал первый в мире экстремальный прыжок в кратер действующего вулкана Мутновский. Быстро и без затяжных подъемов эту кальдеру можно посетить за один день и благополучно вернуться домой вечером, главное – найти пилота «марсохода» «Урал» поопытнее. Спасибо дяде Вове. Он нас еще на обратном пути завез на водопад, при этом часть пути мы ехали на крыше будки – это отдельное удовольствие и восторг.

Навстречу медведям и прочим испытаниям

Перед выездом на пеший маршрут мы встретили группу туристов, которые вернулись из водного похода. Они подарили нам «сигнал охотника» (это ракетница) и рассказали о медведях. Дали инструкции и немного успокоили нас тем, что вот они – реальные очевидцы, живые и здоровые. Итак, встречи с медведем можно условно делить на два вида: ожидаемые и неожиданные. Безопасность первых не стопроцентная, но в этих случаях медведь, как любопытная собака, лезет полакомиться на стоянках, и если что-то найдет, то выгнать его из лагеря будет проблематично. Поэтому надо действовать по четкой инструкции. Всю еду подвешивать повыше, в палатках съестное не хранить, даже забытую «сосульку» может учуять и залезть в гости. Сгущенку чует сквозь банку. А в лес ходить по четыре человека, т. к. трое для него несущественная угроза, а одного может и «отжать». Что имел в виду под словом «отжать» егерь на центральном кордоне в Налычево, когда выдавал нам инструктаж, мы не уточняли, но на практике проверять не стали. За три дня стоянок мишки встречались нам каждый день в разных местах и с разной целью.

Мне досталась встреча с большой рыжей мордой утром на тропинке к ручью, куда я направлялся за водой и умыться. Большой медведь смотрел на меня примерно с таким же удивлением, как и я на него. Примерно в 15 метрах друг от друга. Я остановился – это главное, что нужно сделать при любых встречах. Потом, не глядя в глаза зверю, пятиться назад. Не убегать! Бежать бессмысленно: медведь бегает быстрее, и к тому же это провоцирует его на атаку. Поэтому лучше и эффективнее издавать громкие и неприятные звуки. Хорошо, что я шел за водой, у меня в руках были пустые котлы – при первом же ударе друг о друга наглая рыжая морда щеманулась в кусты, и я увидел огромную меховую попу, больше чем у коровы мясомолочной породы.

Еще одна встреча досталась одинокому туристу, который прибился к нам и поставил в нашем лагере свою одноместную палатку. Он не убрал продукты из нее, поэтому через пару часов, в сумерках, наш Сергей отгонял медведя, лезущего без стеснения и боязни под тент. Медведи приходили на ягодные поля и термальные источники…

Что касается нежелательных встреч – самым опасным может стать случай, когда вы окажетесь между медвежонком и медведицей. Шансов поговорить, убедить или убежать практически нет. Далее по опасности – это всевозможные попытки убить, ранить или причинить боль. Например, направить ракетницу и стрельнуть в медведя. В других случаях есть шансы остаться в живых. Главное – не паниковать и действовать по ситуации. Лучше потихоньку уйти, не привлекая повышенного внимания зверя.

Восхождение на вулкан Авачинский

На Камчатке все решает погода. В день восхождения она была идеальная. Нам пока крупно везло. Лагерь разбили на плато меж двух вулканов-красавцев. Это идеальной формы Карякский (3 456 м) и двойной – Авачинский (2 741 м).

Расчетная продолжительность восхождения – 6–8 часов.  Протяженность восхождения –  8 километров. Крутизна склона в предвершинной части достигает 35 градусов, и последний отрезок пути ударил если не в бровь, то в глаз. Вертикальная «сыпучка» не давалась легко, приходилось отдыхать каждые 10–20 метров.  На высоте 2 000 метров дул холодный ветер, пришлось надеть теплую ветрозащитную одежду. Очень важный момент – обувь. У меня были «вибрамы» старенькие, и они не выдержали нагрузки. Каменное месиво из остатков лавы, острые черные и красные камни разной фракции из застывшей пены, которые можно использовать как пемзу для пяток, убивают неподготовленную обувь моментально.

И вот он – кратер вулкана Авачинский. Первый вулкан в моей жизни. Представления о нем были самые разные, но не то, совсем не то, что я увидел. До 1991 года кратер представлял собой чашу диаметром 400 метров и глубиной 200 метров. В результате извержения кратер был запечатан лавовой пробкой, после этого фумаролы сосредоточились по краям. Черная пробка напоминает сырье для фабрик «Мордора», и кажется, что этот эпицентр зла замер в ожидании приказа захватить весь мир. Страшное застывшее зрелище. Но зато вокруг, наоборот, яркие краски и обалденный вид на Тихий океан, вулкан Карякский, бухту Авачинскую и крохотный Петрапавловск-Камчатский на ее берегу. Все это снимает усталость от подъема и наполняет сердце чувством высокой любви к природе Камчатки.

Налычево

Дальнейший путь лежал в Налычевскую долину с вулканами Жупановской группы. Постепенно марсианские пустоши и шлаковые поля  сменились густой растительностью с минеральными источниками, как дикими, так и обустроенными людьми.  Два дня мы шли с рюкзаками то по тропе, то в поисках ее. Большинство групп берут проводника, опытного водителя по экотропам и стоянкам, но мы-то бывалые туристы. Ха! Поэтому на поиски тропы уходили часы нелегких преодолений карликовой растительности и горных рек. И вот второй день закончился марш-броском в 25 километров к Налычевскому кордону. Получив инструкции от егерей, мы поставили лагерь и в ожидании медведей стали мечтать о теплых ваннах.

Все ожидания оправдались, и если медведей я уже описывал, то на термальных источниках задержусь. Лужи один, два и три внешне полностью соответствовали названию. Отличались они немногим. Обустроенные раздевалки, скамеечки и сервис для этой глуши – на высоте.

Температура воды – от 45 до 30 градусов, а вытекает этот почти кипяток с богатым химическим составом из «Грифона» – так называется 200-метровое отверстие в земле с 76-градусной чистейшей водой, в которой высокая концентрация веществ: мышьяк, кальций, железо, бор, литий, кремний, магний, натрий, калий, барий, бром, хлор, йод, цинк, свинец, вольфрам, стронций и сурьма.

В этих ваннах мы провели весь день, нарушив все предупреждения о рекомендованном времени пребывания в горячем источнике не более 30 минут. На обратном пути набрали таз голубики и жимолости и устроили в лагере сладкую жизнь. Наш выход из долины был самым трудным испытанием. Два дня под дождем мы шли по 25 километров в день. По тропе через ручьи, перевал и заросли. Снизу мокрая трава во весь рост, сверху дождь или морось.

Ночевка в зимовье на нарах – это особое удовольствие. Мокрым, уставшим и голодным туристам этот гостеприимный домик показался курортным отелем. Печка, ужин, тепло и громкий смех быстро подарили нам комфорт домашнего уюта.

Мы вышли у Пиначевского кордона. Резная деревянная арка знаменовала конец походной части. И надо было лететь через полмира, чтобы пройтись точно так же, как у нас в национальном парке «Смоленское Поозерье»? Надо было! Хотя бы затем, чтобы узнать радушие местных камчатских хранителей природы. Егерь Михалыч на выходе напоил нас молоком, показал, где умыться, помыть обувь, ноги, и истории рассказал. Как взрывались военные боеприпасы на тихоокеанском складе и от взрывов медведи бродили всю зиму, не ложась в спячку. Как встретился лицом к лицу с медведицей. Как влюбился в Камчатский край и остался здесь навсегда.

Несмотря на тяжести и нерегулярное питание, эта часть поездки была самая сильная. Дорогая моему сердцу и взгляду. Именно в эти дни я влюбился в «край света», и это чувство не покинет меня никогда!

Моря, океан и начало России

Накопив на перелет, стоит взять денег на развлечения и сувениры. А вышеописанный пеший переход можно совершить на вертолете. Правда, придется ждать летной погоды, и это может продлиться больше недели. Морские прогулки на яхтах и катерах – увлекательное зрелище и возможность знакомства с морской фауной. Нам не везло с погодой, поэтому не выходили в открытое море, а рыбачили в бухте. После 30 минут пребывания на яхте у большинства началась морская болезнь. Вместо веселья и селфи я, как и многие, улегся спать. И, о чудо, тошнота прошла. Ловили красноперого терпуга, камбалу. Капитан достал со дна морских ежей и накормил нас их икрой. Мы плавали на моторке по пещерам и кидали монетки в каменный кипарис. В общем, весь набор удовольствий для туристов с материка.

Петропавловск-Камчатский расположился в уютной бухте Авачинская, попасть к побережью Тихого океана можно на такси или на рейсовом междугородном автобусе. Пройдя пять километров, мы достигли цели. Как у любой большой воды, душа замирает, а взор пытается заглянуть за горизонт. Особенно если это берег далекого Тихого океана, а точнее, его части – Берингова моря. А за горизонтом – страна Канада, в которой сейчас еще вчерашний день. Холодная вода не остановила меня и еще пару смельчаков. Подкрепившись красной икрой, рыбой и шампанским, мы с криками сиганули в воду. Удовольствия никакого, но еще одна планка – искупаться в Тихом океане – взята. Черный песок, причудливые сопки, едва видные далекие вулканы, нетеплый ветер, низкие хмурые облака и большие волны убеждали, что здесь никогда не будет пятизвездочных отелей и пляжей, никогда не будет грибков и кабинок для переодевания. Зато тут природа и ее великолепие в чистом виде. Берег, с которого начинается и новый день, и наша огромная страна. И об этом часто говорят местные: у нас не край земли, а начало России.

Отъезд с края земли

В последний день пришло время закупать самые главные сувениры – икру и рыбу. Все связи и рекомендации по икре вели на городской рынок, где мы и закупились.

Последние дни принесли еще несколько интересных встреч. С таксистами, которые хоть ругают Камчатку, но уехать жить куда-то в другое место не хотят. Видимо, средняя стоимость коммунальных услуг, составляющая 20 тысяч рублей в месяц за 3-комнатную квартиру, покрывается возможностью заработать на поездках по городу от 400 рублей и на легальных и не вполне доходах на рыбе, икре и туристах.

Завершить свою повесть хочется рассказом о знакомстве с удивительными людьми – это Тарас и Татьяна Шурыга. Отдельно про них можно долго рассказывать. Но скажу главное: они всем сердцем влюблены в этот удивительный полуостров. Татьяна возглавляет благотворительный фонд «Береги Камчатку» и распространяет с Тарасом продукцию с собственноручно нарисованными логотипами и картинками на эту тему. Они организуют удивительные выезды, конференции и экскурсии. Их желание изменить отношение людей к окружающей красоте родного края, желание открыть глаза местным жителям, желание научить их зарабатывать, любя родную природу, а не уничтожать ее – для меня во многом окончательно сформировало отношение к этой части планеты.

Теперь навстречу «ахам и охам» я гордо несу звание «Бывавший на Камчатке». И побывал бы там еще. И не раз. Это не отдых, это туризм. Это поездка для тех, кто может открыть сердце природе. Это приключение как для одного, так и для большой веселой компании.

МК КСТАТИ

Программа-минимум на Камчатке

1.     Забраться в кратер вулкана. 

2. Наесться красной икры и крабов на берегу Авачинской бухты.

3. Искупаться в Тихом океане.

4. Встретиться с медведем.

5. Искупаться в термальных источниках.

6. Выпить природной минеральной воды.

7. Съесть три литра собранных ягод (жимолость, голубика).

8. Переночевать в зимовье.

9. Пройти 45 км под дождем через заросли хмызника за два дня.

10. Потрогать природу сердцем.

11. Выйти в открытый океан на яхте. Поймать камбалу и попробовать икру морского ежа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру