Начало ноября ознаменовалось ярким событием в Смоленской области: в правительстве состоялся приём победителей регионального этапа национальной премии #МЫВМЕСТЕ, инициированной Росмолодёжью по поручению главы государства Владимира Путина в рамках национального проекта «Молодёжь и дети».
Встрече предшествовала трогательная речь губернатора Василия Анохина, отметившего, что волонтёрское движение охватывает в регионе свыше 53 тысяч активных молодых людей, готовых дарить добро и тепло окружающим.
Среди приглашённых была педагог Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска Ирина ЛАВРИНОВА, воплотившая идею инклюзивного проекта «Проектор: наука, доступная каждому». Конкурс реализуется совместно с АНО «Центр развития социальных и просветительских инициатив» уже несколько лет. В 2024 году проект подтвердил свой высокий статус, став победителем регионального этапа Всероссийской премии #МЫВМЕСТЕ и войдя в топ-1000 лучших социальных инициатив страны.
В декабре торжественно закончится четвертый сезон проекта, и мы решили вспомнить, как прошёл конкурс в прошлом году.
Направления проекта
В 2024 году уникальная инициатива содержала три направления.
Первое направление носило название «Наука после уроков». Оно объединило серию захватывающих научных лекций и мастер-классов, проводимых как онлайн, так и офлайн. Три месяца осени превратились в праздник познания, когда учителя-физики и химики учили ребят проводить опыты буквально на кухне собственного дома.
Второе направление проекта – «Научные бои». Эти необычные квизы охватывали целый спектр наук, причём вопросы были специально разработаны таким образом, чтобы облегчить восприятие информации для детей с нарушениями слуха. Участие сурдопереводчика позволило каждому ребёнку чувствовать себя комфортно и уверенно.
Главным элементом проекта стала конкурсная площадка «Проектор». Она позволила детям с ограниченными возможностями испытать радость творчества и настоящего научного открытия. Конкурс проходил дистанционно, ребята демонстрировали свои работы посредством видеороликов. Это создало уникальную среду, свободную от стресса и страхов публичных выступлений, каждый имел возможность поделиться результатами своих трудов, чувствуя уверенность в себе.
– Исследования в 2024 году были очень разнообразными, – делится впечатлениями Ирина Игоревна. – Хочется сказать, что качество работ стало лучше. Видно было, что ребята сами выбрали темы, которые интересны именно им. Школьники говорили о бездомных животных, загрязнении воды в реке, фракталах, искусственном интеллекте, изучении языков, здоровье и многом другом.
Так, например, Тихон ЖУРБИЙ принял участие сразу в нескольких номинациях. Его исследование «Основы фотографии: традиции фотоискусства» было посвящено эволюции фотографии.
– Когда я был на море, мне вдруг пришла такая мысль в голову: почему бы не сфотографировать что-нибудь красиво! Я понял, что, если подобрать правильно фон, свет, можно сделать абсолютно идеальную картину. И я решил разобраться в этой теме: узнал, какими были первые фотоаппараты, понял принцип их работы. Представляете, раньше были фотоаппараты, которые могли сделать всего одну фотографию за полтора часа!
В рамках коллективного проекта Тихон изучал средства художественной выразительности в поэме Михаила Лермонтова «Мцыри».
– Я раскритиковал произведение «Мцыри», когда прочёл его. Однако судьба послушника, не имеющего возможности вернуться на родину и увидевшего за три дня больше, чем за всю жизнь, меня заинтересовала.
А команда, состоящая из Полины Михайловой, Полины Поповой и Кирилла Иванцова, изучала диалектные слова в речи жителей Смоленской области. Ребята рассматривали диалектизмы как источник знаний о быте и истории жителей Смоленщины. Конкурсантами были разработаны карточки с тематическими группами диалектизмов, бытующих на Смоленщине, которые могут быть использованы для оформления краеведческого стенда.
Ребята отметили, что им было очень интересно работать над проектом и они хотели бы продолжить исследование.
Один из самых маленьких участников, Александр ВШИВКОВ, познакомился с традициями русского чаепития. Интерес к теме возник не просто так:
– В нашей семье такая традиция: каждый вечер мы садимся пить чай и делимся своими впечатлениями за день.
– Мы рады были подарить детям этот новый опыт: опыт исследовательской работы, опыт научного поиска и опыт представления своих находок, – рассказала Ирина Лавринова. – Мне кажется, для многих участников это было не только интересно, но и полезно. Хочу сказать спасибо педагогам, которые поддерживают конкурсантов и помогают двигаться вперёд.
А судьи кто?
Оценивались работы компетентным жюри, состоящим из учёных и преподавателей ведущих вузов России, таких как Смоленский государственный университет, Европейский университет в Санкт-Петербурге и Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского. Поддержку конкурсу оказали специалисты региональной общественной организации родителей детей-инвалидов и благотворительная организация «Семейный клуб „Йоль“».
– Три года подряд я была экспертом по направлению «Естественно-научные проекты и исследования», – говорит Тамара ВАТЛИНА, кандидат географических наук, доцент кафедры географии Смоленского государственного университета. – Я всегда знакомлюсь с работами и по другим номинациям. Тематика работ, необычный подход к исследованию, творческое представление результатов – всё это представляет интерес, и мне хочется поддержать ребят комментарием или советом. В прошлом году я оценивала пять работ по разнообразным темам, особенно хочу отметить работу Карины Колесниковой на тему «Минеральное очищение водных ресурсов реки Днепр». Карина провела исследование с экспериментальной частью, что особенно ценно! Когда ты сам собираешь фактический материал, интерпретируешь результат, обобщаешь свои наблюдения – получается пусть небольшая, но научная работа.
Также Тамара Ватлина отметила проект Дарьи Прокопенковой и Анастасии Калтыгиной на тему «Полезные ископаемые Смоленской области». Участницы конкурса разобрались в особенностях распределения полезных ископаемых в регионе и подготовили интересные дидактические карточки, которые будут полезны при изучении природы родного края.
– Спасибо организаторам за задумку и реализацию конкурса, за вложенные усилия! Мне кажется, «Проектор» – конкурс не только про науку, но и про веру в себя, – отметила Тамара Ватлина. – Проект вдохновляет и участников, и взрослых, потому что целеустремлённость ребят – это про силу духа, про то, что ничего невозможного нет!
– Финальным аккордом нашего «Проектора» стало открытие на базе Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями мотивирующей выставки, рассказывающей о детях и подростках с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе участников нашего конкурса прошлых лет, которые успешно реализуются в творчестве, спорте, профессии и не останавливаются на достигнутом, – рассказала Ирина Лавринова.
А что ждёт нас в 2025 году?
В этом сезоне школьники могут присылать на конкурс филологические, естественно-научные, общественно-научные проекты, исследования в области точных наук. Появились и изменения в конкурсе. На смену «Социальным проектам» пришла номинация «Проекты на краеведческую тематику».
Четвёртый сезон проекта проходит при поддержке Центра цифрового образования детей «IT-куб» и смоленских телекоммуникационных и IT-компаний.
Чем юные исследователи удивят жюри в этом году и кто победит, обязательно расскажем на страницах нашего издания.