Кинолог рассказала о службе собак в смоленском СИЗО

Живая охранная система

Мы уже привыкли, что в XXI веке появилось множество технологических приспособлений, чтобы не только сделать человеческую жизнь более комфортной, но и значительно обезопасить ее. Охранные системы, нацеленные на то, чтобы не проникли, не вышли, не украли, не вынесли, рассчитанные на выявление оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и людей, сейчас применяются практически везде – от обычных жилых домов и квартир до административных зданий, вокзалов и аэропортов.

Живая охранная система
пресс-служба УФСИН по Смоленской области

И все же в век интернета и Большого адронного коллайдера для обеспечения безопасности, причем не только личной, в борьбе с терроризмом, выявлении наркотиков и оружия, как это ни странно, до сих пор используется помощь четвероногих друзей, которые сопровождают человека на протяжении всей его многотысячелетней истории существования. Речь идет о собаках.

– Современные охранные системы, конечно, хороши, – говорит старший инструктор-кинолог Смоленского следственного изолятора, прапорщик внутренней службы Оксана Иванова. – Но возьмем такой пример, который часто используется в приключенческом кино. Человек уже совершил побег, и никакая охранная система не смогла его остановить. Поиск возможен только по запаху. Именно по индивидуальному запаху человека собака может отыскать его след в черте города и за его пределами.

То же касается наркотических средств и взрывчатки, поясняет далее Оксана Иванова. Человек самостоятельно или с помощью специальной техники может только увидеть, что что-то находится в ручной клади или в карманах. А может, кстати, и не заметить, не обратить внимания на хорошо закамуфлированный опасный предмет. Для собаки таких проблем не существует, она исключительно по запаху может идентифицировать, что это такое – наркотическое вещество или взрывное устройство.

 

Любовь, которая стала профессией

 

Для Оксаны Ивановой на выбор профессии повлияло детское увлечение. Все началось, когда она училась в школе и стала заниматься в клубе служебного собаководства при ДОСААФ. Окончила трехмесячные курсы и записалась в очередь на приобретение щенка. Это сейчас можно купить все что угодно практически мгновенно, а были времена, когда даже для того, чтобы приобрести четвероногого питомца, нужно было занимать очередь.

– Первой моей собакой была среднеазиатская овчарка. Мы с ней занимались, сдавали нормативы, выступали на выставках. И только потом я устроилась на работу в систему исполнения наказаний и стала профессиональным кинологом.

– Не разочаровались в выборе профессии?

– Это очень интересная работа, – говорит Оксана. И добавляет, но как-то без особого оптимизма: – Ведь не зря говорят, чем больше узнаешь людей, тем больше нравятся собаки…

Оксана Иванова как профессиональный кинолог, который значительную часть своей повседневной жизни проводит в обществе собак, считает, что от них человек многому может научиться. Например, терпению и доброте.

– Даже чтобы обучить собаку, – рассказывает Оксана, – нужны доброта и терпение. Это как с ребенком. Если вы хотите получить умного, хорошего ребенка или умную, хорошую собаку, с ними нужно заниматься, в них нужно вкладывать душу и время. И тогда у нас получается хороший результат.

– Но собака – это животное, и не все, что от нее хотят, ей может нравиться. И тогда в процессе дрессировки приходится прибегать к жестокости?

– Нет. Обучение начинается, когда собака еще щенок, и все для нее проходит в игровой форме, – объясняет Оксана.

Ни в коем случае нельзя на собаку давить, иначе в ней может что-то переломиться, и тогда не будет того результата, который хочет получить кинолог.

– Нужно сделать так, чтобы собаке нравилась ее работа, – продолжает Оксана. И поясняет: – Мы от собачки получаем то, что нам нужно, а она от нас – то, что требуется ей.

И как ни странно, собака – очень неприхотливое существо. Ей от человека нужно не так уже много (впрочем, наверное, то же самое нужно и человеку от человека) – внимание, любовь и ласку. Они в отношении к питомцу выражаются в игре, поглаживаниях, лакомстве.

Если же собаку за ее поведение требуется наказать, то и здесь нужно действовать без жестокости. Все, по словам Оксаны, выглядит довольно просто: отвести ее на свое место на полчасика и не разговаривать с ней.

– Она очень хорошо понимает, что хозяин ее не похвалил. И она включит свои мозги, станет думать: почему меня не похвалили, почему меня не погладили. А через определенное время, когда и мы свои нервы привели в порядок, берем собачку и выходим работать. И она всегда сделает то, что от нее требуется.

Единственное наказание для собаки, отмечает профессиональный кинолог Оксана Иванова, это не дать ей требуемых эмоций, лишить ее общения на определенный промежуток времени.

 

Пенсия – собачье счастье

 

Сейчас у Оксаны уже вторая собака. Это немецкая овчарка. Зовут ее Пума Зик Голд. Ее Оксана обучила на поиск наркотических средств. Первая собака, тоже овчарка, по имени Гретта фон Ланде специализировалась на поиске людей. Сейчас ее первая собака, как пояснила Оксана, находится на пенсии и живет у нее дома.

– И каково это для собаки – выйти на пенсию?

– Когда собака выходит на пенсию, у нее начинается праздник. Она не ходит больше на работу, отдыхает дома: гуляет, кушает, играет. Ее любят все члены семьи.

Кстати, вторая собака тоже живет у Оксаны дома. И, по словам хозяйки, Гретта смотрит все же с определенной завистью и даже, наверное, с долей ревности, когда хозяйка с Пумой уходят на службу.

– Я думаю, Гретта немного ревнует, что сейчас не так востребованна, – десять лет ходила со мной на службу, а сейчас только провожает и встречает.

Да, у собак, как и у людей, есть своя выслуга лет. Для четвероногих она составляет 8–10 лет. Потом, опять же как у людей, происходят возрастные изменения, не позволяющие эффективно справляться со своими служебными обязанностями.

 

Собачья работа

 

За десять лет службы  нынешней пенсионерке Гретте не приходилось участвовать в поиске людей – ни тех, кто скрывается от правосудия, ни просто случайно заблудившихся в лесу простых граждан.

– В таких ситуациях нас не привлекали, – рассказывает Оксана. – Хотя мы участвовали в совместных с нашими спасателями из МЧС тренировках, когда ставили собаке задачи на поиск человека в лесу и в заброшенном помещении. Все у нас проходило удачно. Если собака хорошо обучена и понимает, что такое запах человека, его след, то ей без разницы, в каких условиях работать.

По словам Оксаны, если возникнет необходимость искать людей под завалами (таких случаев на Смоленщине, к счастью, пока не было), то и с этой задачей поисковые собаки справятся.

– Она все равно даст какое-то обозначение, что там кто-то находится.

В системе исполнения наказаний бывали ситуации, когда заключенный, намереваясь совершить побег, предварительно где-то прячется. И тогда на его след ставят собаку, она находит этот схрон и дает понять, что там скрывается человек. Но если наличие собак, подготовленных для поиска людей, в службе исполнения наказаний вполне понятно, то зачем здесь собаки, ориентированные на поиск наркотиков и взрывчатки, не совсем ясно. В строго охраняемых, изолированных от обычной жизни местах лишения свободы таким предметам вроде бы и взяться неоткуда.

– Время у нас сейчас такое, специфическое, – поясняет Оксана. – К нам с воли попадают разные люди. В том числе и наркоманы, которые пытаются получить от своих приятелей или родственников разными способами наркотические вещества. Вот им и шлют наркотики в посылках с продуктами питания, в письмах, бандеролях, пытаются передать при личных свиданиях. А мы проводим проверку, как раз с помощью собак, чтобы перекрыть этот трафик. То же самое касается и собак, ориентированных на поиск взрывчатых веществ. Они нам нужны, исходя из реальной обстановки в стране. Террористическая опасность существует, и мы с помощью собак обследуем все наши объекты и территорию на предмет взрывчатых веществ.

А вообще, если собака служит в УФСИН, то это абсолютно не значит, что дальше следственного изолятора или колонии она носа не кажет. Совсем даже напротив – выполнять обязанности по обеспечению безопасности смолян ей приходится практически во всех местах, где для этой безопасности может возникнуть угроза.

– У нас существует взаимодействие служб как с полицией, так и со спасателями из МЧС. Когда возникают проблемные ситуации и нужна помощь, когда одновременно происходят вызовы по разным местам, конечно, мы им помогаем, выезжаем, взаимодействуем с ними.

Самой Оксане уже приходилось вместе с Пумой выезжать в рамках взаимодействия с областным управлением МВД на обследование квартиры на предмет обнаружения наркотиков. Правда, тогда никаких наркотических средств по месту проведения обыска найдено не было. Но это было единожды, а вот в рамках взаимодействия с полицией на железнодорожном транспорте Оксана в определенные дни выезжает на вокзал, где Пума обнюхивает багаж пассажиров и обследует зал ожидания.

Но не стоит думать, что служебная собака – это эквивалент электронной системы.

– Собаки все чувствуют, – констатирует профессиональный кинолог Оксана Иванова. – Они чувствуют даже наше настроение.

Если хозяйка приходит в хорошем настроении, то и собака вся аж светится, прыгает, играет, веселится.

– Если я в слезах, она подойдет и начинает облизывать, пытаясь утешить. И это такая отдушина в жизни, – продолжает Оксана. – С собакой ты всегда имеешь преданного слушателя, которому можно открыть душу. Я не знаю, понимает она или нет то, что я говорю, но она выслушает и никогда не предаст.

Собака лучше любого психоаналитика, она, по мнению Оксаны Ивановой, не только лечит душу, но и делает людей добрее.

пресс-служба УФСИН по Смоленской области
пресс-служба УФСИН по Смоленской области

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру