Реконструкция проспекта Гагарина в Смоленске. Что нас ждет

Общественные активисты проанализировали проект предстоящего капитального ремонта

06.02.2019 в 14:40, просмотров: 654

Общественные активисты, давно занимающиеся темой комфортного перемещения по городу, проанализировали проект предстоящего капитального ремонта проспекта Гагарина. Нашли в нем большое количество проблем, которые усугубят жизнь не только пешеходов и пассажиров общественного транспорта, но и автомобилистов. А потому, для улучшения положения, предлагают коренным образом изменить подход при желании властей изменить организацию движения в городе.

Реконструкция проспекта Гагарина в Смоленске. Что нас ждет

Сегодня «МК в Смоленске» публикует их точку зрения на предполагаемые ремонты и реконструкцию.

«В ближайшие годы Федеральный центр собирается выделить на ремонт дорог в Смоленской области 3,2 млрд рублей. Смоленск должен превратиться в дорожный рай. И если по большей части ремонт дорог можно описать словами «старый асфальт сняли, новый положили», то с пр. Гагарина (как и с ул. Николаева), все несколько иначе. Чего именно ждать от капитального ремонта проспекта Гагарина и площади Победы мы сегодня и расскажем.

Проект реконструкции

Начнем двигаться от пересечения улицы Урицкого с улицей Николаева до пл. Победы. На ул. Урицкого добавляется еще одна полоса за счет сноса более 10 деревьев. А со стороны ГУМа дорогу расширят до 5 полос в одну сторону - минус три дерева и тут!

Красным обозначено приращение автомобильных дорог

Самые радикальные изменения произойдут у Юноны и с другой стороны улицы. Для организации дополнительной полосы и 50 парковочных мест тут будет уничтожено порядка 50 деревьев. Итого на улице уничтожат две трети зеленых насаждений. Улица станет «лысой».

Красным обозначена новая полоса и парковки.

Заметим, что делать парковку вдоль магистральных улиц не рекомендуется, так как она замедляет движение основного потока: водители притормаживают в поисках свободного места или в процессе заезда в карман, а также пропускают выезжающие, в данном случае задом, авто. Парковки нужно делать на второстепенных улицах, чтобы не создавать вышеописанных проблем.

Наконец, рассмотрим изменения на площади Победы. Тут тоже идет притеснение пешеходов. Сейчас фаза пешеходного светофора позволяет переходить площадь наискосок за один раз, и такой вариант пользуется популярностью. Проектировщики решили, что так больше нельзя. Поэтому переход отнесли подальше, а в местах возможных рецидивов поставили забор.

Большой плюс проекта — появление вдоль улицы велополосы. К сожалению, велополоса спроектирована неверно. В проекте она идет прямо вдоль дороги, что создает опасную ситуацию. На таких загруженных улицах стоит отделять велополосу от основного потока отбойниками, столбиками или бордюрным камнем (по сути тут нужна велодорожка) и уменьшать количество конфликтных с автомобильным движением мест.

Предложения по улучшению проекта

1. Сейчас пространство на площади используется не эффективно. Взгляните на зимнее фото. Видно, что куча асфальта никому не нужна. А каждый квадратный метр требует ремонта, уборки, на что постоянно нужны деньги (которых у города нет). Почему бы не отдать это ненужное пространство под дополнительное озеленение и, например, не сделать там островок безопасности с переходом. Тем более фазы светофора сейчас позволяют там переходить без помех автомобилям.

Тротуары и безбарьерная среда

Теперь поговорим немного об обустройстве тротуаров (то есть о том, чего не будет): сейчас у улицы Урицкого имеется совершенно неудобная “крутая” лестница. В проекте ее разделили на две части и сделали большущий пандус с перилами вдоль. По хорошему эту лестницу нужно убрать или сделать максимально пологой — с широкими ступенями. А плавный спуск стоит начинать прямо от перехода.

Другой важный момент — это организация пересечения тротуаров и выездов со дворов. Сейчас эти пересечения на улице выглядят так: бордюрного камня обычно нет, и тротуар идет вровень со съездом. В проекте администрации города, вместо того чтобы поднять проезд до уровня тротуара предлагается установить бордюр на каждом въезде. Так сделано, например, вдоль улицы Кирова, и это очень неудобно. Причем количество пешеходов, идущих вдоль улицы, в сотни раз превышает количество заезжающих к домам автомобилей. Но почему-то именно пешеходы, в том числе мамы с колясками, дети на самокатах, бабушки с сумками на колесиках и другие маломобильные граждане, должны будут теперь перешагивать эти бордюры (так как опускать бордюр до отсутствующего перепада у нас не умеют).

К сожалению, про благоустройство в проекте никто не подумал! На весь проект только 7 лавочек, причем 6 из них расположены возле дома с «Принцип Компани» и смотрят на парковку. Это центральная улица города, и реализовать удобную городскую среду для пешеходов просто необходимо.

3. В проекте очень много заборов. Причем половина из них по ГОСТу не нужна. В случае наличия газона забор сейчас устанавливается ближе к тротуару, а не к проезжей части, что странно. Получается, пешехода загоняют в своеобразную клетку. Так делать не правильно. В таких случаях забор нужно располагать ближе к проезжей части или вообще заменить его живой изгородью. Кустарник будет задерживать вредные вещества от автомобиля и делать прогулку по улице комфортнее.

Заборы в проекте:

4. Трамвай и выделенные полосы. Последнее, но крайне важное предложение. На пр. Гагарина нужно обособлять трамвай от автомобильного потока. В проекте поворот с трамвайных путей не предусмотрен — идет сужение автомобильных полос к перекресткам. Так как «узкое место» у нас на светофорах, то обособление трамвая не уменьшит его пропускную способность. На самом деле даже увеличит: проектировщики тут создают эффект бутылочного горлышка на перекрестках. Известно, что автомобили в данном случае тратят время на перестроение, и просто три полосы будут двигаться быстрее, чем четыре полосы, переходящие в три.

Еще обособление трамваев позволит изрядно сэкономить на путях, так как в данном случае можно проводить укладку без установки сверху плит, что на 40-60% дешевле.

Выводы

1. Проект сделан для автомобиля, и абсолютно не учитывает пешеходов. В нем много нерациональных и просто неправильных решений. Напоминаем, что город заплатил за данный проект 4 млн рублей.

2. Чиновники не провели никаких расчетов транспортной обстановки до и после реализации проекта. Они открыто об этом заявили на публичных слушаниях.

Для сравнения: цена транспортной модели улицы — 100-300 тыс. рублей. Всего Смоленска — 5-10 млн рублей. Но вместо этого мы потратим 300-400 млн рублей на реализацию сомнительного проекта без единого расчета.

3. Нет, пр. Гагарина не поедет, если добавить еще одну полосу. В перспективе пробки станут даже больше.

Соседние улицы расширить все равно не выйдет — все упрется в Б. Советскую, Николаева, Тенишевой и Дзержинского. Пр. Гагарина привлечет еще больше машин (+50 парковочных мест — больше людей приедет). А людям станет еще немножечко хуже за счет сноса деревьев и увеличившегося шума.

У нас считается, что количество поездок на автомобилях будет неминуемо расти. Но этим процессом в городе можно и нужно управлять. Запомните: чем хуже вы делаете потенциальному пешеходу в городе, тем скорее он будет использовать (купит) автомобиль для своих поездок. На месте автомобилистов мы бы двумя руками были бы за удобную пешеходную среду и общественный транспорт. Лишь бы пешеходы не начали массового пересаживаться на авто. А если альтернативы не будет, то тут и одна, и две, и даже четыре дополнительных полосы не спасут.

4. Пешеходам тут больше не место: вырубается вся зелень с улицы, отсутствует безбарьерная среда, кругом заборы.

5. Бизнесу станет хуже. По исследованиям многих городов, пешеходы значительно чаще совершают спонтанные покупки. Например, в Москве после сужения автодорог и расширения тротуаров по программе «Моя улица» доход прилегающих магазинов и кафе существенно вырос. Мы же идем обратным путем. Прецеденты разорения бизнеса после переноса пешеходного перехода были даже у нас.

6. Из плюсов — велополоса (хотя и неверно спроектированная).

7. Ну и главное, проект еще можно относительно легко изменить (торги не объявлены, подрядчик не выбран). Нужна политическая воля чиновников и запрос граждан.