Смолянин Вадим Канделинский представил зрителям свой режиссерский дебют

Хозяйка не заметила, как в ее квартире сняли кино

Когда в Смоленске снимается кино – это уже само по себе событие. А если еще его снимают сами смоляне, без денег и связей, обучаясь тонкостям профессии, что называется, по ходу движения, и к тому же получают результат, который не стыдно показать зрителям, – это событие вдвойне.

Хозяйка не заметила, как в ее квартире сняли кино

Приблизительно с такими мыслями я шла в киноклуб «Трафик» на премьерный показ короткометражного художественного фильма «Квартира 108», снятого журналистом (в прошлом), а ныне новоиспеченным режиссером-любителем Вадимом Канделинским. И не пожалела. Просмотр фильма и общение со съемочной группой оставили приятное послевкусие.

Смелое кино

К огромному сожалению, современный массовый кинематограф – это во многом индустрия отдыха и развлечений. Если хочешь посмотреть что-то со смыслом, приходится еще как следует поискать или обратиться к совсем уж элитарному киноискусству. А так хочется побольше кино, понятного любому зрителю, но чтобы при этом оно давало пищу для размышления, будоражило чувства, заставляло вместе с героями искать ответы на какие-то вопросы.

В некотором смысле Вадим Канделинский со мной солидарен:

– Не люблю я кино веселое. Нет, я могу его посмотреть. Но дело в том, что все время хочется как-то высказаться. Другим людям что-то покричать, сказать: «Эй, ребята, что ж такое? Что вы делаете?» Большое влияние на меня оказал режиссер Юрий Быков. Мы с ним виделись на кинофестивале «Золотой Феникс». Он тогда привез фильм «Жить». И та встреча наложила на меня свой отпечаток. Я понял, что мне хочется снимать кино, которое будет о чем-то говорить зрителю, а не просто будет развлекалочкой.

В своей дебютной картине «Квартира 108», которая названа так в честь квартиры, где проживает сам режиссер, он попытался поднять проблему человеческого выбора и его последствий. По признанию Вадима, он остановился на жанре криминальной драмы отчасти из прагматических соображений, поскольку в Смоленске без соответствующего бюджета снимать, скажем, фантастику было бы проблематично. Хотя, как знать, быть может, все еще впереди...

Тем не менее молодой режиссер поразил публику смелостью. «Ребята замахнулись на фильм с большим количеством персонажей. Обычно, я знаю, первые фильмы – это бывают один-два персонажа и локация – парк, и все. А тут очень сложное кино для первого раза сделали», – отметила руководитель киноклуба «Трафик» Ольга Слесарева.

И действительно, для съемок нужно было где-то раздобыть военную форму, страйкбольное оружие, которое имитировало боевое, обеспечить массовку и учесть множество других нюансов. Кстати, как написать столь непростой для реализации сценарий, Вадим узнал при помощи всемогущего интернета, до этого такого опыта у него не было. Но самым сложным делом стало собрать всю съемочную группу, которая работала на чистом энтузиазме, в одном месте в одно время.

На реальных событиях

Работа над картиной заняла 10 месяцев, но из-за вынужденных перерывов с момента начала съемок до премьеры прошло два с половиной года. Это время Вадим Канделинский назвал лучшим в жизни, потому что было много не только трудностей и нервов, но и забавных, веселых моментов. Например, во время съемок одной из сцен из кустов вылез мужчина в военной форме и стал выяснять, чем они вообще занимаются. Оказалось, что ребята работали над фильмом чуть ли не на каком-то секретном объекте.

Для съемок другого эпизода была арендована квартира, хозяйка которой так и осталась в неведении, что там происходило на самом деле: по заверениям съемочной группы, все вели себя культурно, ничего не сломали, не испортили и после себя оставили порядок. Самому режиссеру (и по совместительству сценаристу) пришлось в своей картине стать трупом в ванной, потому что никто другой не соглашался играть такую роль. Для этой сцены были куплены дефицитные последние три бутылька искусственной крови, которые просто чудом удалось найти в Смоленске.

Позже, на съемках самого сложного эпизода – событий в Чечне, пришлось в качестве крови согласно киношным стереотипам использовать просроченный кетчуп. А сам этот фрагмент фильма основан на реальных событиях.

– Монолог старшего лейтенанта про первый день на войне – это реальная история человека, который живет в Сафоново. Я когда журналистом работал, ко дню вывода войск из Чечни делал передачу. Встретился с двумя сафоновскими ребятами, которые участвовали в войне. Все отсняли. И в конце, когда мы уже начали сворачивать камеру, он сказал: «Хочешь, я расскажу тебе, как реально было?» И для меня это был такой шок. Я решил включить этот монолог в фильм. Как говорят, наболело. Хотелось это рассказать», – пояснил Вадим Канделинский.

Стоит также отметить работу пиротехника, который обещал бесплатно устроить маленькую войну на съемочной площадке и сдержал свое слово, что произвело большое впечатление на зрителей.

Разгадать ребус

Вообще, как выяснилось, в деле кинопроизводства найти единомышленников – это как минимум половина успеха, а то и больше. Первым поддержал идею оператор Андрей Чернобуров. Его заинтересовал сам вызов – попробовать снять кино в Смоленске. Самиру Багирову, ответственному за звук, оказался близок замысел фильма. И к тому же как музыканту ему знакомо, что лучшие вещи в своей жизни мы зачастую делаем не ради денег. Настоящей палочкой-выручалочкой в съемочной группе стал Александр Ракитянский, который заслужил от Вадима Канделинского почетное звание продюсера. Он не только помогал в решении организационных вопросов, но и сыграл трех героев в разных амплуа. Естественно, для этого его всячески маскировали. Так что посмотреть фильм стоит уже только ради того, чтобы разгадать ребус – кого сыграл Саша. В картине также снялись театральные актеры Никита Куманьков и Александр Кубанин, а также актер и кавээнщик Александр Киселев. Все остальные люди никак не связаны ни с театром, ни с кино.

К примеру, роль успешного бизнесмена, заказчика убийства, досталась обычному смоленскому водителю, с которым Вадим знаком по работе. Режиссеру понравился типаж, и он пригласил мужчину на кастинг.

Большие планы

В целом картина-перевертыш, в которой отпетый негодяй оказывается не таким уж и отпетым, а обычный человек делает выбор в пользу зла, получилась достаточно убедительной для зрителей. Отзывы в 90% случаев положительные. Но и к критике члены съемочной группы прислушиваются и относятся хорошо, тем более что большинство своих недочетов они и сами прекрасно видят.

По словам Вадима Канделинского, он пытался сделать все максимально хорошо в тех условиях, которые у него были. Хотя если бы снимал сейчас, то и сценарий был бы уже другой, и все было бы по-другому. И это, мне кажется, говорит о том, что в процессе создания фильма съемочная команда чему-то научилась, получила бесценный опыт, который будет применен в работе над новыми картинами. Во всяком случае, Вадим не собирается останавливаться на достигнутом.

Есть еще как минимум две социальные темы, которые ему хотелось бы раскрыть в кино: поколение «а чё?» и события в Донбассе, о которых он знает не понаслышке, поскольку в 2015-м пробыл там полгода в качестве военного корреспондента. А оператор Андрей Чернобуров мечтает снять в Смоленске «Пикник на обочине», но не в стиле Тарковского, а именно по Стругацким.

Что же касается дальнейшей судьбы «Квартиры 108», об этом Вадим Канделинский говорит следующее: «Будем пытаться участвовать в кинофестивалях. Будем показывать везде, где только можно. В Смоленске на фестивале ArtShort состоится показ вне конкурсной программы». Также планируется со временем выложить фильм в интернет. Сейчас такой возможности нет, потому что этого не допускают требования большинства кинофестивалей. Но рано или поздно посмотреть и оценить смоленское кино сможет каждый.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру