Уникальная Смоленщина: Шумячский район

Форпост императора, колыбель фантаста и конструктора

Форпост императора, колыбель фантаста и конструктора

Как Петр I оборонял Россию с юга, а его потомок Александр I в целях экономии государственного бюджета собирался перевести российскую армию на самообеспечение, откуда пошла современная фантастическая литература и как Советский Союз готовился к ведению «Звездных войн» – все это можно узнать, побывав в Шумячском районе.

Спят курганы темные

Территория, которая сегодня называется Шумячским районом, как административная единица в составе Смоленской области и Российской Федерации была сформирована только в 1929 году. Тогда же Шумячи стали центром района. До этого данный населенный пункт – ни во времена Великого княжества Московского, ни во времена Российской империи, ни даже тогда, когда входил в состав Польско-Литовского государства, – не был административным центром.

По меркам смоленских городов, некоторых деревень и поселков Шумячи довольно молодой населенный пункт, чей официально зафиксированный возраст едва превышает четыре века.

Однако это не значит, что все предыдущее время земли современного Шумячского района пустовали. Здесь имеется порядка пятисот курганов, которые датируются X–XIII веками. В них местные жители – славяне-радимичи хоронили своих мертвых по языческим обрядам.

В некоторых местах имеются целые скопления таких курганов. Например, в двух с половиной километрах от деревни Пожога и в полутора километрах от деревни Песчанка, на левом берегу Остра в лесу, находятся 75 курганов. Еще 45 курганов можно увидеть на правом берегу Остра – у деревни Зимонино. На левом берегу Остра, южнее деревни Дубовица, расположены 65 курганов. И таких мест довольно много.

Изучение содержимого курганов позволило историкам сделать вывод, что в этих местах находились древние поселения, многие из которых были довольно крупными. Сейчас находки из курганов представлены в экспозиции Шумячского краеведческого музея.

Откуда пошло название Шумячи

Сами Шумячи впервые упоминаются в литовской летописи под 1587 годом в связи с раздачей литовским князем Казимиром земель своим сторонникам.

Западная часть шумячских земель была подарена потомкам отравленного по приказу Василия II (Темного) в ходе борьбы за престол Великого князя Московского Дмитрия Юрьевича Шемяки. Один из его потомков – князь Юрий построил межевой двор, усадьбу на восточной окраине своего удела, на западном берегу речки Шумячки, там, где в нее впадала река Белоус.

Что касается названия «Шумячи», то, как полагают историки и местные краеведы, оно произошло именно от Шемяки, которому были дарованы эти земли. Хотя здесь существует некоторое противоречие – само поселение на момент строительства усадьбы уже существовало.

Более убедительной кажется другая версия происхождения названия Шумячей. Еще в начале XIX века Шумячи считались одним из основных торговых центров Могилевской губернии, в состав которой они формально входили. В губернском статистическом отчете за 1805 год говорится о проведении в Шумячах большой ярмарки, на которую было доставлено много различных товаров, скота, предметов ремесла и мануфактуры.

Судя по всему, Шумячи издавна, еще до появления барской усадьбы Юрия Шемяки, были местом активных торгов или, как говорили в старину, «торжков», куда окрестные крестьяне свозили на продажу хлеб, пеньку, кожи и другую сельскохозяйственную продукцию, чтобы обменять ее на продукцию ремесленного производства: косы, серпы, глиняную посуду и тому подобное. Как правило, такие торжища проходили весьма шумно – с громкоголосыми рекламными акциями и битвами за потребителя, которые иногда заканчивались весьма кровавыми и тоже весьма шумными побоищами. Может быть, от этих торжков, которые проходили на месте современных Шумячей, они и получили свое название.

Ну и остается в качестве версии еще речка Шумячка, на берегу которой расположены Шумячи. Это сегодня Шумячка – неширокая, тихая, мелководная, в заросших кустарником берегах. Совсем по-другому она выглядела шесть-семь веков назад, когда и Днепр в районе Смоленска был полноводным и по нему проходил путь «из варяг в греки». Именно в те времена, когда реки были полны, течение было быстрым и шумным, речка Шумячка и получила свое название за буйный и шумный нрав. А уже потом по названию реки был поименован населенный пункт.

Форпост Петра Великого

На въезде в Шумячи со стороны Смоленска располагается улица Форпост. Столь необычным названием улица обязана российскому императору Петру Первому.

В начале XVIII века значительная часть Центральной Европы, включая Речь Посполитую, была захвачена шведским королем Карлом XII. Молодой и весьма амбициозный монарх из Скандинавии, на стороне которого была военная удача, вознамерился покорить Россию. Чтобы обезопасить государство, находившийся в то время на престоле Петр Алексеевич принимает меры к укреплению западных границ.

С этой целью в 1706 году по приказу Петра начинается строительство «засечной полосы» (укрепленной полосы) по линии Полоцк – Смоленск – Рославль – Брянск общей протяженностью 200 верст. В центре этой полосы, прикрывавшей Москву с запада, находился Рославль. «Засечная полоса» проходила через восточные шумячские земли.

Вдоль «засечной полосы» в короткий срок было построено свыше 30 форпостов (укрепленных пунктов). Один из таких форпостов был возведен на правом берегу речки Шумячки. Там сегодня и находится улица с названием Форпост.

Современник так описывал шумячский форпост: «Форпост располагал жилыми и хозяйственными постройками, конюшнями. В жилых помещениях располагался начальник (комендант) форпоста и его гарнизон. В хозяйственных помещениях хранилось оружие, порох, амуниция, одежда, продовольствие. В конюшнях находились обозные и верховые лошади».

В обязанности гарнизона входило наблюдение за всем происходящим по ту сторону границы, чтобы не допустить внезапного нападения неприятельских войск, а в случае, если нападение произойдет, личный состав должен быть обеспечить сдерживание неприятеля до похода основных сил.

Форпост был единственным пропускным пунктом между двумя сторонами границы. Попасть на сопредельную территорию в Мстиславль и Могилев или въехать в пределы России в Рославль, Ельню, Калугу можно было только через него.

По прошествии двух лет стало ясно, что решение Петра о строительстве форпостов и всей «засечной полосы» было весьма правильным. В 1708 году Карл XII направился военным походом на Российское государство. На шумячских, рославльских и ершичских землях русское командование организовало крепкую оборону.

Когда армия шведского короля прорвала позиции русских войск под Могилевом и двинулась на Рославль, намереваясь через него пробиться к Москве, корпус фельдмаршала Шереметьева, усиленный личным составом форпостов Погорелова, Шумячей, Краснополья и других, встав на «засечной полосе» между Смоленском и Рославлем, оказал неприятелю на реке Сож яростное сопротивление.

Шумячские земли избежали разорения шведами.

В 1795 году, когда при Екатерине II произошел третий раздел Польши, Речь Посполитая окончательно прекратила свое существование, а границы Российского государства были отодвинуты далеко на запад. С этого времени построенная по приказу Петра I «засечная полоса» потеряла свое оборонительное значение. Гарнизоны из форпостов были выведены, а сами форпосты снесены. Такая участь постигла и форпост в Шумячах. На его месте остались только три дома, которые и положили начало улице Форпост. Дома эти просуществовали вплоть до Октябрьской революции.

Шумячские колонисты в Новороссии

Не только Петр I, но и его потомок Александр I практически век спустя также оставил весьма заметный след в истории Шумячского района.

Царственная бабка императора Александра Екатерина II присоединила не только Крым, но и степи, лежащие между полуостровом и коренной исторической Россией. Однако никто не проживал в тех местах, опасаясь стать добычей крымских татар, которые грабили и уводили пленных на турецкие невольничьи рынки. Земли эти, хотя и плодородные, были совершенно пусты и нуждались в колонизации.

Русскими колонистами, которым предстояло освоить дикие предкрымские степи, стали казенные и экономические крестьяне, однодворцы, казаки, отставные солдаты, матросы, дьячки и раскольники. Александр I продолжил политику своей предшественницы по колонизации Новороссии. В начале XIX века все те же казенные крестьяне, принадлежащие государству или лично Императорскому дому, по доброй воле отправлялись на колонизацию присоединенного Юга.

В 1812 году часть казенных (государственных) крестьян шумячских деревень (которые, кстати, существуют до сих пор) Надейковичи, Явкина, Заселье и Сукремли дали свое согласие на переселение.

Но отправились они в Новороссию не одни, к ним примкнули крестьяне помещика Комарова из деревни Снегиревка. И отнюдь не по доброй воле. Ехали они в новые неосвоенные места, можно сказать, в ссылку после устроенного ими бунта.

Помещик Комаров, которому они принадлежали, заставил снегиревцев работать на барщине вместо двух дней три. После чего недовольные крестьяне спалили помещичью усадьбу. Напуганный барин добился сурового наказания всех участников бунта – наиболее активных сослали в Сибирь, а значительное число бунтовщиков Снегиревки отправили колонизировать степи Новороссии.

Оказавшись в Херсонской губернии, переселенцы на правом берегу реки Ингулец основали населенный пункт, который в память о покинутой родине назвали Снегиревкой.

Обе Снегиревки существуют до сих пор. Украинская Снегиревка выросла в город, который стал районным центром Николаевской области.

Военные поселения

Александр I прочно связан с Шумячским районом своим нововведением, которое современники, а затем потомки и историки называли отличительной чертой его царствования. Речь идет о военных поселениях. Какой правитель не мечтает иметь сильную, хорошо обученную боеспособную армию, да еще так, чтобы она ему ничего не стоила. С помощью военных поселений Александр I как раз и пытался решить эту задачу.

В 1810 году при личном участии военного министра графа Алексея Аракчеева в ряде мест западной и южной России стали создаться военные поселения. Формировались они из казенных крестьян, которые передавались военному ведомству вместе с селами и деревнями, в которых они проживали. По существу крестьяне превращались в пожизненных солдат, которые, занимаясь наряду с воинской службой обычным сельскохозяйственным трудом, должны были сами себя содержать, освободив тем самым государство от огромных расходов на содержание армии.

К военным поселениям были отнесены такие шумячские села и деревни, как Надейковичи, Штаб-Загустино, Косачевка, Большая Буда, Петуховка и некоторые другие. Село Штаб-Загустино в 1816 году посетил лично Александр I.

В 1824 году (эти сведения сохранились в Киевском государственном архиве) село Надейковичи принадлежало третьей гренадерской роте Полоцкого пехотного полка Могилевских военных поселений. Все здоровое мужское население состояло на воинской службе, а семьи занимались обработкой земли. В свободное от службы время солдаты также занимались сельскохозяйственным трудом. Солдаты никакой помощи, кроме оружия и амуниции, от государства не получали, а жили за счет своих хозяйств.

Аналогичные военные поселения были в деревнях и селах Петуховка, Загустино, Косачевка.

Уникальные Петровичи

В 1403 году литовский князь Витовт вознамерился завоевать Смоленск. А нужно отметить, что в тот период через Петровичи проходил один из основных путей из южных земель на север – в Смоленск и Оршу. Потому, когда войска Витовта не смогли с ходу занять Смоленск и понадобилась артиллерия, ее доставку нужно было осуществлять именно через Петровичи.

Но артиллерия к литовским войскам вовремя не прибыла, так как, направляясь от Мстиславля к Смоленску, тяжелые чугунные пушки застряли в местных болотах. Так Петровичи впервые вошли в историю.

Здесь, на границе российского и польско-литовского государств, вперемешку проживали русские и поляки. А князь Витовт начал расселять в западных и центральных землях своего княжества евреев. И так получилось, что уже в 1784 году Петровичи перестали называться селом, а получили статус местечка, где проживали русские, поляки и евреи. В результате близкого проживания и тесного общения представителей разных этнических групп, носителей разных культур и языков, исповедующих разные религии, в Петровичах сложились свои, только им присущие нравы, обычаи и традиции.

Именно поэтому Петровичи стали поистине уникальным населенным пунктом не только для Шумячского района, но и для всей Смоленской области.

Здесь родились один из величайших писателей-фантастов и человек, который в реальности воплотил самые фантастические проекты. Речь идет об Айзеке Азимове и Семене Алексеевиче Лавочкине.

Они оба родились в Петровичах, но знакомы не были, поскольку только ранние годы жизни провели в местечке, да и разделял их временной промежуток в 20 лет: Семен Алексеевич родился в 1900 году, а Айзек Азимов – в 1920-м.

Конструктор Лавочкин

Альтер Эливич Лавочкин (отец будущего конструктора) по прозвищу Дер Магид отличался тем, что скрупулезно соблюдал все религиозные требования и обряды. При этом он был одним из самых грамотных в еврейской общине. Он владел не только идишем, но и свободно читал и писал на древнееврейском языке.

Сам Семен Лавочкин покинул родные Петровичи и получил начальное образование в Рославльском городском училище, затем с золотой медалью окончил курскую гимназию, после чего в 1918 году вступил в Красную Армию. В конце 1920 года был демобилизован и направлен на учебу в Москву. Окончил в 1927 году МВТУ имени Н. Э. Баумана – получил квалификацию инженера-аэромеханика. В 1939 году получил служебное звание – главный конструктор по самолетостроению.

В годы Великой Отечественной войны Семен Алексеевич Лавочкин разработал знаменитую серию истребителей «Ла». В послевоенные годы уроженец местечка Петровичи занимался реализацией фантастического с точки зрения современников проекта – по существу, началась подготовка не к кинематографическим, а к вполне реальным звездным войнам. Под руководством Семена Лавочкина была создана первая в мире межконтинентальная сверхзвуковая крылатая ракета «Буря». В Смоленске его именем названа улица.

Фантастический земляк

Айзек – это американизированный вариант имени Исаак. Именно Исааком при рождении 2 января 1920 года был в честь деда – отца матери назван будущий великий писатель-фантаст.

Дедушка и бабушка Исаака по отцу Арон и Хана-Хая Азимовы жили в трехкомнатном домике, имели кустарную круподерку для переработки гречихи. Наемный труд в семье не использовался, потому отец будущего писателя Юда Озимов в ранней молодости работал как раз на этой самой семейной крупорушке, а после революции утроился бухгалтером в сельпо.

В 1923 году семья Азимовых – отец с матерью, трехлетний Исаак и только что родившаяся его сестра Марсия по приглашению брата матери, который еще до Первой мировой войны уехал в Америку на заработки и обосновался там, отправились в Соединенные Штаты.

И хотя после отъезда из России семья Азимова не поддерживала связей с родственниками, оставшимися на родине, сам писатель никогда не забывал о том, откуда он родом.

– Я родился на смоленской земле, там же, где первый космонавт Юрий Гагарин. И чувствую потому, что я как бы нахожусь в обеих наших странах – стране, где я рожден, и стране, где живу и работаю, – так отозвался о своей родине в 1981 году Айзек Азимов в интервью корреспонденту советского АПН.

Когда у Айзека Азимова американские журналисты спрашивали, может ли он представить, как сложилась бы его жизнь, останься он в СССР, писатель был очень даже оптимистичен:

– Вполне возможно, что мои родители, сестра и я остались бы жить в СССР до конца наших дней… В стране был мир. И мировая, и гражданская войны закончились… Наверняка я бы поступил в университет и попробовал себя на литературном поприще. Думаю, что в конце концов я доказал бы свои способности и начал печататься. Я, наверное, смог бы стать советским писателем-фантастом.

Когда «Железный занавес» стал ощутимо потрескивать и появилась возможность беспрепятственного общения с иностранцами, земляки написали Айзеку Азимову письмо и получили ответ. Подлинник письма писателя хранится в Шумячском районном краеведческом музее.

«Очень приятно получить весточку из города, где я родился, – писал Айзек Азимов. – Мои родители были счастливы там… После того как они приехали в США, они всегда в нежностью вспоминали родину. Сам я этого не помню, так как мне не было и трех лет, но я никогда не забывал, где родился».

К сожалению, переписка не получила продолжения, поскольку вскоре после этого письма Айзек Азимов скончался.

На родине писателя, в Петровичах, на месте дома, где он провел первые три года жизни, установлен памятный камень. Начиная с 2012 года в Шумячах 6 апреля, в день памяти писателя, проходят Азимовские чтения, которые уже начинают приобретать статус международных.

Шумячские художники российского масштаба

Первый зал Шумячского краеведческого музея имеет не совсем музейный вид, это скорее зал картинной галереи. Здесь представлены 50 наиболее известных работ лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств РСФСР художника Федора Саввича Шурпина.

Федор Шурпин – уроженец деревни Кирякино Шумячского района. И хотя прославленный мастер проживал в Москве, он постоянно приезжал на малую родину, чтобы поработать. Пейзажи, написанные в Кирякине, представлены в экспозиции музея.

В настоящее время в Шумячском районе, в селе Первомайское, живет и работает заслуженный художник России Владимир Иванович Бердников. Его работы также представлены в экспозиции краеведческого музея.

Справка

Шумячский район расположен в юго-западной части Смоленской области и граничит на северо-востоке с Починковским, на северо-западе – с Хиславичским, на юге – с Ершичским, на востоке – с Рославльским районами, на западе – с Могилевской областью Белоруссии.

В районе – 7 сельских поселений и 1 городское. Административный центр – поселок Шумячи, в котором проживают 3 975 человек. Всего на территории Шумячского района 9 909 жителей.

Общая площадь района составляет 1 367,71 кв. километра. Наиболее крупные реки, здесь протекающие, – Остер, Сож, Шумячка.

Официальной исторической датой основания поселка Шумячи является 1587 год. В то время это было небольшое местечко Климовичского уезда Могилевской губернии.

Шумячский район образован в 1929 году на землях, входивших до этого в состав бывших Климовичского и Рославльского уездов.

Из Шумячей выходят две дороги, которые являются внутрирайонными и выходят на трассы А-141 «Брянск – Смоленск» и А-101 «Москва – Малоярославец – граница с Белоруссией».

По району проходит железнодорожная ветка Рославль – Кричев, имеется железнодорожная станция Понятовка. На территории района действует междугородный автобусный маршрут Шумячи – Смоленск и 4 внутрирайонных маршрута. Все центры поселений связаны автобусным сообщением с поселком Шумячи.

Промышленность представлена следующими предприятиями: ОАО «Первомайский стекольный завод» (производство сортовой посуды, изделий из хрусталя, товаров народных промыслов), хлебокомбинат (хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия, газированные напитки), ОАО «Шумячский сырзавод» (молочные продукты, сыр жирный, масло крестьянское), спиртзавод «Руссковский» (спирт для медицинской промышленности), ООО «Гива» (переработка молока, производство сыра сулугуни).

В Шумячах имеются памятники архитектуры: церковь второй половины XIX века и польский костел, построенный в 1618 году.

В художественно-краеведческом музее представлены 50 картин художника, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств РСФСР Федора Шурпина.

В деревне Петровичи Шумячского района родился всемирно известный писатель-фантаст Айзек Азимов, в память о котором ежегодно в апреле проходят Азимовские чтения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру