Смоленские эксперты-криминалисты о том, как раскрываются преступления

Что можно узнать по отпечаткам пальцев и насколько работа криминалиста отличается от экстрасенсорики

О том, как раскрывают преступления, написаны тысячи книг, снято множество фильмов и сериалов. Герои – полицейские, сыщики, различные эксперты и частные детективы стали едва ли не популярнее Бэтмена, Супермена и Росомахи.

Что можно узнать по отпечаткам пальцев и насколько работа криминалиста отличается от экстрасенсорики

Даже экстрасенсы – и те уже проводят свои расследования: стоит им увидеть руку человека или место преступления, как они тут же выдают свои версии. Мы решили выяснить, чем отличаются будни обычных смоленских экспертов-криминалистов от работы ясновидящих и по руке читающих. Что вообще можно узнать по отпечаткам и как полицейские собирают улики на месте преступления?

Дай погадаю

Пожалуй, сложно представить Шерлока Холмса без карманной лупы и не ищущим на месте преступления следы. Следы – это одна из основ и для современных экспертов. О том, чем же и как занимаются эксперты, рассказал главный эксперт отдела криминалистических экспертиз и экспертно-криминалистических учетов УМВД России по Смоленской области Олег Менченков.

Дактилоскопия обладает рядом свойств. Например, в течение всей жизни узор папиллярных линий (отпечаток линейных возвышений кожи) неизменен. Единственная разница – в размере руки. При повреждениях, если они неглубокие и не затрагивают непосредственно дерму (нижний слой кожи, который формирует узоры), через какое-то время узоры восстанавливаются. Кроме того, известный факт: узоры папиллярных линий индивидуальны и неповторимы. Это свойство используют в дактилоскопической регистрации – составляют так называемые дактилоскопические карты.

Есть люди, которые проходят дактилоскопию в обязательном порядке. Например, это все сотрудники полиции, МЧС, военнослужащие, а также сотрудники целого ряда служб, у которых при приёме на работу обязательно берут отпечатки пальчиков. Карты хранят в кадровых подразделениях и в информационных центрах. Это нужно, чтобы, к примеру, опознать тех, кто на работе так или иначе подвержен риску. Кроме того, отпечатки пальцев сдают ранее судимые граждане, привлечённые к уголовной ответственности, а также те, кто представляет оперативный интерес.

«Ручная» база

– Что касается автоматизации, на местах происшествий или преступлений мы изымаем следы рук, сверяем их с отпечатками потерпевших или свидетелей, которые могли их оставить, и если находятся «лишние» следы, то их ставят на учет, – говорит Олег Менченков.

Эти следы-отпечатки сравнивают с дактилокартами и всем массивом следов, которые изымались ранее. Это называют перекрестной проверкой. Раньше, до того как весь этот процесс был автоматизирован, приходилось делать это буквально вручную. Эксперты вводили специальную формулу и просматривали тысячи дактилокарт. Естественно, этот процесс занимал уйму времени. Сейчас эту работу выполняет автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС). В результате эксперт получает рекомендательный список по степени совпадения (два десятка похожих). Однако итоговое решение о совпадении отпечатков все равно принимает эксперт. К слову, АДИС функционирует на всей территории России. Так что обмениваться информацией и отпечатками с коллегами из других регионов не составляет проблем.

– Есть наука «дерматоглифика» – она скорее медицинская, нежели криминалистическая. В Харькове в своё время располагался институт, который занимался проблемами психиатрии, биологии, медицины. И ученые увязывали узоры папиллярных линий с тяжелыми наследственными заболеваниями. У них были какие-то процентные вероятностные результаты, – рассказывает Олег Петрович.

Однако, как выяснили учёные, прямой связи между узорами на руках и склонности к совершению преступлений не замечено. Есть, конечно, исследования, которые могут помочь определить – опять-таки не на 100%, – кому принадлежит отпечаток, мужчине или женщине. Но и здесь есть нюансы.

– Плотность папиллярных узоров на мужских руках меньше, чем у женщин. Только вот это может оказаться как отпечаток пальца взрослой женщины, так и ребенка, – поясняет Менченков.

По следу

Был интересный случай, когда полицейским попалась цыганка из другого региона. У женщины не было паспорта, при себе она носила свидетельство о рождении, но не своё – то одной сестры, то другой. Неоднократно совершала преступления. Полицейские никак не могли установить, кто же из сестёр нарушает закон. «Пальчики» в разных делах одни и те же, документы – разные, а люди, вызванные для проверки (сестры), – не те. Но стоило полицейским сфотографировать цыганку в двух разных отделах, как стало понятно, в чем дело. Женщину задержали по ориентировке на улице.

– Ещё был случай: ночью на улице Дзержинского на двух человек было совершено разбойное нападение. Парочка возвращалась из кафе домой. Разбойники толкнули женщину, а её спутника принялись избивать и отняли у него борсетку, – вспоминает Олег Петрович.

Преступникам удалось убежать. По дороге они выпотрошили сумку, деньги, находившиеся внутри, забрали себе, а документы выбросили. Тогда разбойники не могли представить, что благодаря именно этим документам полицейские и раскроют дело. На водительском удостоверении один из нападавших оставил отпечаток. Однако проверка по базе ничего не дала. Спустя год преступник нашелся сам – молодого человека призвали на службу в армию, а в связи с тем, что абсолютно все военные проходят дактилоскопию, его пальчики попали в базу.

– И в ходе проверки его дактилокарта выскочила со стопроцентным совпадением, – говорит Менченков.

Следователи отправились в воинскую часть, где молодой человек проходил службу, он во всем сознался, сдал подельника, и они показали, куда спрятали борсетку. Оказалось, что сумка больше года в целости и сохранности пролежала в подвале дома недалеко от места преступления.

К слову, за 2015 год с непосредственным участием сотрудников отдела криминалистической экспертизы было раскрыто около четырех десятков преступлений – и это только по горячим следам.

Ботинки и оружие

В экспертно-криминалистическом центре МВД России по Смоленской области есть отдел, который занимается криминалистическими учетами. Так, например, здесь специалисты изучают следы обуви. Стоит отметить, что такие следы – штука обманчивая. Ведь чужие ботинки, в отличие от чужих ладоней, может надеть любой человек. Кроме того, если обувь носилась недолго, то индивидуальных следов износа на ней не будет, и отличается она, по сути, только размером. Так что в основном эксперты изымают такие следы, ставят на учёт, а затем сверяют их с уже имеющимися в следотеке.

Также эксперты собирают и ведут учет следов протекторов шин, орудий взлома: монтировок, отверток, молотков, гвоздодеров, кувалд и даже консервных ножей. На косяках дверей, металлических частях замков остаются царапины, углубления или какие-то вдавленности. Специалисты снимают эти следы с помощью пластилина или специальной пасты. В дальнейшем по базе проверяется, не «засветился» ли тот или иной предмет в других преступлениях.

Волшебный чемодан

Как снимать следы – целая наука. Например, чтобы снять отпечатки с различных вещей, эксперты-криминалисты окуривают их парами йода или цианакрилатов, макают в нингидрин или используют дактилоскопические порошки. Отпечатки обрабатывают и «запечатывают» с помощью специальной пленки (она чем-то напоминает скотч).

У каждого криминалиста есть свой волшебный чемодан, в котором собрано все, что только может пригодиться на месте происшествия или преступления: кисточки, валики для дактилоскопирования, пинцет, ножницы, лупа, номерочки, чтобы обозначать объекты, лазерная указка, магнитная кисточка и порошок, компас, фонарик, фотоаппарат, разные растворы, перчатки, специальные пакетики, пленки и прочие полезные предметы. К слову, чемодан криминалиста достаточно увесистый.

Кстати

Помимо дактилоскопической экспертизы в экспертно-криминалистическом центре МВД России по Смоленской области ведут экспертно-криминалистические учеты, проводят трасологические, автотехнические, биологические, портретные, компьютерные, почвоведческие, пожарно-технические, баллистические, взрывотехнические, судебно-экономические экспертизы, а также экспертизы почерка, подписей и оружия. Кроме того, специалисты выявляют наркотики, ядовитые вещества, поддельный алкоголь и продукты. Смоленские эксперты исследуют даже ткани, топливо и лакокрасочные покрытия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Ну где же ваши ручки?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру