24 кадра правды в секунду

Журналист «МК в Смоленске» поговорил с Татьяной Белоусовой о самой «киношной» профессии

Этот совершенно неожиданный материал родился благодаря интернету. Не секрет, XXI век дает новые возможности для коммуникаций. Знакомство с замечательной собеседницей произошло в социальных сетях. Оказалось, что она много лет проработала монтажером в кино, да не где-нибудь, а на главной студии страны – на «Мосфильме»!

Журналист «МК в Смоленске» поговорил с Татьяной Белоусовой о самой «киношной» профессии

Мы решили, что было бы непростительной расточительностью не поговорить с представителем уникальной кинематографической профессии. Тем более что сейчас, с бурным распространением любительского видео, азы монтажа осваивают многие. Итак, наша собеседница – Татьяна Белоусова. Она работала, в частности, над такими известными фильмами, как «Легенда о Тиле», «Начни сначала», «Два часа с бардами» (ТВ), «Московская элегия» (Сокуров – об Андрее Тарковском), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (сериал)...

 

 

– Татьяна Владимировна, давайте начнем с прямого, жесткого вопроса. Что является самым сложным в работе монтажера?

– Чтобы монтаж не мешал общему восприятию фильма. Существует понятие «замонтировано»: когда возникает слишком много раздражения от склеек, переходов ненужных, от одного ракурса на другой. Существует внутрикадровый ритм, а также ритм, созданный монтажом. Очень аккуратно надо к этому относиться.

- Какой была иерархия в годы вашей работы? Кто по должности являлся вашим непосредственным начальником?

– Госкино являлось главным, потом, конечно, руководство киностудии. Раньше существовали цеха: гримерный, костюмерный, постановочный, монтажный, операторский и другие. Кинофабрика была огромной! Начальник монтажного цеха был непосредственно моим начальником, он давал согласие на прикрепления к картине.

Обучение монтажера было поразрядное: сначала монтажница-ученица, потом – с первого по шестой разряды. Постепенно, с приобретенными навыками, – работа по подборке озвучания, подкладка шумов, музыки. Самостоятельно монтировать рекламные ролики, монтировать отдельные эпизоды… Школа была жесткая, немногие становились монтажерами. Суровая конкуренция, и не все было честно. Ну, не буду о грустном.

– Как в советском кинопроизводстве распределялись обязанности, которые сейчас выполняет продюсер картины?

– Конечно, у нас продюсерское кино – это не то, что на Западе… Самое главное – достать деньги на производство картины. Обычно берут ссуду у банков, плюс государство помогает, а также спонсоры…

Знаете, сейчас очень много развелось директоров: линейный, креативный и так далее. По сути, вся эта компания людей, стоящая в титрах, это администрация, не влияющая на творческий процесс в создании фильма! Раньше директор картины занимался, по сути, тем же – доставал деньги. Но деньги он получал от государства, и в титрах он был написан один. Заместителей у него было поменьше, и в титрах они не стояли.

– Как выстраивались отношения с режиссером картины?

– По-разному. Когда режиссер видел, что вы преданы своему делу и соображаете, отношения складывались, а иногда – попадались не очень приятные люди. Хорошо, что картина заканчивалась... Можно с облегчением вздохнуть, что больше не встретишься.

– Почему вы выбрали профессию монтажера? Ведь она не самая романтическая в кинематографе…

– Профессия монтажера – самая интересная, сугубо киношная. Сам процесс созидания – очень творческий и интересный. Я попала ученицей к режиссеру по монтажу Татьяне Сергеевне Лихачевой, которая преподавала на Высших режиссерских курсах. Я увлеклась профессией – это заслуга моего учителя, она давала самостоятельно монтировать и спрашивала строго. К большому сожалению, многие не знают законов монтажа, и учить некому. «Липкое» внимание, правая сторона экрана привлекает больше, как монтируются бои, что такое «потенциальная пауза»? В кино много законов, которые нужно знать!

A самое главное, КИНО – ЭТО ПРАВДА! Так и напишите – большими буквами. Правда – 24 кадра в секунду (сейчас уже 25 кадров в секунду). Вообще, желательно думать, что делаешь и как!

– Ваши любимые кинокартины как зрительницы?

– Очень люблю «Собачье сердце», «Собака на сене», «Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Зеркало», «Весь этот джаз», «Однажды в Америке»…

– Что для вас было самым тяжелым в работе?

– Непонимание. Делаешь так, как положено, с усердием, а это, к сожалению, не всегда понимают.

– Какое открытие стало неприятным в мире кино?

– Зависимость от очень самоуверенных и далеко не образованных людей.

– От чего вы бы хотели предостеречь молодых людей, идущих в кинематограф?

– Не стройте иллюзий: даже если вы талантливы, неизвестно, как вы будете пробираться по карьерной лестнице.

– Что доставляло наибольшую радость в профессии?

– Конечно, победа. Тебе приносят фильмы, которые надо перемонтировать, так как они лежат на полке: вроде и сценарий был хороший, и актеры сыграли хорошо, а фильм не получился. Вот и придумываешь – как бы заново – сценарий, переставляешь эпизоды, сокращаешь или удлиняешь сцены… В этот момент я чувствую себя доктором. Мучений много, но победа того стоит!

– Вы себя считаете счастливым человеком?

– Я думаю, что счастливых людей нет, а впрочем, это дети.

– Кто из «звезд экрана» произвел на вас благоприятное впечатление? Из режиссеров?

– Ну, конечно, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Евгений Павлович Леонов, Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова, Михаил Абрамович Швейцер, София Абрамовна Милькина…

– Расскажите, пожалуйста, смешной случай из вашей карьеры...

– Принимали продюсеры три части (тридцать минут) материала. Для утверждения денег на полный метр. Ну, конечно, звук черновой. А по сюжету появляются волки – две чахлые собаки, на них без слез не взглянешь. И кто-то кричал: «Волки!» Обоз с лошадьми от потрясения уезжал со скоростью света. (Ну, конечно, видя этих чахлых собак, никто никуда не двинулся бы.) В просмотровый зал пришла комиссия во главе с дамой среднего возраста, она почему-то села около меня. Я сидела за пультом. Я замечталась и не успела сделать реплики потише, и возглас «волки!» был такой громкий, что женщина вскрикнула от неожиданности: «Господи!» И перекрестилась. Денег дали на съемки полного метра!

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру