Смоленский психолог рассказал о том, что виновато в праздничных перееданиях

Он улетел, но обещал вернуться

Ну наконец-то… Наверное многие из нас на исходе новогодних каникул с облегчением отодвигают от себя последний доеденный тазик оливье и с опаской поглядывают в сторону весов. Эх, непросто даются нам обильные и многочисленные праздничные застолья. Лишние килограммы и угрызения совести – привычные атрибуты прошедших длинных выходных.

Он улетел, но обещал вернуться

Всему виной историческая память?

 

Что стоит за праздничными «объедательствами»: традиции празднования, индивидуальные особенности человека, или психологические особенности нации? Как правильно и безболезненно для организма выйти из состояния «переел» и как с легкостью избежать в будущем подобных срывов. Об этом рассуждает гость редакции, психолог, гештальт-терапевт, семейный психолог, специалист по бодинамическому анализу Константин Баранов:

-К традиционному объеданию на праздники приводит несколько причин, – начал свой рассказ Константин. – Хотя их довольно сложно разделить. Ведь даже когда мы говорим о психологических причинах, то они формируются под влиянием социума. Одна из причин переедания на праздники, отголоски голодных времён, когда люди в обычные дни себе многого позволить не могли, а еда была скудной и однообразной. Голод, был естественным спутником человечества во все времена.  Наши предки много и тяжело работали, а праздник был возможностью порадовать себя. Что происходит сейчас? Вкусная и разнообразная еда доступна в любое время  суток, но историческая память все-равно заставляет нас объедаться на праздники.    Потому, накушаться про запас: наворачивать по полной в сытые дни, чтобы потом постепенно расходовать накопленную энергию во время годных дней, нормальное явление: поймали мамонта и слопали. Ведь неизвестно, когда удастся повторить это в следующий раз (смеется). 

Сегодня еды переизбыток, а мозг не перестроился. Наша генетическая память говорит о том, что пока есть что-то, что можно съесть, надо есть

 

Переедаешь? Пора к психологу!

 

-Вспомните детский сад: «Ты должен доесть все, на тарелках ничего оставаться не должно!». «Общество чистых тарелок» помните? «Ешь, что дают!». Хорошо если в семье было по другому,  но часто, основным  проявлением заботы и любви со стороны родных, является желание накормить ребенка. Накормить во что бы то не стало. Ложечку за маму, ложечку за папу. Или включают мультики, и под их просмотр кормят ребенка.  Человек  привыкает игнорировать свои предпочтения в еде, привыкает есть что дадут и когда дадут.   Макароны, значит макароны, булка с маслом, значит булка с маслом. Навык думать о том, нужна ли на самом деле тебе пища в данный момент, атрофирован у многих людей. Люди едят, потому что обед, вкусно, мама приготовила, завтра испортится, а вдруг потом больше не дадут…

-  Игнорирование здорового чувства голода,  не чувствительность к своим телесным сигналам, прямой путь к формированию пищевой зависимости- продолжает гештальт-терапевт. - И существует она наряду с такими зависимостями, как алкогольная, никотиновая, наркотическая и  эмоциональная.  Например, мы часто слышим «Не могу жить без сладкого». Зависимость от сладкого точно есть. Кстати, зависимость от сахара очень близка к зависимости от алкоголя. Что такое алкоголь? Это сплошные углеводы и чем он крепче, тем калорийнее. Вспомните, из чего делается самогон?

- Но ведь толстых алкоголиков почти не бывает?!...

- Тут включаются уже другие механизмы – разрушается вся внутренняя система, пищеварительный тракт, желудок, кишечник, почки, печень. Здесь знаете ли, не до жирка. И, опять же, возвращаясь к перееданию, почему так трудно в праздники бывает удержаться от того, чтобы не съесть в три раза больше? Это во многом связано как раз с употреблением алкоголя. И как не парадоксально, страдают больше всех умеренно выпивающие люди. Потому что человек, который очень много пьёт, потом уже и закусывать не хочет. А у человека, который умеренно выпивает, алкоголь хорошо стимулирует аппетит. Он выпил – покушал, выпил – покушал, выпил – покушал. Понимаете, да?

Кстати, работать с пищевыми зависимостями гораздо труднее, чем с любыми другими. Да, не удивляйтесь. Можно, например, уехать в другой город и исключить из поля зрения объект своей эмоциональной зависимости. Можно совсем отказаться от никотина и алкоголя. Но совсем отказаться от еды, к сожалению, невозможно. С одной стороны еда служит поддержанием жизни, а с другой - она убивает.

Кроме того, с этим сложно работать потому, что часто проблема начала  формироваться еще в бессознательном возрасте. Что, по сути дела, нужно младенцу в первую очередь? Поесть. И если говорить о каких-то психологических понятиях, то еда, алкоголизм, курение – это всё факторы оральной фиксации. Грудное вскармливание, понимаете? И пищевая зависимость, как и любая другая оральная зависимость может значить, что в сложных эмоциональных ситуациях, человек ведет себя как младенец.  Находит успокоение припав к символической сисе. Сигарете, бутылке, булочке.

- Интересная точка зрения. Первый раз такое слышу. То есть, всё, что связано с оральными зависимостями – это поведение младенца?

- Да, такое очень возможно.

- Курение тоже?

- Да

Курение, алкоголизм, еда - максимально быстрое получение удовольствия без больших затрат. Для того, чтобы взрослому человеку что-то получить, нужно потрудиться. Младенец, когда он припадает к груди, потрудился только, чтобы начать, то есть хорошо присосался. А потом уже молоко льётся по принципу вакуумного насоса, льётся автоматически, только успевай глотать. И с едой получается то же самое, зачастую.

 

Еда- первая метафора любви

 

- Вы знаете, что еда это первая метафора любви? – продолжает Константин Баранов. - Здесь хочу вернуться к грудному вскармливанию. Первый контакт с мамой – это еда; Тепло, родные руки, лаковый голос – тоже во время еды… Кстати, часто бывает так, что зависимому от еды человеку выстраивать какие-то  отношения  с другими людьми невероятно сложно. Партнер может обидеть, покинуть... Родная булочка никогда не предаст, не покинет.

Что такое еда по сути? Это то, что позволяет нам жить, это наше топливо, наш бензин. Но ведь если в машину залить не подходящий бензин, или в двигатель бензина будет поступать больше чем нужно, то машина будет очень плохо ехать и быстро выйдет из строя.  С едой тоже самое. Когда ее столько, сколько нужно, человек хорошо себя чувствует, бодр и подвижен. Когда еды много, то клонит в сон, лишние килограммы не дают свободно двигаться. Тело раньше срока изнашивается, приходит в негодность.

А еще еда – это удовольствие. И это удовольствие часто компенсирует, замещает другие удовольствия: любовь, секс, поездки, прогулки и так далее. Или служит универсальным утешителем. Кстати, как чаще всего родители поощряют детей? Сладеньким, походом в Макдональдс…То есть образуется крепкая связка – я молодец нужно себя похвалить тортиком. Или противоположная  - «У меня ничего не получается, успокою себя все тем же тортиком».

- Если вернуться к теме Нового Года, Рождества, то одним из подарков детям наверняка будет набор конфет, сладостей.  Так формируется устойчивая связь между радостью и сладостью.

Эта связь хорошо согласуется с нашей физиологией. Быстрые углеводы в большом количестве дают кратковременный подъём гормонов радости. Самый известный из них, серотонин. По принципу действия он схож с морфием. Вот только эффект проходит довольно быстро и снова нужна новая доза сладостей. Если других удовольствий в жизни человека мало, то еда очень быстро становиться для него наркотиком. Единственным способом улучшить свое  психологическое состояние. 

Для чего я ем?

- Как, с точки зрения психологии, вы работаете с пищевыми нарушениями?

-Основным фокусом работы является выявление психологических причин переедания. Повышение чувствительности к сигналам своего тела.

- Существует достаточно много методик и упражнений, чтобы повысить чувствительность к себе, понять «для чего я сейчас ем?». Я ем, потому что я, правда, голодный, или я ем, пытаясь компенсировать с помощью еды какие-то другие свои потребности, отрегулировать свое эмоциональное состояние. Хорошо бы задавать себе этот вопрос каждый раз, когда возникает желание что-нибудь съесть. Самое простой способ ответить честно на эти вопросы - ведение пищевого дневника. Все очень просто: сфотографировал то, что ешь на смартфон, подписал время, обстоятельства, при которых ты принимаешь пищу и свое эмоциональное состояние. В последствии анализ этих записей может дать ответ на вопрос «Для чего я ем?» Этот анализ можно делать самостоятельно, можно с психологом. Психолог, работающий с такими темами, способен заметить то, то человек сам не замечает.

- Или ты ел, потому что ели все? За праздничным столом, например?

- Да, ел, так как ели все. Трудно отказаться. Люди с избыточным весом очень чувствительны к мнению окружающих. Потому  бывает сложно отказаться в компании, или когда что-то предложили. А вдруг в следующий раз не дадут? А вдруг обидятся? Ой, сколько всего вкусного, обязательно все надо попробовать!

- Как не удивительно, но еда, это далеко не всегда и чаще всего не про еду. Мы про это уже говорили. Еда, лишний вес, это то, что позволяет регулировать свое психологическое состояние.  Работа с пищевыми нарушениями, это  работа с эмоциональным состоянием человека, расширение его жизненного пространства.  Потому, что если не расширяется  жизненное пространство, то всё замыкается на еду.  Произошла тесная связка еды и удовольствия, еды и заботы, еды и любви. Все эмоции оказались связаны с едой.  Потому, если человек хочет достичь устойчивых результатов в снижении веса, то работа с психологом, является обязательным условием.

- А что это может быть? Можно пример?

- Например, мать брала ребёнка на руки, только когда кормила. Основным проявлением любви и заботы в семье, было желание накормить дитя. Вспомните бабушек, их желание накормить внуков, купить им чего-то вкусного, таким образом проявив свою любовь. И тогда у ребёнка сформировывалась чёткая связь - тепло и любовь равно еда.  И тогда взрослый человек начинает компенсировать едой потребность в любви. Психологическая работа, прежде всего, предполагает разбор эмоциональных завалов. Включает работу с пищевыми привычками, как формировались эти привычки, какова была их эмоциональная подкреплённость и так далее. Иногда связка бывает очевидной, иногда - очень непонятной.  Как я уже  говорил, еда, это далеко не всегда про еду. По тому, что и как  человек ест, можно делать предположения о его эмоциональном состоянии в данный момент. Если человек хочет, например, остренького: чеснока, переца, это может говорить о том, что он пытается себя как-то взбодрить, раззадорить. А когда человек, хочет успокоиться, приласкать себя, он ест сладкое. Напомню, большое количество простых углеводов действует как алкоголь. Но алкоголь – явление социально неодобряемое. А что плохого в том, что ты купишь себе тортик?

- Конечно, в одной короткой статье невозможно рассказать обо всех причинах лишнего веса, переедания. Да и каждый случай уникален, нет двух совершенно одинаковых историй. Буду рад продолжить эту тему, если пригласите.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру