ЭКСПЕДИЦИЯ В ПРОШЛОЕ: идем за смоленские туманы и высокие травы

Мы нашли место, где родился один из первых святых, прославленных за рубежом

Вяземский район – наверное, один из самых богатых на Смоленщине с точки зрения различных исторических руинированных объектов. Чтобы найти все локации, отмеченные мною в изрядно уже потертом автомобильном атласе, понадобится несколько экспедиций

Мы нашли место, где родился один из первых святых, прославленных за рубежом

Вот и отлично, реставрируют

 

Ну а в этот раз, выбираясь под Вязьму (и немного зацепив соседние районы), чтобы пополнить свою коллекцию уникальных мест, я наметила для себя три локации на севере вяземской земли. Но добраться нам удалось лишь до двух. Одна из разрушенных церквей оказалась прямо возле дороги, ее искать особенно не прошлось. И стоит она вся в строительных лесах в деревне Торбеево в Новодугинском районе. Вот и отлично, реставрируется! Ну здорово же?!

Храм Вознесения Господня в Торцбеево, 1793 год постройки

Итак, здесь, в селе Торбеево, мы видим храм Вознесения Господня. Год постройки – 1793-й. Возведен на средства Александры Николаевны Лобановой-Ростовской, жены действительного статского советника.

Церковь Вознесения – свидетель Отечественной войны 1812 года. В окрестностях Торбеево действовал партизанский отряд Дениса Давыдова. После революции имущество церкви было разграблено и сожжено вместе с иконами.

До 1927 года храм простоял закрытым, а потом был передан совхозу. В конце 1950-х годов его стали разбирать – в Новодугино как раз решили построить Дом культуры, а стройматериалов не хватало...

Так вместе с трапезной исчезли приделы, главы, апсида алтаря и колокольня.

Когда растаскивали по кусочкам трапезную, под полом обнаружили склеп Лобановых-Ростовских.

Вот вкратце о том, что нам удалось узнать о находке в Торбеево.

Но мы поторопились на поиски более труднодоступной для нас церкви, найти которую не так просто, да и реставрировать ее, к сожалению, вряд ли кто-то соберется. Места там практически заброшенные.

 

Дорога сошла на нет

 

И находится храм, судя по карте, где-то недалеко от местечка Паново. То есть Паново – это всего лишь близлежащая, еще, наверное, существующая деревня к намеченной «заброшенке». А далее, судя по атласу, необходимо протопать ножками еще километра три. С той стороны, откуда мы попытались проехать к Паново, дорога медленно, но верно сошла на нет. Дальше нужен был тундровый вездеход. До деревни оставалось еще около четырех километров, до самой церкви – все семь.

Вздохнули, проложили по карте к этому месту другой путь и отложили на другой раз. Делать такой крюк в этот день уже не представлялось возможным.

Зато, пока мы исследовали проходимость дороги в направлении нашей очередной локации, мы просто ходили по ковру из съедобных грибов, прихватили с собой с десяток симпатичных подберезовиков и поели лесной малины.

Оставалась надежда найти третью замершую церковь – место, если верить атласу, примерно такое же: с дорожками-пунктирами, а затем и вовсе без видимых подходов. Но все равно было решено попробовать.

 

Марш-бросок к мертвому Фомищево

 

Так мы оказались в деревне Семово. Здесь все видимые дороги заканчивались. До церкви по атласу – километр, ну или два...

Будем искать. В каком направлении двигаться, представляли слабо. Надо найти местных жителей... Нашли. Получили направление взмахом руки:

– Через поле в направлении того леса идите по примятой траве, не промахнетесь, туда иногда ездят... Километра три, увидите ее...

Пошли. Трава по пояс... Проложенный когда-то вездеходом путь еле проглядывался. Иногда казалось, что потеряли дорогу. Только бы мы шли в нужном направлении! А, вот опять колея... Очень мокро – видимо, недавно прошел сильный дождь.

Сначала шли, стараясь сильно не намокнуть, но уже метров через сто были мокрыми почти по пояс.

Ближе к лесу, километра через полтора, дорога стала хорошо заметна, а на входе в лес и вовсе превратилась в месиво с очень глубокой колеей, почти везде полностью заполненной водой. Приходилось пробираться по кромкам вдоль лесной гущи. А лес действительно в этом месте был густ. Деревья смыкались над дорогой, практически не оставляя видимой полоски неба над головой.

Раскуроченная дорога с обеих сторон почти везде была разрыта кабанами. Кое-где ее пересекали звериные тропы. И, судя по примятой с обеих сторон высокой траве, здесь проходил не кабан, а... ну много кабанов.

Зачастую поперек дороги лежали бревна. Похоже, здесь буксовали и с помощью подложенных под колеса бревен пытались выехать. И так еще около километра.

Вода в новехоньких берцах, надетых впервые только утром, переливалась с характерными хлюпающими звуками.

Последние полкилометра к Фомищево мы преодолели почти бегом

А вот и свет в конце туннеля. Похоже, там снова начиналось поле.

Выбравшись наконец на открытое пространство, мы почти сразу увидели ее. Вдали, метрах в пятистах...

Храм в Фомищево в просвете густого леса

Только ради этих первых секунд, когда твоему взору открывается картинный вид старого, разрушенного, но при этом все еще величественного храма, стоит предпринимать такие марш-броски. Как правило, церкви видны издалека, ведь они строились на особенных местах.

Я, как за мной водится, запрыгала от радости. Вот она, еще одна красавица!

Начинал моросить дождь. Морось была такой густой, что по лицу струйками стекала вода. К этому моменту на нас не осталось практически ничего сухого.

Последние полкилометра мы преодолели почти бегом.

Храм святителя Николая Чудотворца в Фомищево

Что же мы увидели перед собой? Церковь Святителя Николая Чудотворца 1783 года постройки в стиле барокко. Да, XVIII век!

В этом месте когда-то находилось село Фомищево и усадьба надворного советника Постникова, который, собственно, эту церковь и построил на месте сгоревшей деревянной.

Село прекратило свое существование в 80-х годах прошлого столетия, а церковь закрылась в 1922 году. До этого приход занимал около 4 000 гектаров. В его состав входили вместе с Фомищево 10 деревень и одно поселение.

На стенах храма все еще сохранились элементы росписи. Не просто элементы – здесь до сих пор можно разглядеть целые библейские сюжеты. Изображения густо усыпаны круглыми отверстиями. Похоже, следы от пуль...

На стенах церкви Николая Чудотворца все еще сохранились элементы росписи, посеченные пулями

Но самое удивительное, что я узнала об этом месте, это то, что именно в Фомищево 1 января 1867 года родился один из первых русских святых, прославленных за рубежом, Алексий Южинский (Медведков). Его канонизировали в Париже в 2004 году.

Один из первых святых, прославленных за рубежом - Алексий Южинский

Два места, две истории: Торбеево и Федяево

Два места, две истории: Торбеево и Федяево

Смотрите фотогалерею по теме

Читайте еще:

Экспедиция в прошлое. С этих смоленских мест для нас все начиналось

Экспедиция в прошлое: Грибоедовы, Мухин и таинственный меценат

Ангел-хранитель в мотоциклетном шлеме

Тайна смерти князя, или о чем молчит смоленский призрак

Три погибающих храма в Рославльском районе открыли нам свои истории

Мы двигались по следам великих смолян, собирая осколки истории…

Экспедиция в прошлое: три места – три истории

Экспедиция в прошлое. Места, где остановилась жизнь

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру