Уникальная Смоленщина. Ельнинский район

Королевская земля «елений», музыки и подвига

Кто такие елени? Какое отношение давно не существующее, растворившееся в современной Германии королевство Вюртемберское имеет к Ельне? Обычному человеку ответить на эти вопросы настолько же сложно, насколько любой школьник с легкостью найдет связь между Ельней и великим российским композитором Михаилом Глинкой или между Ельней и Советской гвардией.

Королевская земля «елений», музыки и подвига

Три гривны и одна лисица

Сейчас трудно сказать, когда на месте Ельни появилось первое поселение. Доподлинно известно, что в IX–X веке здесь жили люди. Об этом свидетельствует древнее городище, которое можно видеть и сейчас в заречной юго-западной части Ельни, на возвышенном правом берегу Десны. Городище, занимающее площадь около 16 500 кв. метров, было окружено земляным валом, высота которого достигала примерно восьми метров. Здесь и были найдены обломки керамических изделий, которые и позволили датировать первое поселение.

Правда, серьезных научных изысканий здесь не велось. И уже достаточно давно сам холм, под которым находится городище, засадили деревьями, чтобы защитить его от «черных» археологов.

Вообще, на территории Ельнинского района достаточно много городищ и курганных групп, но здешняя земля до сих пор хранит тайны наших предков. В тех курганах, над которыми поработали археологи, были найдены бронзовая бляшка от ремня, височные кольца, стеклянные бусы. Все эти предметы очень схожи с обнаруженными при раскопках Гнездовских курганов в Смоленске.

Первое письменное упоминание Ельни относится к 1150 году. Смоленский князь Ростислав, внук Владимира Мономаха, в своей уставной грамоте, определяя нормы дани, вносимые ему и смоленскому епископу подвластными населенными пунктами, называет Ельню, которая должна была доставлять в княжескую казну три гривны и одну лисицу.

Вот он какой – ельнинский елень

До сих пор идут споры о том, как возникло само название «Ельня». Часть историков полагают, исходя из простого созвучия (Ельня-ель), название пошло от обильно здесь произрастающих вечнозеленых хвойных деревьев. Вполне возможно, что именно этой версии придерживалась российская императрица Екатерина II Великая или те ее советники, которые разрабатывали геральдику империи. На дарованном императрицей в 1780 году гербе города были изображены три ели в белом поле.

Однако есть романтическая, но не менее правдоподобная версия. Существовало мнение, что до середины XVIII века (императрица Екатерина Алексеевна об этом могла и не знать, поскольку еще не приехала в Россию) Ельня поставляла царскому двору главным образом лосей. По предположению местного дореволюционного краеведа И.И. Орловского, название города связано именно с охотой ее жителей на лосей, или еленей, как их называли наши предки.

Кстати, лоси, или елени, и сейчас не такая уж редкость для ельнинских лесов. По оценке местных охотников, в 2015 году их насчитывалось порядка 650 особей.

Пан Сапега из рода Гедиминовичей

Ельня на протяжении долгих веков своего существования не представляла большого интереса с экономической точки зрения. Еще на рубеже XVIII–XIX веков она хотя и была уездным центром, но все равно оставалась одним из самых экономически слабых городов Смоленской губернии. Здесь работали три водяные мельницы, были построены 127 обывательских одноэтажных деревянных домов, несколько казенных административных зданий и одна деревянная церковь. В городе тогда проживали (не считая чиновников) 9 купцов, 8 мещан и 530 крестьянских душ мужского пола. Ельня по составу населения больше была похожа не на городское, а на сельское поселение.

И тем не менее Ельня представляла большой интерес. В период междоусобной войны Великого княжества Литовского и Московской Руси город рассматривался литовскими князьями как крепость – форпост в борьбе с Москвой.

Уже на излете борьбы Москвы с Польско-Литовским государством в 1508 году польский король и великий князь литовский Сигизмунд I пожаловал «волость Ельну зо всим, на все на вечность» Богдану Семеновичу Сапеге. Пан Сапега был не просто приближенным короля, а потомком одного из древнейших великокняжеских родов, сопоставимых по своей знатности с российскими Рюриковичами. Сапеги вели свою родословную от Великого князя Литовского Гедимина, основателя великокняжеской литовской династии Гедиминовичей. Этот род прославился и в России: к Гедиминовичам принадлежали князья Голицыны, Хованские, Трубецкие, Куракины.

Мирная твердыня

Получив в собственность ельнинские земли, пан Сапега не отказался от положенного ему как владельцу земли и крестьянских душ оброка, который состоял из ржи и пшеницы, свиней и кур, яиц, молока, дичи и ремесленных изделий.

Но все-таки не дары полей и лесов представляли главный интерес для литовцев. В то время Ельня была не столько торгово-ремесленным городом, сколько поселением за крепостной стеной. Ельнинская крепость располагалась по левому берегу Десны на искусственно устроенной площадке, окружность которой равнялась приблизительно 400 метрам. Ее окружала земляная насыпь высотой до 12 метров и крепкая бревенчатая стена. Насыпь опоясывал глубокий ров, наполненный водой. На углах крепости стояли, вероятно, каменные башни.

К счастью для наших предков, им не пришлось штурмовать ельнинскую твердыню. Во время почти двухвекового противостояния двух соседних государств город переходил из рук в руки на основании мирных договоров, а не кровопролитных сражений, пока в 1667 году был окончательно возвращен в пределы России. И поскольку основными жителями Ельни были не ремесленники и купцы, а крестьяне, город включили в разряд крестьянских сел, подведомственных царскому дворцу.

Наследство королевы

В начале XIX века вряд ли кто-либо из дворцовых крестьян Ельни, принадлежавших Дому Романовых, имел представление, где находится Вюртембергское королевство. Располагалось оно на юге теперешней Германии. И ельнинские крестьяне, сами того не подозревая, неожиданно стали немцами. Точнее, пользуясь современной терминологией, налогоплательщиками этого немецкого королевства.

История же «онемечивания» такова. Екатерина, дочь покойного императора Павла I, сначала была замужем за потомком северонемецкой династии князей Ольдербургских. Ее супруг не увез жену на родину, а остался в России, где до смерти в декабре 1812 года исполнял обязанности генерал-губернатора Эстляндии, а затем – Тверской, Ярославской и Новгородской губерний.

Три года вдовствовала Екатерина Павловна, а в 1816-м заключила второй брак, опять же с немцем – королем Вюртембергским. Дочь Павла (к тому времени 15 лет как покойного) в качестве приданого от российской императорской фамилии получила, в частности, один из приказов Ельнинского уезда. Так вот, ельнинские крестьяне, может сами того не ведая, пополняли казну Вюртембергского королевства.

Кстати, Екатерина Павловна весьма рачительно обходилась с получаемыми с родины средствами. Весьма возможно, что именно на деньги ельнинских крестьян королева позволила себе заботу о народном образовании в своем королевстве, создала благотворительное общество помощи бедным и занималась другими видами благотворительности.

Царь-чудотворец

Вообще, Ельня, несмотря на свою отдаленность от столиц, была связана с российской императорской фамилией.

Как известно, император Петр I весьма скептически относился к всевозможным религиозным чудесам, за что от наиболее ревностных православных даже получил прозвище «Антихрист». Тем не менее в Ельнинском районе бытует легенда, а может, и быль, что именно здесь великий царь самолично сотворил чудо, после чего даже принял участие в освящении церкви, которую сразу же начали возводить на месте сотворения чуда.

В 1709 году Российская империя вела войну со Швецией. Совершая очередной маневр в этом противостоянии, Петр I проходил через Песочню Ельнинского уезда. Внезапно кавалерийских лошадей поразила странная болезнь – они все начали слепнуть. Тогда, как гласит легенда, царь, недолго думая, начал купать одного из коней в протекавшей рядом реке, и конь излечился – прозрел. Так же поступили с остальной кавалерией, после чего продолжили тот славный поход, который закончился для русских успешной Полтавской битвой. А Песочня благодаря заложенному Петром храму Флора и Лавра, которые в православной традиции считаются покровителями лошадей, стала селом. К сожалению, до наших дней ни храм, ни само село не сохранились. Церковь была снесена в 1935 году, а село прекратило существование в 1965 году.

Но Петр был не единственным царем, почтившим Ельню своим визитом. Задолго до него, в середине февраля 1548 года, сюда заехал на праздник Сретенья Иван Грозный перед походом русских войск против казанского хана Сафа-Гирея. Провел в Ельне ночь и царь Александр I в конце августа 1825 года, во время поездки в Крым. Он остановился в доме одного из купцов и перед отъездом одарил его, а купчихе из рук императора достались драгоценные серьги и кольцо.

Штаб-квартира Кутузова

Отличилась Ельня и в 1812-м, в ходе первой Отечественной войны. После овладения Смоленском наполеоновские войска двинулись на Москву не только прямым путем, но и в обход – через Ельню. Французские части по пути на восток подвергли город ограблению и разорению.

Но особо заметную роль город сыграл в период изгнания Наполеона из России. 8 ноября 1812 года главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов прибыл в Ельню, и на два дня город превратился в главную квартиру русской армии.

Именно здесь М.И. Кутузов отдал свой исторический приказ по армии о завершении разгрома врага и об активном его преследовании: «Добрые солдаты отличаются твердостью и терпением, старые служивые дадут пример молодым. Пусть всякий помнит Суворова: он научал сносить и голод, и холод, когда дело шло о победе и о славе русского народа. Идем вперед, с нами Бог, перед нами разбитый неприятель; да будет за нами тишина и спокойствие».

Кстати, чуть в стороне от сквера Боевой Славы стоит аккуратный небольшой двухэтажный домик. Как раз в нем все два дня и прожил главнокомандующий русской армией фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Единственный в мире музей

В Ельнинском районе находится село Новоспасское – родовое имение великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Небогатый помещик, капитан в отставке Иван Николаевич Глинка посватался к своей троюродной сестре Евгении Андреевне Глинке, проживавшей у родственников в усадьбе Шмаково. Евгения Андреевна считалась одной из лучших невест округи, и ее братья отказали незавидному, на их взгляд, жениху. А дальше все случилось как в модных в то время сентиментальных романах – влюбленные решили обвенчаться. Иван Николаевич служил когда-то в кавалерии, поэтому примчался за Евгенией на лихом коне и похитил ее. Погоня, организованная родными невесты, не увенчалась успехом – дворовые Ивана Николаевича по его поручению разрушили мост через Десну. Пока братья скакали в объезд в поисках переправы, молодые успели обвенчаться. И были счастливы в браке, проживая в своем небольшом имении Новоспасское, где и родился в 1804 году под трели соловьев один из величайших композиторов России Михаил Иванович Глинка.   

Здесь сейчас работает единственный в мире музей композитора, где размещена экспозиция, рассказывающая о его жизни и творчестве. Михаил Иванович Глинка покинул Новоспасское в 1817 году – родители отправили его в петербургский благородный пансион при Главном педагогическом институте. Но он не прерывал связей со своим родным краем.

В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожены отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы «Иван Сусанин». В браке он не был счастлив и после долгих судебных тяжб развелся с женой, уличенной в тайном венчании с корнетом Николаем Васильчиковым. Музой композитора была Екатерина Керн, с которой он познакомился в 1840 году. Но жить вместе им было не суждено. В 1846 году Глинка получил развод и до самой смерти в 1857 году оставался холостяком.

Ежегодно в Смоленске проводится музыкальный фестиваль имени Глинки, закрытие которого проходит 1 июня, в день рождения композитора, в музее-усадьбе «Новоспасское».

Керамика заморская

На официальном сайте Ельнинского района скромно указано, что перечень полезных ископаемых здесь невелик и сводится к черепичным и гончарным глинам.

Но именно глина в позапрошлом веке стала основным двигателем промышленного производства в Ельне. Из нее делали не только кирпичи, но и весьма качественные керамические изделия, пользовавшиеся популярностью даже в Европе.

Местные краеведы выяснили, что на заводе помещика Медведева выпускались глиняные бутылочки объемом около литра с надписью на немецком языке Rakozi Mineral Wasser Kissingen.

По воспоминаниям старожилов, такие бутылочки с завода Медведева отправлялись в Германию на курорт Киссенген, где в них разливалась минеральная вода. На этом курорте любили отдыхать император Александр II и писатель Лев Николаевич Толстой. И весьма возможно, что они пили минеральную воду из ельнинских бутылочек.

Авантюрист и золотодобытчик

В селе Уварово до сих пор стоит церковь, возведенная в конце XVIII века на средства местного дворянина Ивана Васильевича Лесли.

Иван Васильевич, как гласит легенда, был казнокрадом, что для России во все времена считалось делом вполне обыденным. Незаурядным и  авантюрным оказался способ, каким Иван Васильевич Лесли обворовал государственную казну. Он долгое время жил в Сибири, где по приказу Екатерины II наблюдал за золотыми приисками. И вот, возвращаясь в европейскую Россию, придумал весьма оригинальный способ вывезти утаенное золото. По его указанию из драгоценного металла были сделаны втулки колес карет и подковы лошадей. Так ли все было на самом деле, сейчас уже доподлинно доказать нельзя. Во всяком случае, известно, что в Уварово Иван Лесли приехал весьма богатым человеком.

На собственные средства Иван Васильевич помимо уваровского храма построил еще шестнадцать церквей на территории Смоленской губернии. А его сын Сергей Лесли долгие годы был губернским предводителем дворянства.

В 1941 году уваровский храм оказался в эпицентре жесточайших боев, которые ввели советские войска против наступающих на Москву гитлеровцев. В помещении церкви в октябре 1941 года находился медсанбат 8-й дивизии народного ополчения Краснопресненского района столицы.

Здесь, на территории храма, покоятся останки командира этой дивизии – погибшего 6 октября 1941 года комбрига Даниила Скрипникова.

Советская гвардия

В истории Ельни очень многое изменила Великая Отечественная война. До сентября 1941 года этот городок был мало кому известен даже в Советском Союзе. Однако именно здесь впервые с начала не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны гитлеровцы, понеся серьезные потери, вынуждены были оставить захваченную ими территорию. Событие, благодаря которому родилась Советская гвардия, сделало Ельню знаменитой на весь мир.

По итогам боев августа – сентября 1941 года, которые вошли в историю как Ельнинская наступательная операция, в Советском Союзе было восстановлено гвардейское звание. Приказом № 308 от 18 сентября 1941 года наиболее отличившиеся соединения – 100-я, 127-я, 153-я и 161-я стрелковые дивизии были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю гвардейские дивизии.

После войны в центре Ельне был создан сквер Боевой Славы, где расположено братское захоронение с Вечным огнем, установлены обелиск первогвардейцам и бюсты командиров первых гвардейских дивизий и командовавшего Ельнинской наступательной операцией Г.К. Жукова.

Осенью 1941 года в боях на ельнинской земле плечом к плечу с регулярными частями Красной Армии против рвавшихся к столице гитлеровцев сражались три дивизии московского народного ополчения.

На месте ожесточенных боев, которые вела 6-я дивизия народного ополчения Дзержинского района Москвы, установлена 122-миллиметровая гаубица. В деревне Уварово открыт памятник погибшим ополченцам 8-й дивизии Краснопресненского района города Москвы. А на перекрестке дороги Ельня – Новоспасское и окружной установлен памятник погибшим ополченцам 9-й дивизии Кировского района города Москва.

После того как 8 октября 2007 года Ельне было присвоено почетное наименование «Город воинской славы», в центре города был установлен памятный обелиск, посвященный этому событию.

Справка

Ельнинский район расположен в юго-восточной части Смоленской области и граничит на севере с Дорогобужским районом, на юге – с городом Десногорском и Калужской областью, на западе – с Глинковским районом, на востоке – с Угранским районом.

В районе 10 сельских поселений и 1 городское. Административным центром является город Ельня.

Впервые в письменных источниках Ельня упоминается в 1150 году в уставной грамоте смоленского князя Ростислава.

Общая площадь района составляет 1 808,15 кв. километра. Численность населения – 13 846 человек.

В феврале 1776 года Ельня по указу Екатерины II получила статус уездного города, а в 1780 году городу был дан герб, изображавший три ели в белом поле. В 1797 году Павел I лишил Ельню звания уездного города, разделив территорию уезда между Дорогобужским, Рославльским и Юхновским уездами. Однако уже в 1802 году при Александре I Ельня снова стала уездным центром.

В 1928 году Ельнинский уезд был упразднен, а 1 октября 1929 года образован Ельнинский район.

В районе берут начало приток Днепра – река Десна с притоками Стряна и Ужа, а также приток Оки – река Угра, в которую впадают Усия (левый приток) и Демина (правый). На западе, близ границы Ельнинского и Починковского районов, начинается бассейн реки Хмары (приток Сожа).

С северо-запада на юго-восток район пересекает линия Смоленск – Мичуринск Московской железной дороги. Ельня является узлом автомобильных дорог, расходящихся отсюда на Вязьму, Дорогобуж, Починок, Смоленск, Глинку, Рославль, Спас-Деменск.

В честь первых гвардейских соединений в центре Ельни – в сквере Боевой Славы установлен памятник-монумент первогвардейцам. В 2005 году здесь же были установлены бронзовые бюсты Г.К. Жукова и командиров первых гвардейских дивизий.

В 1981 году Ельня была награждена орденом Отечественной войны I степени. А 8 октября 2007 года указом президента Российской Федерации городу было присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру