Воспитатель со стажем рассказала корреспонденту «МК в Смоленске» об особенностях работы с дошколятами

Детский «профессор»

04.06.2018 в 10:08, просмотров: 399

Любовь к детям, доброта, жизнерадостность, уравновешенность, умение понять и принять ребенка таким какой он есть – вот самое главное в работе воспитателя, по мнению Лидии Владимировны Чепиковой, заведующей кафедрой педагогики СмолГУ. Сама Лидия Владимировна до того как преподавать проработала воспитателем больше 20 лет и как никто другой знает, что к каждому ребенку нужно найти индивидуальный  подход.

Воспитатель со стажем рассказала корреспонденту «МК в Смоленске» об особенностях работы с дошколятами

Для Лидии Чепиковой — воспитатель это не просто профессия, это миссия. Дело в том, что связывать жизнь с этой профессией нужно только тем, у кого действительно лежит душа к детям.

«Воспитатель - это не просто человек, имеющий педагогическое образование, который владеет методиками и знает различные программы и концепции воспитания. Это «профессор», в переносном смысле слова , знающий ответы на вопросы детей. Воспитатель помогает заглянуть в непонятный  мир человеческих отношений, техники и детских фантазий, помогает развить  задатки и способности, всегда может дать совет, и вместе с детьми радоваться их успехам и достижениям», - Считает Лидия Владимировна. 

   Конечно, сегодня изменилась роль воспитателя в жизни ребенка по сравнению с прошлым десятилетием. Педагогу в дошкольном учреждении приходится работать с  детьми, которые владеют современными технологиями, иногда даже лучше, чем взрослые. Подчас детей нашего времени интересуют совсем недетские проблемы, кроме того, изменилось и устройство детских садов.  Воспитатель должен уметь работать  и  с одаренными детьми, и  с детьми с особыми образовательными потребностями,  а еще с детьми разных национальностей.  Но главную роль по прежнему играет  знание возрастных и физиологических особенностей  развития дошкольника. К тому же сам воспитатель должен находить радость в общении с детьми, понимать их маленькие радости, и не быть безразличным к детским переживаниям, порой и беспочвенным.  «Воспитатель - это вторая мама, нежная и ласковая, заботливая, чуткая и любящая. Именно такой человек должен заложить основы базовой культуры личности, которые станут прочным фундаментом на следующем этапе развития ребенка». Убеждена Лидия Владимировна. 

Воспитатель никогда не должен забывать, что сам был ребенком. Не каждый человек способен внушить детям веру в себя, в свои возможности и силы, а для воспитателя это - прямая обязанность.

"Современный воспитатель - это педагог, который фокусирует свое внимание на ребенке во всех его проявлениях. Он стремится подстроиться под ребенка,  под его опыт, интересы,  инициативы и искания."- делится профессиональными принципами Лидия Владимировна. 

   На психолого-педагогическом факультете СмолГУ готовят воспитателей. Молодых людей здесь практически невозможно встретить, на это направление  поступают исключительно девушки. Здесь будущих работников дошкольных учреждений учат  понимать детскую психологию, разбираться в индивидуальных особенностях и  возможностях ребенка, своевременно выявлять проблемы развития. С самого первого курса  студентам объясняют, как пользоваться диагностическими инструментами и профессионально решать возникшие трудности. Самым сложным оказывается умение проектирования  образовательного процесса, а также осуществление взаимодействия с родителями воспитанника.

"Воспитатель - это не профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Эта профессия не может быть массовой. Таким людям дорог   каждый ребенок: будь то покладистый, гиперактивный, медлительный, бойкий и застенчивый", - уверяет Чепикова. Студентов обучают таким образом, чтобы за время образовательного процесса будущий педагог примерили на себя и роль воспитателя, и роль ребенка. Такой подход учит лучше чувствовать и понимать все стороны профессии. По словам Лидии Владимировны, на сегодняшний день именно востребованность профессии привлекает абитуриентов, а также удобный график работы.

Рабочий день воспитателя очень активный и насыщенный. Начинается день  с приема детей. Затем общение, игры, утренняя гимнастика, завтрак и прогулка.  Здесь цель воспитателя -  включить детей в образовательный процесс посредством игры. После - обед, сон, полдник и снова общение  с детьми. Воспитателю важно обладать эмоциональной выдержкой и не в коем случае не позволяться своим личным переживаниям и плохому настроению отражаться на детях. Воспитатель закладывает основы  культуры поведения, основы нравственной культуры и  общения. Работники этой сферы умеет взаимодействовать с детьми разного дошкольного  возраста, начиная от 2-х месяцев, обеспечивая ребенку раннее полноценное развитие. Подготовка к поступлению в школу также нередко ложится на плечи воспитателей.

Хорошей  традицией воспитателей стала  «Педагогическая гостиная». Здесь работники дошкольных образовательных учреждений ежегодно  делятся опытом, дают советы новичкам и отвечают друг другу на проблемные вопросы. Гостиная проводится осенью в день воспитателя.

В детском саду все воспитатели знают, что у каждого ребенка  свой темп развития, вовсе не значит, что кто-то опережает, а кто-то остается позади. Пусть сегодня ребенок не может сделать что-то самостоятельно, но завтра у него все получится, если рядом с ним будет педагог, который направит и поддержит.

   Первый воспитатель оставляет след в жизни воспитанника, формирует его мировоззрение, учит мыслить и понимать окружающих.

«Я помню глаза, помню улыбку ребенка. И иногда бывает так, что встречаешь на улице взрослого человека и слышишь: Лидия Владимировна, вы меня помните? И я вспоминаю, вспоминается всегда по глазам. И коль дети останавливают нас, спрашивают как дела, то значит, первый воспитатель надолго остается в памяти», - улыбается Чепикова.

По мнению Лидии Владимировны, ребенка должны воспитывать не только мама и папа, но еще и бабушка и дедушка, даже если они не упускают возможность побаловать чадо. Если есть возможность отдать ребенка в надежные руки бабушки и дедушки, то можно обойтись и без детского сада. Ведь когда были огромные многодетные семьи, и у ребенка была возможность общаться с разными поколениями, тогда и не было востребованности в детских садах.

 «Но ближе  к школе ребенку все же необходим уже социум. Ему нужно общаться со сверстниками, понимать как выстраивать взаимоотношения. Здесь я рекомендую отдать ребенка в детский сад, чтобы было легче адаптироваться к школе, либо водить в кружки и развивающие секции». Поясняет заведующая кафедрой педагогики. «Я считаю, что это прекрасная профессия для молодых людей. Они будут родителями, у них будут свои дети,  имея нужные навыки,  можно без труда разрешить конфликты в семье, самим воспитать ребенка грамотно, создав оптимальные условия развития» - добавляет Чепикова. - Меня встретили дети 4-х лет, улыбались, любознательно и хитро смотрели» - вспоминает свой первый рабочий день в детском саду «Аист» Лидия Владимировна -  «Помню, мы пошли  на прогулку и дети спросили, умею ли я петь, а я  в свою очередь поинтересовалась: есть ли у них любимая песня. Ребята хором ответили: Да, есть и запели «Не плачь, девчонка...». Так мы и сидели на лавочке, пели вместе эту песню, а на нас смотрели все пешеходы… Был случай, когда к нам поступила студентка только потому, что не смогла поступить на врача. Девушка предупредила, что проучиться здесь год и будет поступать снова в медицинский. Только вот после первой практики студентка сказала, что ее настоящая профессия — воспитатель. Сегодня выпускница работает с детьми и не жалеет, что сделала такой выбор».

Сегодня Лидия Владимировна учит студентов работать с детьми, воспитывает собственных внуков, проводит мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях. Любовь к своей работе идет через всю ее жизнь, а первые воспитанники и выпускники делятся своими успехами и говорят спасибо, встретив случайно на улице Чепикову. А все потому, что   есть такая миссия - «Воспитатель».



Партнеры