Смоленский скульптор делится своей философией жизни

Все началось с коробки с пластилином

Имя Константина Федоровича Куликова, автора многочисленных скульптур, произведений малых форм, монументальных работ и множества образов женской пластики, хорошо известно смолянам.

Все началось с коробки с пластилином

Художник со своим эстетическим «я», всегда узнаваемый в своем отношении к пластике, родился в деревне Лаврово Владимирской области в 1957 году, в 1987-м окончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института. Вот уже 35 лет живет и работает скульптором в городе-герое Смоленске, все эти годы непрерывно занимаясь творчеством. Был победителем и дипломантом областных и городских скульптурных конкурсов, дипломантом выставок различного уровня. С 1991 года – член Союза художников России. С 1984 года является постоянным участником форумов, пленэров, семинаров, международных выставок. Персональные выставки скульптора неоднократно проходили в Смоленске, Калининграде, Вязьме, Рославле, Десногорске, Демидове, Шумячах, Починке, Ельне, а также в Польше и в Белоруссии. Отмечен многочисленными благодарственными письмами, почетными грамотами, внесен в ежегодный альманах «Лучшие люди города Смоленска и Смоленщины» за 2007 год. В 2014 году скульптору была вручена серебряная медаль Союза художников России «Традиция, духовность, мастерство». К.Ф. Куликов  – стипендиат губернатора Смоленской области в 2014–2015 годах, автор серии  портретов знаменитых людей в истории нашего Отечества и Смоленского края, а также монументальных произведений: мемориальной доски М. Исаковскому, памятника погибшим воинам в с. Ершичи, памятника песне «Катюша», принятого  к исполнению по результатам областного конкурса в 1989 году, памятника князю Ростиславу, установленного в городе Рославле, памятника Матери-солдатке, ставшего одним из украшением города Ельни, а также бюста писателя-фантаста Александра Беляева, который планируется установить на Литературной аллее Смоленска.

Философский смысл – в каждой работе

Наша встреча с Константином Фёдоровичем Куликовым прошла 17 августа в святая святых скульптора – его мастерской. Здесь, в тиши пригорода, в атмосфере творческого созидания, смоленский веятель, недавно отметивший 60-летний юбилей, познакомил меня со своими работами, поделился планами на жизнь и раскрыл философский замысел дела всей жизни.

… «Стрелец», «Посвящение другу», «Нега», «Портрет балерины», «Очарование», «Фея фонтанов», «Искупление», «Внутренний голос», «Мечта о полете», «Облако», «Морское эхо», «Виола», «Алёнушка» … Работы Константина Куликова завораживают, очаровывают, заставляют задуматься, осмыслить разнообразную палитру образов, сложность пластических решений композиций, их необычную порывистость движений, духовное содержание, нестандартную трактовку извечных тем, спрятанную загадку. По характеру Константин Куликов – человек сильный, открытый и дружелюбный. Потому и работы скульптора – это скорее его эмоциональные откровения, искренний разговор со зрителем. Одни и те же события человеческой жизни, загадки бытия, сущность природы трактуются автором на уровне философских тайн. Грусть, печаль, любовь, вера, безмятежность, сила, гармония, умиротворение – такие чувства и эмоции передают нам безмолвные, но, судя по точности и выразительности характерных черт портретов, живые скульптурные лица, которые Константин Федорович, вложив в них всю душу и переживания, изваял во вдохновенном порыве.

Автор работает в различных материалах. Металл, камень, дерево, глина – ему все подвластно, он во всем видит красоту, добро, философский смысл. Тому доказательство и еще одно садовое арт-сооружение – «Рыцарь весёлого образа», который благодаря скульптору появился на свет буквально из ничего – из шурупов, болтиков, другого сварного металла. Талантливый человек талантлив во всем. Так и Константин Фёдорович помимо монументальной и станковой скульптуры занимается живописью и графикой, созданием каминов, реставрацией ретро-автомобилей. К своим работам автор относится по-отечески тепло, но главной своей гордостью считает семью – жену, архитектора по профессии, Наталью Арсеновну, сыновей Фёдора и Михаила. Первый стал дизайнером, второй связал жизнь с музыкой, профессионально играет на саксофоне.

«Скульптурой живу и дышу»

– Константин Фёдорович, как началась ваша творческая биография? Когда вы поняли, что свяжете свою жизнь со скульптурой?

– Все дети по натуре своей художники, творцы. Так и у меня тяга к скульптуре проявилась с раннего детства. Помню, мне, малышу, подарили коробку с пластилином. И я стал лепить часами, не замечая времени. Повзрослев, делал композиционные работы, но постепенно появились другие интересы, и скульптура отошла на второй план. А потом судьба познакомила меня с молодыми художниками, под влиянием которых начал интенсивно заниматься живописью. На живопись я потратил четыре года. Затем поступил в художественное училище, а там одна из специальностей – скульптура. Когда пришел в скульптурный класс, уловил плотный могучий запах пластилинового воска, мгновенно вернувший мою детскую любовь, и оттуда больше уже не вышел. Всегда с благодарностью вспоминаю своего первого учителя Льва Васильевича Кудряшова, давшего мне первые наставления в профессии и в жизни. Страсть к скульптуре продолжается у меня по сей день, без нее я не живу и себя как человека не представляю.

– А вы помните свою первую работу?

– К сожалению, все мои работы, сотворенные в пору моего становления как скульптора, пропали при продаже дома во Владимире. С тех времен сохранился только первый портрет моей жены. С Натальей мы вместе уже тридцать пять лет. Она для меня не просто муза, а настоящий, верный, преданный друг, главный помощник, любимый человек. Мы везде вместе – по жизни и в творчестве, все монументальные композиции творим в тандеме. Я делаю скульптуру, она как архитектор разрабатывает постамент и благоустройство.

– На ваш взгляд, что такое скульптура?

– Это то, с помощью чего художник выражает свое отношение к действительности, природным и социальным явлениям. В скульптурных работах можно увидеть, что тревожит и беспокоит автора, то, чем он дышит, живет, любуется.

– Я думаю, многим будет интересно узнать, как у вас рождаются идеи создания того или иного образа?

– Это не сиюминутный процесс. Все мои идеи появляются на свет благодаря многим факторам: состоянию души, мировоззрению, моему воспитанию. Прежде чем подойти к технической стороне процесса, полностью окунаюсь в историю своего героя.

– Что вы пытаетесь донести до общества с помощью своих работ? Какова философия вашей жизни?

– К каждой скульптуре, над которой работаю, подхожу философски. Ведь она формирует наше мировоззрение, наш вкус и наши представления о прекрасном. Я верю, что благодаря своим творениям добиваюсь позитивных изменений в жизненном пространстве города или в сознании людей. Так, к примеру, монумент на военно-патриотическую тему помогает современному поколению чтить память предков, помнить об их подвигах, совершенных во имя нашего светлого будущего. Бюсты известных людей, князей, поэтов позволяют взглянуть на эти личности через призму их заслуг. Город тоже становится культурно богаче за счет таких монументальных композиций, ведь в них есть сила убеждения.

– Константин Фёдорович, поделитесь с читателями «МК в Смоленске» своими творческими планами...

– 25 сентября я выставлю свои работы в Рославле, в ноябре – в Гагарине и, возможно, Десногорске. 29 ноября состоится открытие моей персональной выставки в Смоленском культурно-выставочном центре. В последнее время меня сильно увлекла тема смоленской поэзии, по которой есть ряд творческих задумок. А вообще, планов – громадье! Но теперь не то, что в пору юношеского максимализма, – распыляться непозволительно. Солидный возраст диктует свои правила – всегда и во всем расставляю приоритеты.    

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру