Редакция «МК в Смоленске» узнала все «pro» и «contra» относительно летних работ энергетиков в городе

Копать или не копать?

Магистральный вопрос

В последние годы лето стало для смолян понятием нарицательным, выходящим за пределы календаря: перекопанные дворы, длительные отключения горячей воды и вечный поиск ответа на насущный вопрос «когда пойдет горяченькая?». 

Копать или не копать?

Дровишек в костер народного недоумения подкидывают и страшилки о том, что горячей воды не будет до нового года, а тарифы взлетят до небес. А потому мы собрали некоторые волнующие население вопросы и обратились за ответами и к энергетикам, и к независимым экспертам. И вот что получилось.

«Радиальная ловушка»

Вопрос 1. Некоторых потребителей отключили ещё в мае. И подключить обещают в сентябре. В ответ – энергетики кивают на радиальную схему теплоснабжения. Правда ли это? И что за схема такая?

В мае энергетики вывели в ремонт тепломагистраль, по которой горячей водой обеспечивались жители Николаева, Нормандии-Неман, Черняховского и целого ряда примыкающих улиц. Всего – около 300 жилых домов. У основной части потребителей горячая вода уже есть. А вот жители улиц Гарабурды, Кловской и части Николаева, которых отключили в мае, до сих пор живут «в ожидании горяченькой»…

«Тепловые сети всегда прокладываются от источника, от ТЭЦ или котельной. Поэтому схема радиальная везде, где есть централизованное теплоснабжение. В каких-то городах успели запитать сети от других источников, где они уже были построены, где-то – нет», – поясняет Андрей Стрелков, главный инженер Дорогобужской ТЭЦ.

«Радиальная схема теплосети в Смоленске предполагает, что без отключения этого участка проводить ремонты на других невозможно. Поэтому мы вынуждены были отключить этот «концевой» участок тепломагистрали с самого начала», – отвечает главный инженер Смоленской «Квадры» Илья Халтурин.

В отличие от Смоленска, в том же Дорогобуже нет такой протяженности сети, нет такого количества потребителей, как в Смоленске. «К тому же почти вся сеть проходит над землей, что в разы облегчает ремонт. Ведь сколько времени в Смоленске уходит на получение разрешения на земляные работы, согласование ремонта с организациями, чьи коммуникации проходят рядом с теплосетью, вскрытие лотков сети», – подчеркивает Андрей Стрелков.

«Ни конца ни края»

Вопрос 2. Почему этим летом многие смоляне не смогли узнать срок окончания отключения горячей воды?

Этим летом Смоленская «Квадра» отошла от привычной схемы и не публиковала график ремонта теплосетей полностью, как это делалось ранее. Вместо этого информация выдавалась дозировано – раз в месяц, в преддверии отключений. При этом энергетики определяют объем ремонтов как беспрецедентный – более 12 км теплосетей. Как одно связано с другим? И что такое 12 км в масштабах Смоленска?

Роман Романов, руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Смоленской области, считает, что на фоне общего износа (по словам экспертов, это не менее 75%) эта цифра не большая: «Но с точки зрения масштабов работ на теплосетях – это всё же достижение, поскольку за последнее десятилетие это самые большие объемы».

Андрей Стрелков, главный инженер ООО «Дорогобужская ТЭЦ», солидарен с Романом Романовым: «При таком физическом износе сети трубы рвутся при каждой «опрессовке». Учитывая, что трубы под землей, оценить их реальное состояние можно только после вскрытия. Поэтому, какие сроки не скажи, они, пожалуй, всегда будут предварительными».

«Ввиду большого объема ремонтов мы впервые не предоставили график отключений в начале лета. Решили, что уведомлять потребителей лучше поэтапно: предугадать, как поведут себя трубы во время гидравлических испытаний и сколько может обнаружиться порывов, – нельзя. Логика проста: чем больше порывов, тем больше объем замены участков теплосетей и, следовательно, длиннее срок отключения горячей воды» – объясняет главный инженер Смоленского филиала компании Илья Халтурин.

Ветхие трубы – весомый аргумент, однако ему можно противопоставить томящихся в ожидании потребителей. Их мнение мы узнали у людей, которые находится с ними на связи круглосуточно, – у диспетчеров городской администрации:

– Конечно, долгое отсутствие горячей воды не может радовать, и новости о продлении ремонтов тяжело воспринимаются, но когда объясняешь причины, что энергетики готовятся к зиме, меняют ветхие трубы, чтобы зимой не было аварий, люди это принимают. Ведь никто не виноват. Ни те, кто ждут, ни те, кто ремонтирует.

В Смоленской генерации пояснили, что ремонты находятся в завершающей стадии. До конца сентября все сети будут включены в работу.

«До основанья. А затем?»

Вопрос 3. Входит ли благоустройство в сферу ответственности теплоэнергетиков? Только ли от них зависит, как будет выглядеть место после ремонта?

«Благоустройство – обязательная составляющая любого ремонта, который мы проводим на сетях. Но не стоит забывать, что прежде идут земляные работы, вскрытие конструкций теплосети, сварочно-монтажные работы, обратная засыпка. А вот уже после – благоустройство: асфальт, брусчатка, зеленые насаждения, конструкции», – пояснил Илья Халтурин.

В наиболее значимых местах города энергетикам содействуют местные муниципальные организации. Как, например, в парке Пионеров. Еще в июле на одном из оперативных совещаний заместитель главы города по городскому хозяйству Павел Бабюк пообещал: «В ходе ремонтов будут сохранены все зеленые насаждения. МБУ «Зеленстрой» аккуратно переносит деревья и кустарники за пределы мест проведения земляных работ». И вот на днях в местных СМИ появились фото, как специалисты МБУ высаживают деревья обратно, облагораживают клумбы и засыпают территорию растительным грунтом. Все-таки от совместных действий пользы всегда больше.

«Ни пройти ни проехать»

Вопрос 4. Не подвергаются ли опасности пешеходы и автомобилисты, когда их «переводят» на временную схему дорожного движения?

Пожалуй, наиболее сложный участок в этом смысле –  в центре города (от парка Пионеров до Водяного переулка). На нем перекрытий дороги – полных или частичных – было семь! А это семь схем, которые согласовываются с местной властью. По два раза!

– Происходит это так: сначала схема организации движения согласовывается в администрации города. Ее проверяют на соответствие законодательству, после чего выпускается постановление об ограничении движения в конкретной зоне. Затем мы предоставляем постановление и схему в городское Управление ЖКХ, где нам и открывают ордер (разрешение) на проведение земляных работ, – рассказывает Алексей Казаров, инженер строительного контроля одной из частных компаний.

Схема разрабатывается специализированной организацией, и ее основная задача в том, чтобы обеспечить безопасность движения транспорта и пешеходов. В схеме указываются расстановка ограждений и дорожных знаков, их количество и расстояния, варианты объездов и обходов, а также необходимость установки настилов и мостиков для пешеходов.

Контролируют соответствие схемы реальной ситуации сотрудники ГИБДД, и при нарушении выписывают штраф.

Насколько затруднительно этим летом было пешеходам – спросим у представителей общественности.

Смоленский гид Михаил Ефимкин (smolensk-guide.com):

– Я не могу сказать, что мне как экскурсоводу мешают раскопы. Если он есть, я просто немного изменяю маршрут. Самый длительный раскоп, который приходилось обходить этим летом дольше всего, – в сквере Памяти Героев… Путешественники при мне на раскопы никогда не жаловались, а с учетом, что большая часть из них – москвичи, то они обычно замечали следующее: «У вас еще не перерыто, вот у нас...!»

Руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Смоленской области Роман Романов:

– В частных разговорах, в соцсетях жители города высказывают недовольство складывающейся ситуацией; рефреном звучит: «весь город перекопали…». Однако – что важнее: комфорт и удобство на улицах города в теплый сезон или теплые батареи в домах зимой, причем бесперебойно? Вопрос, ответ на который очевиден…

Главный редактор туристско-информационного портала «VisitSmolensk.ru» Елена Недбайлова:

– Для меня как жителя Смоленска ситуация с раскопами в целом привычна. Но турист хочет видеть город красивым здесь и сейчас. К сожалению, этим летом приглашать гостей в город было непросто. В соцсетях сами жители выкладывают всякие ужасы, связанные с отсутствием горячей воды, перекопанными улицами, пробками... Эмоциональный фон вокруг ремонтов – не самый привлекательный для туристов…

В Смоленской генерации ответственность за частые разрытия с себя не снимают. «Да, раскопы сопряжены с неудобствами, причем, закапывая одни траншеи, мы уже готовим другие. Но это та цена, которую приходится платить за то, чтобы в отопительный сезон теплоснабжение было надежным», – отметил главный инженер филиала Илья Халтурин.

Конечно, беспрецедентная ремонтная кампания, подобной которой Смоленск не помнит за последние десятилетия, нарушила привычный ритм жизни горожан и создала немало неудобств. Однако комфортная городская среда – это не только то, что мы видим, но и то, что скрыто от нас под толщей земли. Многие тепломагистрали требуют ремонта – и отрицать очевидное не получится. Ведь тепло, которое ждут в каждом доме, не появляется само по себе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру