Чем обязано смолянам заокеанское такси и о других тонкостях извоза

Мотор! Еще мотор!

Знаете, как давно существует такси? В 2017 году этот вид транспорта отмечает 110-летие! Годом рождения такси считают 1907-й, когда в Америке появились желтые автомобили. В 1907-м первые легковые машины, оборудованные таксометрами, курсировали во Франции и Англии. Смоленск внес свою лепту в историю такси, хотя оно появилось в нашем городе много позже, чем в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге.

Мотор! Еще мотор!

Россия не отставала от мирового прогресса: в том же 1907 году, когда таксомоторы появились за океаном и в Европе, предприимчивый водитель-москвич повесил на свой автомобиль плакат: «Извозчик. Такса за проезд – по соглашению». Этот факт сохранили для истории репортеры газеты «Голос Москвы». Издание сообщило о московском чудаке, который за деньги возит на машине пассажиров, тем самым первым в России опубликовав рекламу такси.

Был транспорт буржуйский – стал советский

Северная столица подхватила мировые тенденции: в 1910 году было открыто коммерческое предприятие «Санкт-Петербургский Таксомотор», предлагающее своим клиентам поездки по счетчику – таксометру (был изобретен немецким ученым Вильгельмом Брюном в 1891 году).

Правда, начиная с 1917-го Советская Россия почти не признавала «буржуазный» вид транспорта. Но через семь лет все изменилось. Моссовет в 1924 году озаботился покупкой специальных авто для пассажирских перевозок, и с 1925 года первые 16 государственных такси – автомобилей марки Renault покатились по улицам столицы. Потом в обиход вошли «ГАЗ», «ГАЗ-М-1», («Эмка»), «ЗИС»… Последний «Рено» покинул московскую службу такси в середине 30-х годов XX века.

В послевоенные годы услуги такси в основном оказывали авто марки «Победа». Еще позже лидером проката стала «Волга».

В советское время работать таксистом было престижно. Кроме автошколы водители проходили спецподготовку. Попадание в ДТП почти автоматически лишало таксиста работы, но, конечно, советские водители находились в условиях, которые современным автомобилистам показались бы тепличными.

Какое такси? Все авто наперечет!

Конечно, интересно было бы выяснить, когда взревел первый таксомотор на улицах Смоленска. Однако серьезных исследований на эту тему, наверное, не проводилось. Редакция «МК в Смоленске» пообщалась с краеведом, главным редактором журнала «Край Смоленский» Юрием Шориным. Обсудив вопрос истории таксомоторов в городе, мы с ним предположили, что, возможно, до революции этот вид транспорта в Смоленске не был представлен. И хотя Юрий Николаевич не изучал специально эту тему, но отметил, что, например, в работах Бориса Перлина, смоленского историка, автора книги «Смоленск и его улицы. Историко-географические очерки», он не нашел упоминаний о таксомоторах, все больше – об извозчиках.

Более того, наш собеседник упомянул, что с началом Первой мировой войны все авто в Смоленске поставили на учет и использовали для нужд государства – например, в перевозке раненых. Юрий Шорин отметил, что именно в годы Первой мировой в Смоленске впервые появились автобусы.

В начале прошлого века смоляне могли пользоваться трамваем, который в 2017 году отмечает 116 лет, и, как мы уже упоминали, извозчиками. Кстати, услуги извозчиков обходились недешево, и надо отметить, что смоляне из разных городов и весей губернии часто отправлялись на заработки в Москву и Петербург, промышляя частным извозом, как, впрочем, и сейчас. Такси в Смоленске получило распространение, скорее всего, в годы после Великой Отечественной войны.

Вера на «Эмке»

В 1936–46 годах «Эмка» была основным советским таксомотором. Первые опытные образцы «ГАЗ-М-1» (прототипом для которых являлся «Форд») появились в январе 1934 года. 16 марта 1936-го с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли два первых серийных автомобиля, а с мая начался массовый выпуск. В таксопарки Ленинграда первые 20 штук «ГАЗ-М-1» поступили уже в начале 1936-го, через три года их было уже 465. На одном из таких автомобилей начала работать в Ленинграде до войны Вера Барташ. Мне довелось познакомиться с ней в Смоленске в 2001-м. Уже около девяти лет Веры Барташ нет в живых.

Баба Вера – именно так ее называли все соседи в двухэтажном доме на улице Марии Октябрьской. После войны она приехала в Смоленск и получила здесь с мужем квартиру в 1948-м. А до войны Вера работала таксистом в Питере. Коллеги-мужчины сначала недоверчиво относились к девушке за рулем, но быстро поняли, что водитель она хороший, и всегда были готовы помочь. Баба Вера неохотно вспоминала годы войны и блокаду Ленинграда, начавшуюся в сентябре 1941 года. Из блокады ей удалось вырваться чудом – зимой 1941 года по льду Ладожского озера на родной «Эмке».

Как рассказывала баба Вера, случилось так, что один из ее знакомых таксистов устроил, чтобы именно она помогла эвакуировать преподавателя военной академии с женой. По дороге двигатель заглох, и, чтобы его завести, Вера с остервенением крутила ручку, отчаянно веря, что сможет выбраться сама и доставить пассажиров на Большую землю…

Только когда все закончилось, она поняла, что ужасно болит рука – пока ехала, перелом она даже не заметила. Потом поднялась температура, началась сильная лихорадка; память сохранила эпизод, когда ее и других эвакуированных грузили в пульмановские вагоны и отправляли в Казахстан. Баба Вера призналась, что всю жизнь переживала, что ее отъезд из Ленинграда, устроенный знакомым, был не вполне законной эвакуацией, ведь она не ходила к своему начальству и не получала никаких документов.

Смоленский изобретатель «шашечек»

Напоследок расскажем вам немного о культовых автомобилях «чеккер», ставших символом американского такси. При чем тут Смоленск? Он имеет самое прямое отношение и к «чеккерам», и к легендарному «желтому такси», и к «шашечкам».

В 1922 году американский бизнесмен Морис Маркин (эмигрант 29 лет от роду) основал Checker Cab Manufacturing Co – автозавод, производящий такси собственной конструкции. До этого момента он владел чикагской мастерской по пошиву одежды, которую выкупил после смерти прежнего владельца. А потом сумел сколотить состояние на госзаказах по производству обмундирования для армии.

В 1921 году должник вместо денег отдал Маркину фабрику по производству кузовов для такси, а Морис докупил еще несколько небольших компаний и объединил их в одну. В 1929 году Маркин выкупил компанию такси Yellow Cab Company. Версия «чеккера» 1960 года и считается легендарным американским «желтым такси». В конце 60-х годов практически все таксопарки страны использовали именно машины Маркина.

Легендарный Морис Маркин был смолянином! Он родился в нашем городе в 1893 году в многодетной еврейской семье, рано начал работать, в том числе и подмастерьем в портняжной мастерской. В 1912 году решил уехать к своему дяде в Америку. 19-летний смолянин, не знающий английского языка, потративший все деньги на билет на пароход и чудом занявший 25 долларов, чтобы заплатить чиновнику иммиграционной службы, все-таки добрался до Чикаго. Он скончался мультимиллионером в 1970 году, в возрасте 76 лет.

Именно Морис Маркин придумал размещать на своих такси «шашечки», которые напоминали финишные флажки на гонках и символизировали победу.

Во времена «сухого закона» гангстеры, среди них и знаменитый Аль-Капоне, любили поездки в «чеккерах». В салоне было до девяти посадочных мест – самое то, чтобы прятать спиртное и выезжать на дело.

Сегодня смоляне привычно пользуются услугами такси. Этот вид транспорта достаточно востребован. Как минимум пять телефонных номеров навскидку могут назвать и молодежь, и люди среднего возраста, и старики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру