Так, например, во дворике теперь красуется «Металлист» – скульптура 1922 года авторства Георгия Алексеева. Этот скульптор известен многим своими портретами Ленина. В 1918 году он сделал около двух десятков рисунков карандашом с натуры, изготовил скульптурный портрет вождя революции, копии которого были установлены в 29 городах страны.
В лучших традициях классического советского искусства 1950–60-х годов выполнена и скульптура Юрия Александрова «Геолог Николай Дойников». Это один из образов, входивших в серию «Искатели алмазов. Якутия». Произведения Александрова можно увидеть во многих городах: Москве, Ростове-на-Дону, Вологде, Суздале. Тенденции стиля эпохи нашли отражение в образах трактористов Олега Кирюхина и рыбака Артёма Мартиросяна. Многие скульптуры 1960–70-х годов – это настоящая ода героическому труду, жизни и быту простых советских людей.
Центральным в экспозиции под открытым небом стал портрет Леонида Когана. Его создатель скульптор Виктор Думанян создал целую серию портретов гениальных композиторов и выдающихся музыкантов. Его памятники Мусоргскому и Бетховену установлены в Берлине и Кабуле. А в Москве можно увидеть памятник композитору Прокофьеву работы Думаняна.
Еще один уникальный экспонат – скульптура «Мать яблоня» авторства Расы Калныни-Гринберги. Это модель памятника, установленного в Латвии, в Анчупанском мемориале памяти жертв нацистского террора во время Второй мировой войны.
Настоящей звездой музейного дворика стала скульптура с названием «Девушка из Смоленска». Автор этой работы – известный смоленский скульптор Альберт Сергеев. Его памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину знаком всем смолянам и гостям города. В скульптурном дворике можно увидеть трогательный образ из его юности – очаровательную смолянку. Скульптура появилась на свет в 1963 году.
– Она побывала на областной выставке, посвящённой 1100-летию Смоленска, на зональной выставке и республиканской. «Девушка из Смоленска» в своё время успела съездить и в Польшу. Затем скульптура была куплена музеем и, к сожалению, с тех пор находилась в запасниках, – рассказала дочь автора, смоленский скульптор, художник и преподаватель Ольга Барановская.