Атлант расправляет плечи

Анатомия глазами медиков, художников, филологов и музыкантов

Анатомия глазами медиков, художников, филологов и музыкантов
Фото Виктор МИНЧЕНКО

«Что общего у ворона и письменного стола?» – невольно вспоминается строчка Льюиса Кэрролла, когда узнаёшь о совместном проекте анатомов, художников, музыкантов и филологов. Такие разные направления деятельности и научного исследования! Как могут взаимодействовать представители этих совершенно несовместимых, на первый взгляд, сфер? Однако студенты и преподаватели двух братских университетов Смоленска смогли ответить на этот вопрос и доказали, что наука и искусство объединяют людей разных профессий и разных национальностей.

В конце апреля в Смоленской областной универсальной научной библиотеке имени А.Т. Твардовского состоялся симпозиум «Анатомия человека, повторение пройденного: Per aspera ad astra!» («Через тернии к звёздам!»). Симпозиум проводился в рамках X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы науки XXI века». Инициатором мероприятия выступила кафедра анатомии человека СГМУ во главе с профессором Владимиром ГЛОТОВЫМ, симпозиум был посвящён памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора Александра Доросевича. В разные дни в рамках симпозиума прошло несколько важнейших мероприятий, о которых и рассказывается в статье.

Анатомический музей Густава Юдена

Восстановление могилы и открытие надгробного памятника выдающемуся русскому и советскому анатому профессору Густаву Густавовичу Юдену (19.12.1879 – 11.10.1951), одному из организаторов Анатомического института, стало первой «страницей» симпозиума. Памятник был создан известным смоленским скульптором профессором Александром Парфёновым. Торжественное открытие монумента состоялось 22 апреля на Братском кладбище.

Русский дворянин, выходец из генеральской семьи, швед по национальности, Густав Густавович Юден всю свою жизнь посвятил анатомии человека. В 1926 году, став заведующим кафедрой анатомии человека Смоленского государственного медицинского института, Юден приступил к созданию фундаментального анатомического музея. К лету 1941 года он стал одним из богатейших и лучших анатомических музеев России: его коллекции насчитывали 380 влажных и свыше 50 сухих препаратов, размещённых в прекрасных экспозициях. В июне 1941 года во время первой бомбардировки Смоленска в здание, где размещался музей, попала бомба, часть экспонатов была уничтожена, а оставшиеся коллекции были эвакуированы в Саратовский государственный медицинский институт, где они находятся до сих пор. Туда же эвакуировался и профессор Юден. В 1944 году Густав Густавович вернулся в разрушенный Смоленск и практически в одиночку приступил к восстановлению работы кафедры анатомии человека и музея. Силами сотрудников кафедры музей был возрождён и стал в настоящее время единственным в Смоленске естественно-научным музеем, который не только интенсивно используется в учебном процессе кафедры анатомии человека при подготовке будущих врачей, но и ведёт большую просветительскую работу среди школьников, студентов учебных заведений города, жителей Смоленска и области. Фундаментальный анатомический музей Смоленского государственного медицинского университета – бриллиант в короне смоленских музеев, который нуждается во всесторонней поддержке.

Анатомия и художественное творчество

В феврале и марте 2022 года кафедра анатомии человека и профессиональные художники, студенты художественно-графического факультета Смоленского государственного университета реализовали совместный проект – анатомический пленэр. В течение двух месяцев каждое воскресенье художники приходили на кафедру и работали с анатомическими коллекциями, делали зарисовки.

С открытия выставки «Анатомический театр» и начался симпозиум.

– С Владимиром Александровичем Глотовым мы познакомились на другом художественном проекте – «Наследие Литвы», где рассматривали взаимодействие русской и литовской культуры на территории нашей области, – рассказывает доцент кафедры изобразительного искусства СмолГУ Владимир ПЕТЬКОВ. – Владимир Александрович пригласил нас на кафедру анатомии человека, показал музей. Мы были восхищены этой замечательной коллекцией, которая собиралась многими поколениями наших смоленских анатомов. У художников появилась возможность прикоснуться к изучению анатомии не с помощью рассечения скальпелем, а с помощью кисти и карандаша. И главным нашим выразительным средством стали линия и пятно.

Владимир Петьков отметил, что изучение пластической анатомии является неотъемлемой частью художественного образования, анатомически правильное изображение тела человека во всех его ипостасях – очень важная задача для художника. Некоторые из участников пленэра сделали целые серии работ.

– Мы приобрели бесценный опыт и создали в общей сложности около пятидесяти работ, выполненных в разных жанрах и техниках. За два месяца это потрясающий результат! И мне кажется, что на этом наше деловое сотрудничество не прервётся, и у нас получится в следующем году опять же сделать ещё одну совместную выставку, – сообщил о своих планах художник.

Говорить о смерти через холст

Своими впечатлениями поделились и другие участники проекта.

– В процессе написания картин я окунулась в мир человеческого тела, изучая его не через призму книги, а видя воочию тело, – рассказала Татьяна УВАРОВА. – Это дало возможность почувствовать себя студентом медуниверситета. Я благодарна за участие в таком необычайно увлекательном художественном эксперименте, который связал искусство и науку. Я думала, что не смогу спокойно смотреть на экспонаты музея. Однако на пленэре я не чувствовала страха, наоборот, мною овладели спокойствие и неподдельный интерес.

Татьяна КОНДРАТ представила на выставке работу «Спи спокойно», изображающая младенца в утробе матери.

– Каждый из художников выбрал самые близкие темы для себя. Для меня как женщины, конечно, важно материнство, нерождённые дети. У каждого человека есть свои потаённые моменты. И мне было интересно это, – поясняет художница. – Это такие темы, на которые в обществе особенно не говорят. Ты можешь поделиться с Богом, или с близкой подругой, или с мамой, но на всеобщее обсуждение эти темы практически не выносятся. Однако они есть в нашей жизни: и аборты, и нерождённые дети, и незапланированные беременности. Всякое бывает. Как женщине мне, конечно, это было очень близко.

Работы художников не оставили равнодушными никого в зале. От одних картин исходило умиротворение, в других чувствовались боль и надрыв, краткосрочность жизни и неизбежность смерти…

Выставка будет работать в Смоленской областной универсальной научной библиотеке до 25 мая.

Культура и наука объединяют

Основная программа симпозиума началась с пронзительного танца «Вальс медицинской сестры», исполненного студентами-кружковцами кафедры анатомии человека СГМУ, победителями и призёрами международных олимпиад по анатомии человека. Этот номер взял гран-при на Международной анатомической олимпиаде в Санкт-Петербурге в мае 2021 года.

Последовала «Минута молчания» в память о воинах, павших на полях битв Великой Отечественной войны, умерших ветеранах и наших молодых ребятах, отдавших жизни, выполняя свой долг во время специальной операции на Украине.

Далее выступила советник-эксперт департамента Смоленской области по внутренней политике Елена УЛЬЯНЕНКОВА. Она отметила, что проработала в СГМУ 35 лет и что Александр Доросевич, в честь которого проводился симпозиум, был её настоящим другом и соратником.

– Я поражаюсь, сколько людей объединила эта конференция! Она охватила и наш медицинский университет, и Смоленский государственный университет, и общественные организации. От имени администрации Смоленской области я хочу всех поприветствовать здесь. Наша Смоленщина – многонациональный регион, но основное население – русское. И как русские люди мы стараемся вокруг себя объединять всех. В наших университетах учатся иностранные студенты, мы участвуем в международных проектах… Важно уметь работать вместе, а культура и наука всегда объединяли человечество, – сказала Елена Ульяненкова.

Действительно, история кафедры анатомии человека показывает, что на благо науки вместе трудились учёные совершенно разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, евреи, шведы, поляки… И каждый из них внёс свой весомый вклад.

Мультидисциплинарный синтез

Говоря о важности симпозиума, организатор проекта Владимир ГЛОТОВ подчеркнул:

– Наша отечественная наука оказалась в очень сложном положении. Можно прямо сказать, что в 90-е годы по российской науке был нанесён сильнейший удар, целью которого было уничтожение и дискредитация научного потенциала России. Но сейчас пришло время «атланту расправить плечи». У нас огромный научный потенциал, огромное количество талантливых, способных, эффективных научных сотрудников, учёных, которые находятся в состоянии невостребованности. Огромное количество фундаментальных научных проектов, которые необходимо срочно реализовывать. Наступило время, когда необходимо срочно «выпрямлять искривлённые пространства». И вот сейчас мы решили собрать в одном месте специалистов из разных областей, которые имеют отношение к так называемому анатомическому делу, и показать наши возможности в одной узко взятой области. На симпозиуме вы увидите презентации пяти докторских диссертаций, шести кандидатских диссертаций, презентации двух новых монографий, написанных сотрудниками кафедры, различных проектов в области гуманитарных ответвлений от нашей науки, в области учебных программ по цифровой анатомии, совместные проекты с филологами, касающиеся истории русской анатомической терминологии.

На симпозиуме были представлены исследования как известных научных деятелей в области медицины в Смоленске, так и разработки учащихся медуниверситета. Так, студент пятого курса Максим СИЛКИН представил несколько собственных проектов, которые он осуществляет со своими коллегами из других российских вузов.

– На базе нашей кафедры анатомии человека студентами сейчас создаётся один из первых атласов анатомических эпонимов человека, – рассказал молодой учёный. – Помимо этого, я представляю своё методическое пособие по работе с 3D-атласом «Pirogov», мои коллеги представят доклад о крупной веб-платформе «Научный поиск», которая сделана для студентов и учёных, в том числе молодых учёных, которые ищут себе научный коллектив, научных руководителей, лаборатории, научные стажировки и всё с этим связанное. Платформа создана для того, чтобы облегчить данный процесс, и для того, чтобы за счёт развития междисциплинарных связей продвигать нашу отечественную науку на новый уровень.

Также Максим разработал «Генератор экзаменационных билетов», и по этому проекту, к слову, было защищено рацпредложение.

Анатомическая терминология и русский язык

Важными гостями симпозиума стали преподаватели кафедры русского языка Смоленского государственного университета. Доктор филологических наук профессор Вера КАРТАВЕНКО сделала обзор трудов Николая Романова. Доктор медицинских наук Николай Романов посвятил всю свою жизнь изучению анатомической терминологии XVIII века.

Вера КАРТАВЕНКО отметила, что развитие русской научной мысли неразрывно связано с XVIII веком – веком просвещения, культуры, образования, веком петровских реформ и преобразований. В XVIII веке также активно развивается медицинская наука и, в частности, русская научная анатомия.

– Это было время создания медицинской и анатомической терминологии. В XVIII веке делом государственной важности стало создание русской анатомической терминологии, поиск эквивалентов к иноязычным названиям. Благодаря подвижническому труду авторов и переводчиков научных сочинений российская наука заговорила на русском языке, что было событием огромной важности не только в истории русского литературного языка, но и в истории русской образованности в целом, – рассказала доктор филологических наук. – Труды Николая Александровича Романова ставят целью изучение истории русской анатомической терминологии. Чтобы определить характер и объём анатомической лексики в донаучный период, исследователь проводит анализ русской анатомической лексики в основных памятниках древнерусской литературы. Например, в «Повести временных лет» учёный выделил 33 анатомических термина, в «Слове о полку Игореве» – 11 терминов, а в «Домострое» – 47 терминов.

Вера Картавенко сообщила, что всего Николаем Романовым выявлено в литературных источниках 1 334 анатомических термина. Найденные слова учёный рассмотрел с лингвистической точки зрения: определил их происхождение, способы образования и синонимические ряды. Своим трудом доктор подтвердил тезис, что основу любой отечественной терминологической системы составляют исконно русские наименования.

Доктор медицинских наук Николай Романов – уникальное явление в отечественной науке, и анатомии человека в частности. Глубокое знание анатомии человека, латинского, греческого, старославянского и русского языков позволило ему в своих научных статьях и монографиях исчерпывающим образом разработать историю становления анатомической терминологии в России. Он является крупнейшим в мире специалистом в этой области. И здесь необходимо отметить выдающуюся роль, которую сыграл в судьбе и деятельности Н.А. Романова профессор Александр Доросевич – их содружество и взаимоотношения очень напоминают содружество Маркса и Энгельса.

Весёлой изюминкой симпозиума стала «Выставка студенческих шпаргалок, изъятых во время экзаменов по анатомии человека». А сотрудники Смоленской областной универсальной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского представили на симпозиуме замечательную книжную выставку «Анатомия человека, повторение пройденного», на которой были выставлены уникальные и редчайшие книги по анатомии человека из фондов библиотеки. Выставка также вызвала огромный интерес как у анатомов, так и у художников.

Анатомия и первая советская опера

В рамках симпозиума состоялось и официальное открытие мемориальной доски в честь выдающегося русского и советского композитора, трудившегося на кафедре анатомии человека, Петра Николаевича Триодина (20.03.1888 – 30.10.1950). Автор мемориальной доски – скульптор Александр Парфёнов. Доска установлена на здании анатомического корпуса СГМУ.

– На нашей кафедре работал выдающийся человек, великолепный врач, учёный, музыкант, композитор, ученик Александра Константиновича Глазунова Пётр Николаевич Триодин, – рассказывает заведующий кафедрой анатомии человека СГМУ Владимир Глотов. – Он был у истоков создания Смоленского государственного медицинского университета, Смоленского симфонического оркестра, Смоленского оперного театра. Пётр Триодин стал одним из организаторов и первых преподавателей кафедры анатомии человека. И, работая на нашей кафедре, Пётр Николаевич не переставал заниматься музыкальным творчеством. Именно у нас на кафедре он написал первую советскую оперу по произведению Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный». Эта опера шла с большим успехом в московских театрах. В Смоленске её премьера в концертном варианте состоялась в 1922 году. Во втором действии этой оперы Пётр Николаевич Триодин написал хор, который назывался «Ах ты, степь широкая». Когда опера вышла в свет, песня из этого хора стала народной.

Эта песня была исполнена на симпозиуме заслуженным деятелем искусств России, композитором и замечательным певцом Николаем Писаренко.

Пётр Триодин написал две симфонии, четыре оперы – «Князь Серебряный», «Степан Разин», «Иван Грозный» (не окончена), «Дед Макар» (в набросках), сюиту по мотивам русских народных сказок, «Партизанскую сюиту», пять вальсов, музыкальные пьесы для детей, «Праздничную увертюру», музыку к кинофильму «Иван Петрович Павлов», музыку для комедии «Кому на Руси жить хорошо»… Но ключевые его работы – обработка более 300 русских народных песен, которые исполняли Лемешев, Козловский, Зыкина и многие другие выдающиеся музыканты.

Симпозиум завершился концертом Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского. В Концертном зале имени М.И. Глинки областной филармонии состоялся концерт «Музыкальное приношение Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского к 135-летию со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Петра Николаевича Триодина».

– Очень рада была сегодня выступить с музыкальным номером на симпозиуме, который объединил несколько университетов. Трудно переоценить значение таких встреч и совместной научной и творческой работы, – рассказала Кристина ОСИПЯН, член ассоциации «Национальный конгресс Смоленской области», аспирантка СмолГУ. – День завершился прекрасным концертом Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского, посвящённым русскому врачу-анатому и композитору Петру Триодину. Все зрители получили истинное удовольствие от замечательной концертной программы и виртуозного исполнения оркестра. Ведь музыка – это язык, который понимают все без исключения.

Таким образом, в симпозиуме поднимались не только сугубо научные, но и остросоциальные вопросы. В конференции приняли участие учёные из Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, с Урала. Все мероприятия симпозиума с информационной точки зрения оперативно сопровождались в реальном времени одним из первых и старейших в России электронным журналом, учреждённым ещё в 1996 году, – «Электронным математическим и медико-биологическим журналом «Математическая морфология», редакция которого находится на кафедре анатомии человека СГМУ, а также Смоленской областной общественной организацией «Смоленская ассоциация учёных», штаб-квартира которой тоже находится на этой кафедре.

Совместная работа на симпозиуме плечом к плечу студентов, преподавателей, учёных, художников, музыкантов, общественных деятелей – уникальный опыт, показывающий, какие огромные силы заключены в нашем обществе и наших людях. Атланту нужно дать возможность расправить плечи!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру