Смоленские поисковики подняли бомбардировщик Пе-2 и установили имена героев-летчиков

Мы все вернемся из полета

Как говорят знающие люди, поисковики ходят по грибы не с корзиной, а с лопатой. И взгляд их заточен не на маслята и подосиновики, а на специфические детали местности и говорящие особенности ландшафта, одним только им ведомые.

Мы все вернемся из полета

И в нашем случае девяносто девять из ста грибников обошли бы огромную воронку, наполненную болотной водой, даже не задержавшись на краю ямы. Мало ли в этих местах, через которые Великая война в противоположных направлениях прошла не один раз, воронок и окопов.

– Мужики сказали, что грибы уже пошли. Много грибов. Я и подумал: надо съездить. После рабочего дня выбрался недалеко, в район деревни Воротыново. Вроде и рядом с трассой Москва – Минск, а лес такой, что и заблудиться можно. Чаща, повалы. Стал выходить к трассе и увидел среди леса огромную яму, – командир поискового отряда «Боевое братство» Александр Герасенков рассказывает о начале увлекательной истории как о чем-то произошедшем совершенно случайно.

– Смотрю, странная какая-то яма. Не похожа ни на капонир, ни на блиндаж, – продолжает рассказ Герасенков. – А многие поисковики, которые долгое время работают, знают не понаслышке, что в местах, где проходили боевые действия, всегда испытываешь особенные ощущения, будто рядом с тобой кто-то незримо присутствует. Это действительно так, и кто давно работает в поиске, готовы мои слова подтвердить. В местах, где погибли люди, в местах массовой гибели солдат такое ощущение почти всегда накатывает. Вот и здесь, возле этой заполненной водой воронки, я нечто подобное почувствовал.

 

Первый самолет

 

На следующий день (как еще перетерпел ночь в поисковом азарте!) Герасенков поехал на место, уже взяв с собой металлодетектор. Находки не заставили себя долго ждать: вокруг ямы начали попадаться куски дюралюминия цвета хаки, которые, становилось понятно, были когда-то деталями самолета. Один из кусков сразу привлек внимание: на зеленой краске был виден фрагмент пятиконечной звезды. Наш самолет. Наш.

Вернувшись домой, Александр рассказал о неожиданной  находке друзьям-поисковикам. Сошлись на том, что в этом месте с большой вероятностью произошел удар самолета о землю, но подтверждений, что крылатая машина лежит именно там, пока не было. Работали друзья-товарищи в поиске к тому времени уже не один год, участвовали во многих поисковых мероприятиях, много чего находили, много кого хоронили, но самолет (если он там был) нашли впервые. Решение было единодушным: организовать серьезную экспедицию, выехать на место и поработать.

«Поработать»… Если кто-то думает, что работа поисковиков в смоленских лесах напоминает работу археологов в Египте, то это, мягко говоря, не совсем так. Пушистой кисточкой смахивать пылинки с исторических артефактов, сидя в шортах под ласковым солнцем, не всегда получается. Точнее, не получалось никогда и вряд ли уже получится. Грязь не по пояс – грязь на глубину семь метров. Вонючая болотная жижа, часто дождь, часто холод, почти всегда комары.

 Когда «Боевое братство» начало «отрабатывать» место падения самолета, первым, что нашли, был кусок бронеспинки. Однако никто не знал, какому типу и марке самолета он принадлежит. Помогли коллеги с интернет-форумов, специалисты по авиапоиску определили, что данная деталь применялась на пикирующих бомбардировщиках Пе-2.  

Глубинный металлодетектор показывал, что под многометровой толщей вязкой глины находится большое количество металла. Было принято решение о подъеме самолета.

Первые шурфы на глубину до трех метров делали вручную, лопатами. Но вскоре стало понятно, что обычными способами – так, как поднимают из земли останки солдат-пехотинцев, – самолет не извлечь. Привычные щупы и лопаты на время пришлось отложить. Для начала использовали помпы, которыми откачивали воду. Снимать грунт нужно было экскаватором. Где взять? В таких случаях обычно пишут, что помощь пришла откуда не ждали. К поисковикам из «Боевого братства» помощь пришла откуда ждали. Руководители предприятия, где трудится Александр Герасенков, – Валентин Алексеевич Пенкин и Дмитрий Иванович Ващенко и до этого момента всегда помогали чем могли. Безвозмездно, без лишних разговоров. Так часто бывает, что в орбиту поискового движения попадают люди, которые даже не задумывались о том, что придет время, и они станут причастны к поиску. Кто-то помогает техникой, кто-то просиживает ночи за архивными документами, кто-то ищет родных погибших солдат – поисковое дело становится всенародным.

Когда с помощью экскаватора яму почти полностью очистили, стали попадаться более крупные детали самолета. Радиатор, лонжероны крыльев. В один из дней боец отряда Кирилл Филинов в глиняном отвале увидел кусок гимнастерки с сержантским погоном. На погоне был голубой кант, а на сохранившейся части гимнастерки – гвардейский значок. Еще один шаг вперед. Это говорило о том, что авиационная часть, к которой принадлежал самолет, являлась гвардейской. Карман найденной гимнастерки был сорван, и когда отвернули остатки ткани, то обнаружили относительно неплохо сохранившуюся красноармейскую книжку с фотографией. Сохраниться документу помогло разлившееся авиационное топливо, ставшее своеобразным консервантом. Книжку опытные поисковики сразу же запечатали, чтобы исключить воздействие воздуха и в будущем облегчить задачу профессиональным экспертам. Нашли еще часы, расческу с эмблемой военно-воздушных сил РККА, куски авиационного шлема, наушники.        

Кубометры грязи и глины, земляной отвал величиной с жилой дом бойцы «Боевого братства» прощупали своими руками. Каждый сантиметр, каждый грамм. Найденные останки летчиков эксгумировали, но главный вопрос – имена членов экипажа – пока оставался открытым.

         

Шура знает

 

Завеса тайны приоткрылась, когда подняли один из двигателей самолета, – он был сильно поврежден, но номер 31-173 был виден четко. Второй поднятый мотор с номером 31-176 был почти целым, рядом лежали винты, были найдены и подняты шасси, металлические части двух парашютных систем, истлевшие летные комбинезоны, теплые перчатки.

Видеохроника сохранила моменты подъема самолетных двигателей из ставшей уже глубоким котлованом ямы. Кто говорит, что не осталось на Руси профессионалов ни в чем, посмотрите на работу экскаваторщика. Техника, поднимая тяжелый мотор, балансирует на скользком краю раскопа. За кадром со всех сторон слышны крики и подсказки, а невозмутимый властелин экскаваторного ковша уверенно управляется с рычагами. И лучшей благодарностью становятся произнесенные кем-то слова, в которых слышится нескрываемое уважение: «Шура знает!»

Определить номер самолетного двигателя – огромная удача для поисковиков. По номеру мотора можно установить практически все данные о самолете и его экипаже. Так вот, моторы № 31-173 и № 31-176 стояли на самолете Пе-2 (бортовой номер 1/166), который был выпущен в феврале 1943 года и 27 февраля зачислен в состав 47-го гвардейского авиационного полка дальней разведки главного командования Красной Армии. Основной задачей полка было выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений.

После проведения кропотливой работы с архивными документами были установлены имена героев-летчиков. В свой последний полет с аэродрома Двоевка 13 марта 1943 года отправились стрелок-радист гвардии сержант Михаил Григорьевич Вересюк, гвардии старший лейтенант Иван Игнатьевич Болбат и гвардии лейтенант Николай Иванович Евсевьев.

 

То и будет…

 

Торжественная церемония захоронения останков погибших во время Великой Отечественной войны летчиков прошла 13 марта 2018 года в деревне Рыбки Сафоновского района Смоленской области. Ровно 75 лет назад, день в день, 13 марта 1943 года самолет Пе-2 вылетел на боевое задание и не вернулся. И 75 лет члены летного экипажа числились пропавшими без вести.

Вернуть имена погибшим героям – уже, несомненно, большая победа для поисковиков. Тысячи найденных павших солдат хоронятся безымянными. Настоящим финалом любой поисковой экспедиции считается розыск родственников, возвращение живым их родных. Родственников погибших на смоленской земле летчиков поисковики нашли. На торжественную церемонию в Рыбки проводить в последний путь экипаж пикирующего бомбардировщика приехали родные гвардии лейтенанта Николая Евсевьева Людмила Бочарова и Ксения Евсевьева.

На вечер памяти пилотов Пе-2 в Дом культуры Сафонова пришел, казалось, весь город. Не по разнарядке и не за отгулы. По зову сердца. Потому что те, кто возвращает имена героям, это их друзья, соседи, коллеги. Кирилл Филинов, Владимир Ковалев, Александр Репешко, Владислав Абрамов, Андрей Середин, Александр Пехото, Сергей Ершов, Александр Глушаков, Виталий Ефименков – команда, а правильнее, наверное, сказать «семья», Александра Герасенкова. Поисковый отряд «Боевое братство». Братья. Мужчины. Управляться в лесу с лопатой многим из них, пожалуй, намного проще, чем говорить красивые, пафосные слова со сцены. И свои боевые награды сафоновские поисковики предпочитают лишний раз не демонстрировать.

На странице бойца отряда Кирилла Филинова в одной из социальных сетей есть высказывание Симеона Афонского: «На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни». Кто-то проводит свой отпуск на жарком пляже, а кто-то – в лесу, с лопатой и металлоискателем. «На что потратишь… то и будет»...

Справка МК

 

Пе-2 («Пешка») – советский пикирующий бомбардировщик времен Второй мировой войны. Двухмоторный моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным двухкилевым вертикальным оперением, трехстоечными убирающимся шасси с хвостовой опорой. Экипаж состоял из трех человек (командира, штурмана и стрелка-радиста), размещаемых в двух негерметичных кабинах. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Разработан под руководством конструктора В.М. Петлякова в середине 1938 года. Первый полет – 22 декабря 1939 года на аэродроме в Жуковском. Самый массовый бомбардировщик советского производства, всего выпущено 11 247 единиц.

 

Основные технические характеристики

Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, стрелок-радист)

Длина: 12,66 м

Размах крыла: 17,13 м

Максимальная влетная масса: 8 500 кг

Объем топливных баков: 1 484 л

Мощность двигателей: 2 × 1100 л.с.

 

Летные характеристики

Максимальная скорость:  

на высоте – 540 км/ч на 5 100 м

у земли – 452 км/ч

Практическая дальность: 1 200 км

Практический потолок: 8 700 м

Боевая нагрузка: до 1 000 кг бомб (600 кг в бомбоотсеке)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру