Смолянам предстоит принять важные решения о стране и регионе

Начало новой политической эпохи?

Люди постарше, наверное, помнят далекий ноябрьский день из прошлого века, когда в 1982 году советским гражданам стало известно, что закончилась эпоха Леонида Брежнева – бессменного генсека СССР. 

Начало новой политической эпохи?

 «Лишь бы не было войны», – причитали тогдашние бабушки. Войны не было, но почти 17 лет страну штормило. Штормило перестройками, «пересменками» во власти, распадом СССР, голодными годами и бандитскими беспределами, дефолтами и деноминациями, локальными конфликтами... В 2024 году Путин уйдет с поста президента. 

Путин уйдет с должности главного по России добровольно и осознанно, ведь сам 15 января 2020 года предложил закрепить в Конституции ограничение количества президентских сроков – не больше двух по шесть лет. Не двух подряд, а всего двух. Это значит, что через четыре года он сложит полномочия. А что дальше? «Лишь бы не было войны»? Да. Хотелось бы избежать, причем во всех ее проявлениях – от политических баталий до экономических провалов.

В своем Послании к Федеральному Собранию в этом году президент предложил внести поправки в Конституцию. Он также предложил провести всенародное голосование – не референдум, ведь поправки не затрагивают фундаментальных основ, 1, 2 и 9-я главы остаются неприкосновенными. Оснований для назначения референдума нет, но есть желание дать возможность гражданам высказать свое мнение и заодно вспомнить непреложно записанное в Основном Законе страны: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

 

А так можно?

 

27 лет народ не голосовал за изменения в Конституции. Между тем они были. Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году и уже неоднократно (!) корректировалась. С 1996-го в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ и их переименованием, коррективы, расширившие срок избрания президента с четырех до шести лет, а депутатов Госдумы стали выбирать на пять, а не на четыре года. Изменения коснулись привнесения обязанности Правительства регулярно отчитываться перед Госдумой по результатам работы. А, например, в 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя. Общее голосование по новым поправкам должно пройти до 1 мая нынешнего года. За или против чего предлагается голосовать в этом году?
 

Что предложено «поправить»

 

Изменения в Конституцию, которые предложил президент РФ, касаются социальных обязательств государства перед гражданами, уточняют конфигурацию политической системы и распространяются на положение чиновников и главы государства.

Предусматривается приоритет Основного Закона страны над международными соглашениями. Предложены более жесткие требования к кандидату на пост президента: он должен проживать на территории страны не менее 25 лет (вместо 10, прописанных в тексте сейчас), не иметь иностранного гражданства или вида на жительство не только на момент выборов, но и до них. Предполагается ограничение количества президентских сроков – не больше двух. Усиливается роль Совета Федерации. Президент будет ему представлять кандидатов на пост главы и судей Конституционного, Верховного и других судов федерального уровня, их заместителей. Роль Госсовета, в который входят руководители субъектов РФ, возрастет, а значит, возрастет и влияние губернаторов. Конституционный суд планируется наделить правом проверки законопроектов на конституционность по запросу президента. В тексте законопроекта есть положения, касающиеся муниципальной власти. Они призваны эффективнее выстроить систему взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления.

В Конституции предлагается закрепить запрет высшим должностным лицам иметь вид на жительство и гражданство других стран. В том, что касается социальных обязательств, подразумевается закрепление регулярной индексации пенсий и социальных выплат, гарантии минимального размера оплаты труда на уровне не меньше прожиточного минимума трудоспособного населения.

 

Не хлебом единым?

 

Часть поправок смолянам и близка, и понятна дословно по тексту статьи 75: «В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом… В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».

 А что за странные политические «конфигурации», связанные с исполнительной, законодательной и судебной властями?

Человечеству много веков известно слово «демократия» и даже его перевод – «власть народа». Но часто в словесных баталиях забывается, что эта самая народная власть достижима, если действует принцип разделения трех ветвей – исполнительной, законодательной и судебной. В Древней Спарте и в Древнем Риме не жили утописты и наивные мечтатели, поэтому и принцип разделения властей в основе своей имел необходимость каждой из них не любить друг друга, а следить за тем, что делают остальные, контролировать и удерживать от вседозволенности.

Один из основоположников современных теорий представительной демократии Шарль Монтескье сформулировал идею разделения властей. В своем труде «Из духа законов» он писал: «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении… были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Вспомнив этот принцип, легче понять, зачем предлагается сделать жестче спрос с исполнительной власти (чиновников и Правительства), зачем «подгружать» новыми обязанностями Совет Федерации и новыми правами Конституционный суд. И даже более понятным становится желание привлечь народ к голосованию не только за пенсии и зарплаты, но и по вопросам, касающимся уточнения и без того декларированного в Конституции принципа разделения ветвей власти.

Народ, в общем-то, и не против. «Около 66% населения России готовы принять участие в голосовании по поправкам в Конституцию» – во вторник, 25 февраля, СМИ процитировали главу ВЦИОМ Валерия Федорова.

 

Несколько слов «о себе»

 

Смоленская область – не остров и не отдельное государство. Нам предстоит внести свою лепту в общее голосование за или против пакета поправок в Конституцию. Но в этом году перед нами стоит еще одна важная задача – принять участие в выборах губернатора Смоленской области. Учитывая, что роль руководителей регионов предложено усилить, дать им больше возможностей влиять на внутреннюю политику государства через работу в Госсовете, выбор смолянами главы субъекта будет иметь важное значение и для страны в целом. Ведь губернатору, учитывая ожидаемое наступление новой политической эпохи, придется не только выполнять решения, спускаемые с федерального уровня, но и принимать участие в формировании самой повестки разработки и принятия этих решений. Так что от смолян будет зависеть очень многое и этой весной, и потом – в Единый день голосования в сентябре. За кого или за что голосовать, каждый решит сам как взрослый, самостоятельный и имеющий свое мнение и право его выразить гражданин. Но остаться в стороне и воспользоваться отговоркой «от нас ничего не зависит» – это все равно что молчаливо согласиться отменить как раз неприкосновенные и фундаментальные основы Конституции – например, ту самую: «Народ осуществляет свою власть непосредственно…».

 

«Это всё, что останется после тебя»

 

Известное выражение «После нас хоть потоп» приписывают французскому королю Людовику XV, при дворе которого оно стало крылатым. Считается, что на самом деле изрекла эти слова маркиза де Помпадур, но от этого смысл не меняется. В 2024 году Путин планирует оставить должность президента. До 2024 года в России должны быть реализованы национальные проекты. 12 этих проектов были определены майским указом Владимира Путина, подписанным сразу после президентских выборов и его вступления в должность. «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда» «Экология», «Автодороги», «Рынок труда», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малый бизнес», «Сотрудничество и экспорт», «Магистральная инфраструктура».

Говоря о национальных проектах, президент пояснил еще в декабре 2018 года: «Нам нужен прорыв, нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего». Будет ли прорыв, и Путин, и мы должны увидеть через четыре года.

Отношение к действующему президенту РФ во всем мире и у нас – от любви до ненависти. О его роли и значении в Истории рассудит однажды сама История. Поэтому обойдемся сегодня без субъективных оценок – и позитивных, и негативных.

Путин решил, что уйдет с должности президента, но, слава богу, говорит о будущем страны, даже имея в виду, что это будущее наступит уже без него. И предлагает поправки в Конституцию, чтобы по возможности избежать в дальнейшем сосредоточения в одних руках всей власти, неважно – «доброго» или «злого царя».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру