Смоленские психологи рассказали о том, как удержать персонал и добиться улучшения экономических показателей

Игры для взрослых

Современный мир стремительно развивается, и в нашу жизнь входят все новые и новые явления. Если бы раньше нам сказали о том, что победить проблему текучести кадров можно с помощью игры, мы вряд ли в это поверили бы.

Игры для взрослых

Но на сегодняшний день такая практика имеется. Подробнее о ней рассказали корреспонденту «МК в Смоленске» психологи Мария Кудасова и Марина Жарова.

Сейчас все чаще приходится слышать о том, что разные компании привлекают к работе с персоналом психологов. Почему это становится актуальным? В чем причина?

Мария Кудасова: – Для многих руководителей кадровый вопрос – это большая головная боль. Мы часто слышим, что нет готовых хороших кадров, что сотрудники ленивы и немотивированны. К тому же в Смоленске, что скрывать, идет активная миграция квалифицированных работников в Москву и Калугу. В связи с этим мы как психологи столкнулись с запросом бизнеса на удержание и развитие сотрудников. Но речь шла не столько о развитии различных бизнес-компетенций, сколько о психологической адаптации и нахождении правильного места конкретному работнику. Ведь работа может не приносить человеку удовольствия просто потому, что он находится не на своем месте. Например, согласно своим особенностям человек может плохо переносить индивидуальную работу. Он командный игрок, а ему приходится ежедневно проводить время в отдельном кабинете, работать, рассчитывая только на себя. А отсюда и соответствующие результаты. Поэтому любому руководителю необходимо иметь представление о психологическом портрете своего работника.

– А в чем заключается работа психолога с кадрами?

Марина Жарова: – Мы помогаем в подборе персонала. Сейчас уже такое время, что не представляет никакого труда подготовиться к любому собеседованию и дать такие ответы, которые от тебя хотят слышать. Поэтому у нас вопросы с подвохом, которые так или иначе покажут истинную картину. Кстати, очень важный момент – разделяет ли потенциальный будущий работник ценности компании. И вот здесь нужно «просмотреть человека изнутри», узнать помимо его компетенций еще и психологические установки на жизнь в целом. Также мы занимаемся адаптацией новых сотрудников, ротацией кадров внутри коллектива, чтобы, как уже сказала Мария, каждый находился на своем месте. С руководящим составом работаем. Не у каждого руководителя есть все те компетенции, которыми должен обладать идеальный руководитель. И тут важно выявить сильные и слабые стороны, разобраться, над чем нужно поработать.

– Есть в вашем арсенале такая методика, как сюжетно-ролевая бизнес-игра. Расскажите, что она из себя представляет?

Мария Кудасова: – Это игра, в ходе которой вы примеряете на себя чью-то роль. В обычной игре процесс строится вокруг одной задачи. Например, в детской игре «прятки» основная задача – найти. В сюжетно-ролевой игре множество целей, особенностей и задач, существенно различающихся у разных персонажей, среди которых есть как положительные, так и отрицательные. А еще игра имеет четко выраженный сюжет, который заранее обозначен и озвучен. У нас нет какой-то стандартной игры, которую мы можем предложить каждой компании, потому что у каждой компании свои цели, своя специфика, свое количество сотрудников. Соответственно, и игра должна быть адаптирована под эти условия.

– Как выглядит такая игра на практике? Можете рассказать о какой-нибудь игре, которую проводили?

Мария Кудасова: – Мы проводили сюжетно-ролевую игру с компанией, которая занимается оптовой торговлей продуктами питания и бытовой химией. Это было не в Смоленской области. В игре принимали участие 82 человека. То есть это достаточно масштабная игра была. И, конечно же, мы не вдвоем присутствовали на ней, потому что зафиксировать психологический портрет каждого персонажа – это довольно затратно по времени и усилиям. В идеале один специалист должен следить максимум за 5–10 участниками, в зависимости от продолжительности всего действа. Эта бизнес-игра представляла собой кризисную ситуацию, из которой участники должны были найти выход, при этом получая определенные задачи. Суть в том, что необходимо было пройти из точки А в точку Б, преодолев определенные трудности. Помощники ведущих сопровождали участников и периодически давали им либо задания, либо подсказки.

Марина Жарова: – В процессе игры участникам приходилось решать: объединиться с другими или пытаться в одиночку дойти до конца. Надо было искать себе влиятельных партнеров, грамотно распоряжаться ресурсами. Были ребята, которые выбывали на первых этапах игры. Еще прошел час времени, а они уже без ресурсов, без команды, без дальнейших перспектив. В игре каждый раскрывается по-разному. Бывает и так, что какой-нибудь рядовой сотрудник, на которого не особо обращали внимание, может обойти всех и стать лидером. Его компетенции, о которых он, может быть, и сам не догадывался, предрасположены к тому или иному направлению. Это видит и руководитель, когда получает обратную связь. После игры составляются психологические портреты сотрудников и даются рекомендации по развитию.

Мария Кудасова: – Еще огромный интерес игры заключается в том, что она представляет собой «театральный» отыгрыш. Человек должен вжиться в роль. Неважно, подходит она ему по жизни или нет. Может, он работник-одиночка, но здесь ему нужно работать в команде. Или, наоборот, он из тихого, спокойного бухгалтера должен превратиться в супергероя. И это вживание в роль очень многое говорит о человеке. А кто-то забывает характер своего персонажа и упорно идет к цели, и это тоже психологу о многом говорит.

– Что дает такая игра ее участникам?

Мария Кудасова: – Когда мы планировали данное мероприятие, у нас было три цели: во-первых, научить чему-то, что в данный момент актуально для сотрудников, во-вторых, получить максимум информации о персонале компании, и в-третьих, конечно же, принести им удовольствие. Помимо самой игры у нас еще есть неделя подготовки к ней, когда мы шьем себе костюмы, готовим декорации. Вы не представляете, какая это радость, насколько иногда хочется творить и создавать что-то.

Марина Жарова: – В тех компаниях, с которыми мы уже работали, для которых составили психологические портреты сотрудников, свою карту видения, как оно должно быть, и программу развития персонала, отток кадров уменьшился, эффективность отделов, на которые мы делали упор, возросла. Есть послевкусие, которое оставила от себя эта игра в виде укрепления командного состава, развития и увеличения естественно-экономических показателей.

– Уже касались того, что нет каких-то типовых сценариев, и сценарий под каждую ситуацию приходится разрабатывать индивидуально. Участвуют ли в этом еще какие-нибудь специалисты, кроме психологов?

Мария Кудасова: – Участвуют руководители. Руководитель дает то самое зерно, вокруг которого мы строим сюжетно-ролевую игру. Он озвучивает те цели, которых нам необходимо достичь в ходе игры. Сюжет и роли прописываем мы. А затем снова идем за помощью к руководителю, потому что нам хочется услышать его мнение. Он прожил в этом коллективе значительное количество лет, а мы только пару недель знакомы с этими сотрудниками. Нам хочется знать, какой сотрудник, с его точки зрения, на какую роль больше подходит или, напротив, в какой роли был бы кардинально в другом образе.

– Что является важным в проведении бизнес-игр? Есть ли какие-то основополагающие принципы? Насколько это направление перспективно? Будет ли оно захватывать все большее количество компаний?

Мария Кудасова: – Обязательно участие психолога. Очень легко это мероприятие превратить в фарс. Устроить такой корпоративчик: поиграть, повеселиться и разойтись. У нас задача другая: не быть массовиками-затейниками, а выявить компетенции, получить максимум информации о сотрудниках. Поэтому важно, чтобы в этом процессе участвовал грамотный и экспертный специалист. Вы знаете, я большой патриот и не скрываю этого, но в данном случае мне импонирует западный опыт, где на предприятиях есть ставка психолога. И обратиться к психологу не считается чем-то зазорным, как у нас. Для нас, к сожалению, сюжетно-ролевая бизнес-игра – это не настоящее, это будущее. В настоящее время мы сталкиваемся со многими проблемами, потому что наш российский менталитет боится всего нового и воспринимает это в штыки. Но мы пробиваем эту стену. И я уверена, что лет через пять у нас будет огромный опыт проведения таких игр, и не только у нас. Они захватят не только Смоленскую область, но и всю Россию.

Марина Жарова
Мария Кудасова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру