Почти двести поводов для радости в год для смолян

Этнограф Наталья Журкова рассказала о местных особенностях народных праздников

Народные празднества подобны русской душе. Такие же щедрые, широкие и раздольные. В чем наиболее ярко отражается характер и самобытность народа? Специалисты-этнографы считают, что наиболее красноречивым выражением этих черт являются праздники, которые чтят и отмечают люди, проживающие в той или иной местности.

Этнограф Наталья Журкова рассказала о местных особенностях народных праздников

Климат, ландшафт, а соответственно, темперамент и род занятий населения накладывают свой уникальный отпечаток на традиции и обряды каждого региона. Об особенностях смоленских народных праздников рассказала ведущий сотрудник этнографического отдела Смоленского государственного музея-заповедника Наталья Викторовна Журкова.

 

По трем календарям

 

По словам Натальи Журковой, на Смоленщине, как далеко не на многих территориях нашей страны, достаточно долго сохранялись архаичные черты древней славянской культуры. Даже еще в начале XXI века можно было, приехав в смоленскую деревню, услышать традиционные праздничные песни и стать свидетелем семейных обрядов.

Праздников на Смоленщине всегда отмечалось много, в XVII–XVIII веках за год их насчитывалось около двух сотен. Большинство народных праздников было связано с календарями. Не с одним традиционным численником, а именно с календарями во множественном числе.

Прежде всего это рабочий земледельческий календарь. Праздниками отмечались все этапы крестьянского труда. От начала работ до сбора урожая. Причем возделывание некоторых огородных культур было прочно привязано к определенным датам: на Феклу собирай свеклу. А по созвучию с именем преподобного Луки русские люди отмечали в день его памяти Луков праздник. Начиналась уборка репчатого лука, на базарах разворачивалась торговля этим продуктом.

Еще одна значимая часть народных праздников была привязана к дохристианским языческим верованиям. Эти праздники в основном были связаны с природными явлениями. Праздновали крестьяне и смену времен года. Самые поздние праздники пришли на Русь вместе с принятием христианства и связаны с православным календарем.

 

Гуляют все

 

Наряду с крупными, хорошо всем известными, в деревнях и селах отмечались и мелкие праздники – например, престольные, связанные с местным церковным приходом. Но даже незначительные, но признанные памятные даты нужно было обязательно отмечать, поскольку крестьяне были уверены в том, что если нарушить установленный порядок, то мир погрузится в хаос и погибнет. Праздники должны были отмечать все, как сейчас принято говорить, дееспособные граждане. Только тяжелая физическая или душевная болезнь могла стать уважительной причиной отсутствия на торжествах. Поведение по принципу «хочу – иду на праздник, не хочу – не иду» наказывалось общим осуждением. Участие каждого – от мала до велика – было обязательным.

Всякий праздник имел свои строгие правила. Жители деревень наряжались в лучшие одежды, по мере возможности накрывали праздничные столы. К праздникам готовились заранее, убирались не только в доме, но и на улице. В большинство праздников устанавливался запрет на любую работу: день свят – все дела спят.

Характерной особенностью праздничных действ той поры было отсутствие деления на выступающих артистов и публику. Каждый пришедший на гульбище так или иначе задействовался в происходящем. Пассивно отстояться в сторонке не получалось. В некотором роде в такие дни стирались грани между представителями разных сословий.

Общие народные праздники становились неким социальным инструментом укрепления национального единства.

 

Раз в Васильев вечерок…

 

Целая череда зимних праздников объединялась под общим названием «Святки». Гулянья длились с Рождества до Крещения. Кроме того, праздновали еще и Новый год.

Разумеется, в дореволюционной России этот праздник по популярности заметно уступал Рождеству. Однако примечательно, что на Смоленщине Новый год был в почете и отмечался шире, чем в других российских губерниях. Канун Нового года в славянской традиции известен как Васильев вечер. Название происходит от имени святого Василия Великого. Именно Васильев вечер активно праздновали смоляне.

С Васильевым вечером (он же Щедрый вечер, он же Овсень, он же Богатый вечер, он же Щедрец) связано бесконечное число обрядов и примет. И если у поэта Жуковского «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…», то смоленские девушки гадали под Новый год, в Васильев вечерок. И бросали за ворота не башмачок, а чаще всего лапоть. Куда мысок лаптя укажет, в ту сторону девка замуж и пойдет.

Еще одно гадание, в котором использовался лапоть, тоже связано с предстоящим замужеством. Девки на выданье брали самый грязный изношенный лапоть, подходили к дому, стучали и бросали лаптем в открывшего ворота хозяина. После чего следили за его реакцией. Если забава принималась с шутками, без обиды и радостно, то, следовательно, семья в этом дворе проживает хорошая и доброжелательная. К таким людям и в невестки можно идти. Если прогнали и обругали, то с такими хозяевами лучше никаких дел не иметь.

Много гаданий и примет вертелось вокруг каши. Существовал даже специальный обряд задабривания и кормления мороза. Хозяин дома выходил на улицу из дома и «угощал» мороз кутьей – кашей из цельного зерна с добавлением меда, орехов и сухофруктов. «Мороз, иди кутью есть. А летом не приходи, а то засеку прутьями». «Кормление мороза» – редкая смоленская традиция. Распространена она еще только в белорусских деревнях.

Маленький горшочек с тайно взятой с праздничного стола кашей девушки прятали на ночь под подушку. Пришедший отведать этой каши суженый должен присниться.

С помощью каши гадали и на будущий урожай. Кашу бросали в потолок – чем больше прилипнет, тем урожайнее случится наступающий год.

В Васильев вечер обязательно готовили блюда из свинины. А чтобы прогнать из дома нечисть, проводился особенный обряд с участием детей. Они залезали под стол и начинали хрюкать и повизгивать, изображая свинью. Крестьяне верили, что хрюканье и визг отгоняют злые силы. В наступающий по восточному календарю Год Свиньи этот обычай представляется крайне актуальным.

Наталья Викторовна Журкова – сотрудник музея «Смоленский лен», поэтому особое внимание обратила на гадание, связанное с этим растением, а конкретнее – с семенами льна. Семена льна необходимо рассыпать перед сном по постели. Да, а что делать? Ради удачного замужества и не на такие жертвы идут. Рассыпая семена, нужно приговаривать: «Семечко, семечко, покажи семеечку». Если все сделано правильно, то ночью должна присниться семья жениха.

 

Свирские против петропавловских

 

В самом Смоленске новогодние и рождественские праздники отмечали уже с учетом новых традиций. Более зажиточные горожане посещали литературные и музыкальные вечера, проводили встречи и концерты. Набирало популярность новое модное молодежное увлечение – катание на коньках. Но жизнь городского центра разительно отличалась от жизни окраин. Там люди жили той же жизнью, что и в окрестных деревнях.

Неизменным атрибутом зимних гуляний были и кулачные бои. Газета «Смоленский вестник», выходившая ежедневно и в крупном формате, в конце XIX – начале ХХ веков была очень популярна и публиковала много заметок на этнографические темы, в том числе о традициях и обычаях. Однако не все граждане разделяли традиционные народные увлечения. На страницах «Смоленского вестника» один из авторов высказывает свое возмущение по поводу кулачных боев во время рождественских праздников в Поречье (ныне город Демидов):

«…Оказывается, что этот грубый варварский обычай не только не вывелся в наших краях, но свил себе здесь прочное гнездо и процветает в

полной силе и блеске. Не так давно еще в нем принимали участие даже некоторые весьма почтенные лица. Дело происходит большей частью следующим образом. На берегу реки собирается толпа мальчишек из разных кварталов города. Они начинают между собой препираться, бросая друг другу всевозможные оскорбления и вызовы. Мало-помалу к ним присоединяются и взрослые. Толпа растет, достигает ста, двухсот и более человек. Наконец, когда напряженность бойцов достигает своего крайнего предела, они с диким нечеловеческим ревом и рычанием набрасываются, как звери, один на другого, и начинается страшное побоище.

Да и у нас ли одних практикуется низшими слоями городского населения это «невинное» развлечение, эта дикая варварская потеха? Практикуется она и в других городах нашей губернии, практикуется даже и в самом городе Смоленске, на Днепре в окрестностях Рачевки. Это явление… вошедшее, так сказать, в плоть и кровь мещанского населения. Чтобы искоренить его, совершенно мало одних запрещений, преследований полиции, а неотложно нужны более радикальные меры вроде воскресных чтений и проповедей, которые подняли бы умственный и нравственный уровень городского населения и заменили бы собой дикие доморощенные развлечения».

И действительно, кулачные бои были распространены не только в сельской местности, но и в столице губернии Смоленске. Самые крупные побоища проходили между парнями Свирского прихода (район современных Краснофлотских улиц) и представителями Петропавловского прихода (район современного железнодорожного вокзала и Колхозной площади). Часто служителям порядка ничего не оставалось делать, как просто со стороны наблюдать за мужскими забавами.

 

Пришла Коляда – отворяй ворота

 

Сейчас интерес к народным праздникам возрождается, считает Наталья Викторовна. Знает она это не понаслышке. Сама принимает самое непосредственное участие в сохранении старинных смоленских обрядов. Музей «Смоленский лен» очень маленький, находится в Никольской башне Смоленской крепостной стены. Огромное масштабное празднество сотрудники музея при всем желании развернуть не могут, но зато их праздники отличаются особенной домашней атмосферой, камерностью и душевностью.

Традиционно в уютном зале музея проводится целый цикл праздников под названием «Семейные вечерки». Построенный интерьер русской избы переносит гостей в давние времена, на старинные праздники. Взрослые и дети рассаживаются на лавках, но долго усидеть получается мало у кого: все присутствующие вовлекаются в действо, которым заправляют уже полюбившиеся многим смолянам персонажи – Лешачиха и Коза. Люди в музее работают творческие, с фантазией. И очень часто обычная, казалось бы, экскурсия заканчивается для посетителей сюрпризом – минипредставлением с частушками, старинными играми, переодеваниями в смоленские народные костюмы.

Посетители музея могут познакомиться с самыми разными обрядами и традициями. Сейчас, например, наступает время праздника «Пришла Коляда».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру