Однако ребята из автомастерской вряд ли имеют представление, как называется это новомодное искусство, которым по всему миру увлекаются тысячи умельцев, коллекционеров и профессиональных дизайнеров.
Дело было вечером, делать было нечего
Авторами и создателями этого чуда стали автослесари Александр Циркунов и Владимир Кузьминов, которые однажды в конце рабочего дня, глядя на огромную кучу ненужных, использованных старых автомобильных запчастей, решили соорудить из них… что-нибудь, ну, что получится.
Начиная работу, они до конца даже не представляли, как будет выглядеть их создание. А на вопрос об эскизе отозвались дружным смехом.
– Какие эскизы? Мы же не художники, а автослесари. Просто брали из кучи автомобильного хлама детали и стали скручивать их, варить, привязывать, – вспоминает Владимир Кузьминов. – На ходу придумывали, куда приладить, например, старый глушитель, рессору или кусок трубы. Сначала он был просто плоский, потом стал обрастать все новыми и новыми деталями. Тут же подключились наши знакомые и клиенты, которые подкидывали нам то отработавшую стойку или амортизатор, то ненужный бампер или панель приборов. Единственной деталью от грузовой машины стала рессора от «Газона», которую приладили в руки роботу в виде огромного жезла.
– Хорошо, – говорю я. – Но это какую же фантазию надо иметь, чтобы из кучи обыкновенных железяк соорудить настоящую скульптуру!
Оказывается, у любого опытного автослесаря с этим всегда все в порядке.
– Нам часто приходится работать в полевых условиях, – рассказывает Александр Циркунов. – Поступает звонок, что, допустим, где-то сломался автомобиль. Мы берем с собой набор инструментов, какие-то запчасти и выезжаем на место. Ситуации бывают разные, и не всегда у нас оказываются под рукой именно те детали, которые необходимы в данном конкретном случае. Но автомобиль непременно должен поехать. И тогда нам приходится прямо на месте соображать, что для этого надо сделать. В таких случаях фантазия должна работать на полную.
Ну вы даете!
По словам ребят, на создание огромного робота ушла ровно одна неделя и две пачки электродов. Сначала сделали туловище, потом руки, голову. Отдельно от всего остального изготавливались ноги. Основной корпус на ноги ставили с помощью крана.
Кстати, фигура получилась частично даже подвижная. Мастера продемонстрировали это, согнув руку железного «директора» в локте. А еще оказалось, что ему даже на плечи можно залезть – и он не упадет.
– Почему его зовут именно Сава?
– Очень просто: Саня плюс Вова, – улыбаются наши фантазеры. – Но однажды, когда к нам приехал сынишка одного из коллег, он сказал: «Какой же это Сава? Это Оптимус! Как какой Оптимус? Это же главный герой практически всех мультсериалов, комиксов, фильмов, книг и видеоигр о трансформерах, бессменный лидер автоботов! Главный противник Мегатрона! Вы сделали огромного робота и сами не знаете, что это Оптимус?! Ну вы даете!»
Местная достопримечательность
Сегодня Сава стал настоящей достопримечательностью поселка. Посетители автомастерской рассказывают о необычном арт-объекте своим друзьям и знакомым, и те специально приезжают из города, чтобы на него посмотреть.
– А однажды к нам заехал целый туристический автобус из Белоруссии, – вспоминает Александр. – Оттуда высыпали человек 20 мальчишек-подростков и стали фотографироваться с нашим роботом. Нам, конечно, приятно такое внимание. И если бы кто-нибудь купил у нас это произведение, мы бы, возможно, поставили производство таких скульптур на поток. Благо материала для них у нас всегда в избытке, – шутит он.
Справка «МК»
Steampank – направление в дизайне и изобразительном искусстве, которое характеризуется использованием старых механических деталей. Оно само по себе причудливо и загадочно. Акценты в таких произведениях, а в нашем случае арт-объектов, делаются на различные шестеренки, пружинки и другие механические (желательно состаренные) части.
Зачастую авторы находят материалы для своих шедевров на свалке металлолома. В ход идет все: болты, винты, шестеренки, остатки труб или проволока. Мастера дают ненужным железкам вторую жизнь и превращают их в причудливые произведения современного искусства.
Впервые термин «стимпанк» в более широком смысле употребили в дискуссии на страницах журнала Locus писатели Кевин Джетер и Джеймс Блэйлок в 1987 году.
Термин подхватили художники, модельеры, дизайнеры, музыканты – вот и появилась новая субкультура «стимпанк», или «неовикторианство».
Ниже на фото несколько примеров скульптур в этом стиле, которые расположены в разных районах Смоленска.