Смоленские куклы без лиц, но с душой

Кто такие ведучки, крупенички, неразлучники и берегини

Эти куклы, в отличие от современных, не умеют ходить, не произносят слова и не закрывают глаза. У них и глаз-то нет. Только небольшая часть из них предназначена для игры. Основная роль народных славянских кукол – хранить мир и покой в семье, ограждать домочадцев от возможных бед и напастей и в силу своих возможностей обеспечивать благосостояние и достаток в доме.

Кто такие ведучки, крупенички, неразлучники и берегини

Удивительно, но из самых простых кусочков ткани и ниток можно создать себе друга, защитника, собеседника и помощника. Конечно, нужно использовать еще вдоволь фантазии, чуть настойчивости и хотя бы щепотку трудолюбия. И, самое главное, не забыть про бабушкины рецепты и наставления.

Смолянка Ольга Игоревна Москвичёва занимается народными куклами шесть лет. Пожалуй, «занимается» – неверное в данном случае слово. Ольга вот уже шесть лет живёт куклами, бережно хранит и воспроизводит уникальные смоленские кукольные традиции.

Ольга Москвичёва: «Меня часто спрашивают: «Вы, наверное, в детстве не наигрались в куклы, поэтому сейчас во взрослом возрасте делаете их?» Нет, как у любой советской девчонки, у меня было нормальное кукольное детство, и мы с сестрой успели наиграться в куклы достаточно. Ни телефонов, ни других гаджетов не знали, поэтому ничто не отвлекало от реальной жизни с реальными, а не виртуальными игрушками. Как и все девочки, считали, что кукол много не бывает, и у нас их было в достатке. Кукол обшивали, одевали, причесывали».

Серьезное увлечение народной куклой началось у Москвичёвой, как, к слову, начинается большинство великих дел, совершенно случайно – с подарка подруги. Та подарила Ольге народную куколку. Москвичёвой, выпускнице худграфа Смоленского педагогического университета, оказалось не «слабо» и самой попробовать изготовить нечто подобное. Благо образование дало различные творческие навыки. Во время учебы студенты осваивали не только живопись и графику, но и вышивку, ткачество и даже кружевоплетение.

Ольга рассказывает, что по традиции первую самостоятельно изготовленную куклу мастерица оставляет себе. Ни дарить, ни тем более продавать ее нельзя. Она оберегает мастера. Так, первая москвичёвская кукла-ведучка стала родоположницей большой кукольной семьи.  

Народные куклы не принято называть собственными людскими именами, они не могут быть Машами или Дашами. Именуются народные куклы по их предназначению. Так, ведучка – символ материнства и защиты ребенка. А «ведучка» потому, что ведет за руку дитя. Если такая кукла находится в семье, она почти гарантированно, по утверждению мастеров, убережет ребенка от кривых жизненных дорожек.

А потом случайный, а может неслучайный, интерес перерос в настоящую страсть к народной кукле. Основную работу – Ольга работала в тот момент художником – Москвичёва оставила и с головой нырнула в пока неведомое, но такое увлекательное новое занятие. Постепенно, шаг за шагом, открывались тайны и секреты мастерства. Оттачивались навыки и умения, перелопачивались книги и профильные интернет-площадки. Увлечение становилось профессией и делом жизни.

Ольга Москвичёва: «На Смоленщине, как и везде на Руси, эти куколки были неизменной частью повседневного народного быта. Наши мудрые предки считали кукол носителями определённого сакрального смысла. Люди верили в существование злых и добрых сил и, чтобы как-то отгородиться от злых и привлечь добрые, совершали установленные обряды, в которых народная кукла становилась своеобразным посредником между людьми и миром таинственных потусторонних сил. Нужно было защититься от сглаза, сохранить урожай, укрыться от стихии. Если человек заболевал, его нужно было лечить – куклы помогали и в этом.

Народные тряпочные куклы традиционно выполняются без иголки и ножниц. Острые предметы не должны касаться куколок. Иголка используется только для того, чтобы украсить одежду вышивкой, пришить тесьму или кружево. Сами куклы, их ещё называли «мотанки», не шьются традиционным способом, а наматываются на тряпочные или деревянные столбики.

Куколок раньше делали только из натуральных тканей: хлопка, льна, шерсти. И сейчас стараемся придерживаться старинных правил. Из ткани делается скрутка, потом ее обвязывают нитью. Потаенное значение имеет каждая, даже самая мелкая деталь работы. Например, количество витков нити всегда должно быть нечетным, а количество узелков – обязательно чётным. Куклу стараемся одевать в традиционные наряды, которые были характерны для Смоленской губернии. Это рубаха, сарафан либо понёва (традиционная шерстяная юбка из нескольких кусков ткани). Обязательно должен присутствовать головной убор.

Помимо видимых внешних деталей у каждой куклы есть скрытые сакральные символы. На кукле на уровне груди красной нитью завязывается обережный крест. Именно он наделяет куклу магической силой.

На Смоленщине кукол традиционно делали из старой одежды. Ношеная одежда несет в себе силу рода. Если делать куклу из новых тканей, то нужно их обязательно постирать, чтобы они не казались нетронутыми временем».

У традиционной народной тряпичной куклы нет лица. Не в том смысле, что она невыразительная посредственность, – просто место, где должно быть кукольное лицо, мастера оставляют пустым, свободным. Лицо не обозначается. Кукла без лица считается предметом неодушевленным, а следовательно, недоступным для вселения в него недобрых сил. Такая кукла остается безвредной для ребенка и приносит ему здоровье, благополучие и радость.

По утверждению Ольги Москвичёвой, на ярмарках и выставках гости, не знакомые с этой традицией, высказывают множество совершенно разных версий, объясняющих отсутствие лиц у традиционных народных кукол. С подавляющим преимуществом лидирует догадка о том, что ребенок сам должен нарисовать кукле лицо. Пусть так, ничего страшного не произойдет.

Ольга Москвичёва: «На Руси изготовление кукол-оберегов всегда было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны присутствовать даже где-то поблизости. Считается, что только женщина, хранительница очага, способна сделать по-настоящему сильный оберег, вложив в него частицу своей энергии.

Мои куклы делаются только со светлыми мыслями и хорошими настроением. Моя дочь тоже занимается этим ремеслом. И часто, когда кукла уже готова, ребенок не хочет выпускать ее из рук, влюбляется в куклу. Я испытываю такие же эмоции. У меня ощущение, что кукла живая. Это не просто игрушка в национальной одежде, за ней, может быть, стоит чья-то судьба. Вот повесит человек мою куклу на стену, и жизнь его изменится в лучшую сторону.  Делаю своих кукол именно с такими мыслями».

В круг теперь уже профессиональных интересов Ольги Москвичёвой входят не только народные куклы. Она старается не расставаться с красками, занимается живописью, акварелью. Расписывает шкатулки, украшения и даже стены в помещениях. Москвичёва – неоднократный победитель областных конкурсов на лучшую сувенирную продукцию по разным номинациям. Участвует в выставках и ярмарках в Смоленске, Москве, Калининграде, Витебске.

 

Куклы и советы от Ольги Москвичёвой

 

Спиридон-солнцеворот

Кукла изготавливается для мужчины, который считает, что в его жизни необходимы перемены к лучшему. Спиридон-солнцеворот помогает мужчинам открыть новое дело, добиться результатов в чем-либо, поправить здоровье, навести порядок в жизни и правильно управлять своей судьбой.

Спиридон крепко держит в руках колесо-солнце, которое он поворачивает в нужную сторону, чтобы владельцу куклы стало жить лучше. Куклу нужно поставить на видное для ее хозяина место в рабочей зоне дома – в кабинете, на рабочем столе, в мастерской.

 

Берегиня (столбушка)

Берегиня охраняет домашний очаг и членов семьи от неприятностей, напастей и злых людей, которые приходят в дом с недобрыми мыслями. Берегиню принято ставить обязательно у дверей, у входа в дом, – либо на уровне головы, либо выше. Кукла распознает, с какими мыслями приходит в дом чужой человек.

 

Неразлучники

Свадебная парная кукла. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Вешалась на свадебный поезд – тройку лошадей, которая везла молодых. Считается, что неразлучники забирают на себя нехорошие, завистливые взгляды. Куклу дарят молодоженам с пожеланиями добра и приумножения семьи. В течение всей жизни с рождением каждого ребенка на куклу навязывается новая тесемка.

 

Крупеничка

Куклу делали в период сбора урожая. Эта кукла особенная – ее основой является небольшой мешочек, в котором находится несколько горстей крупы. Чаще всего туда насыпают гречку. Иногда эту куклу называют зернушкой. Кукла становится оберегом, залогом будущего плодородия и ставится в красном углу дома. Крупеничка живет один год – до следующего урожая, а иногда и полгода – до начала посевных работ. После этого её разбирают, лоскуты сжигают, а зерно используют по назначению – сеют или съедают.

 

КСТАТИ

 

В фондах Российского этнографического музея хранится кукла «Смоленский мужик». Это подлинная смоленская кукла, приобретенная в селе Даньково Смоленского уезда Смоленской губернии для экспозиции музея. Кукла датируется началом ХХ века. Фигура высотой 38 сантиметров выполнена из ткани отдельно кроенными и набивными частями.

Кукла скроена и сшита вручную из льняных тканей домашней выработки. На кукле рубаха типа косоворотки с ластовицами в черно-белую клетку, холщевые портки с традиционным клином и гашником (гашник – это шнурок или пояс, удерживающий портки на талии. Отсюда и выражение «спрятать в загашник»). Все детали костюма куклы имеют местные смоленские названия – «онучи», «коверзни». При желании куклу можно полностью одеть и раздеть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру