МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Смоленск

Есть люди как люди… А мы – смоляне!

Исторические особенности характера жителей нашего региона в документах и рассуждениях

Как ни крути, но вопреки всеобщей глобализации региональные особенности местного произношения, характера и традиций упорно не сдают позиции. И никакими всемирными коммуникациями не избавить поголовно всех смолян от «г» фрикативного, как никакими массово «понаехавшими» не привить любовь к «варягам». Мы – часть большой страны. И все равно мы – особенные, со своими «тараканами» недоверия, укоренившегося многими сотнями лет проживания в пограничье, постоянными набегами, нашествиями, войнами…

Смоляне – не злые. Мы гостеприимные и хлебосольные – еще известный этнограф Добровольский описывал упоительные (в прямом и переносном смыслах) традиции и обряды исконно сельскохозяйственного региона. Но нам столько раз выпадало терять все нажитое непосильным трудом, что разве только во времена князя Ростислава по-настоящему прирастали землями и чувствовали себя Великим княжеством. Татаро-монголы, поляки, литовцы, шведы, французы, фашистско-немецкое нашествие… Знаете, все это не очень располагает к открытости и добродушию. Вот и закалился характер смолян – особый, не самый счастливый и удобный для окружающих, но вполне себе мотивированный веками тягот и невзгод.

«МК в Смоленске» на протяжении года представляет вниманию читателей публикации в проекте «Уникальная Смоленщина», в которых рассказывает об истории нашего края, о героизме, любви к родине, талантах и самоотверженности в труде наших земляков. А сегодня мы приводим отрывки из трех документов, где авторы достаточно критично рассуждали о нравах и быте некоторой части своих современников. Эти мнения субъективны, спорны, но и интересны – ведь, скажем прямо, некоторые не самые полезные привычки и особенности поведения предков присущи части их потомков и по сей день.

«Живы, ловки, проворны…»

В разные времена разные люди описывали представителей Смоленщины, пытаясь усмотреть общие черты поведения. Дадим слово документальным источникам. Например, публикации «Смоленских епархиальных ведомостей» более чем 200-летней давности о жителях губернии:

«…Они сложены гораздо крепче белоруссов, имеют грудь и плечи хорошо развитые, бороду густую, окладистую, выражение лица подвижное, льстивое, неоткрытое, – держат себя непринужденно во всех жестах; в противоположность белоруссам живы, ловки, проворны, но не постоянны в труде, способны гораздо более, сравнительно с белоруссом, к перенесению холода, жара и всякого рода нужды без вреда для организма. В предприятиях они изворотливы и изобретательны, отправляются для промыслов в отдаленные края и иногда по целым годам оставляют семью, высылая по временам вспомоществование ей. В это время все мужские работы дома исполняют женщины: косят, молотят, пашут и т. п. Оттого в великорусских селениях больше заметно довольства в пище, одежде и домохозяйстве. Впрочем, природная живость и ловкость часто бывают причиною странных контрастов в жизни. Великорусс набожен, предан Церкви Божией, и в то же время какие-нибудь выгодные торговые сделки могут легко вовлечь его в умышленный обман. В семейной жизни он верен и честен, но это не мешает быть сходбищам, где по принятому обычаю губятся чистота и непорочность нравов. Он всегда готов по силам помочь построению храмов Божиих и никогда не пройдет мимо церкви, не снявши шляпы и не перекрестившись. Между прочим, около самого храма позволяет себе самые оскорбительные непристойности».

Набожность и одновременно самые оскорбительные непристойности… Как это знакомо! А уж выгодные торговые сделки, которые могут увлечь местных жителей в умышленный обман, даже и комментировать не будем.

Смоляне – год 1810-й. Еще до французов…

Журнал «Край Смоленский» не так давно представил очередной уникальный исторический документ, обнаруженный в Государственном архиве Смоленской области. «Записка… о состоянии города Смоленска» не датирована, но из текста документа явствует, что составлялся он в 1810 году. Автором-составителем «Записки…» является полицмейстер города. Смоленска Дмитрий Сверчков. Известно, что он исполнял эту должность вплоть до начала Отечественной войны 1812 года. «Записка…» была составлена «согласно требованию начальства» и представляет собой опросный лист, на вопросы которого и отвечал Дмитрий Сверчков. В своих ответах автор поразмышлял о нравах и характере смолян, корректно отметив, что «нельзя сделать всеобщего заключения» обо всех сразу, и разделяя горожан на просвещенных и мало просвещенных, которые составляли большинство населения города. Сразу оговоримся, что приводим отрывки, которые касаются именно этого большинства.

«…Каковы в обхождении? Ответ: Грубы и к ссорам весьма наклонны.

Привязанны к обычаям предков своих или живут по новому вкусу? Ответ: Древние обычаи замечательны между ними токмо в нелепых обрядах, бываемых во время свадеб, крестин и сему подобных пиршествах. В прочем образ жизни их таков, каков свойственен людям без просвещения.

Бережливо ли живут или роскошно? Ответ: Хотя роскоши в жизни их и не заметно, но и бережливостью назвать того нельзя, что ближе наименовать можно скупостию, а потому утвердительнее заключить должно, что живут с худым расходом [расчетом?]…

Относительно нравственности жителей, конечно, без исключения сказать невозможно, но, основываясь на свойствах большей части, должно заключить… что жители оного города… в обращении грубы, в связях своих коварны, в словах лживы, чистосердечны бывают более по глупости, нежели по расположению души. Хотя нельзя полагать по образу жизни их расточительными, но беспечность и невежество далеко отделяют их и от звания хороших хозяев. Сострадательности и жестокосердия почти невозможно определить настоящей меры, ибо люди необразованные часто кажутся растроганными в таком обстоятельстве, которое не заслуживает ни малейшего уважения в глазах просвещенного, напротив же того, нередко случается, что невежда смотрит спокойно на происшествие, содрогающее душу человека благовоспитанного. Что же относится до поведения их, то пьянство заступает первое между ними место, ибо не только взрослые мужчины, но даже женщины и малолетние преданы оному. А сверх сего сильная наклонность к ссорам и производству по оным тяжб есть разительная черта их характера, чрез каковые наклонности само собою объясняется, что они далеки прямого трудолюбия, без коего, конечно, и благосостояние их не может быть уже в хорошем виде, и потому более, что быв заняты ежели не гулевою жизнию, то тяжбами, чрез что теряя главнейшие для промышленности выгоды, то есть время и свободу, лишают себя и всех способов улучшить свое благосостояние».

Трезвый взгляд из прошлого в будущее

В «Памятной книжке Смоленской губернии» за 1859 год дано описание города Смоленска 1858 года Ф. Никифоровым. Этой публикацией с «МК в Смоленске» по нашей просьбе поделился редактор журнала «Край Смоленский» Юрий Шорин.

Текст удивительный своей современностью, если только отбросить скепсис автора по поводу перспектив появления в Смоленске железной дороги. Хотя и здесь автор современен в том, что любой проект, анонсируемый смолянам, вызывает у нас всякий раз изрядную долю скептицизма и рассуждений о невозможности его осуществления. А под словами Никифорова о том, что «мы сами неохотно думаем об общественных пользах», сегодня многие бы подписались. Итак, «О будущем Смоленска» по версии 1858 года:    

«Будущее Смоленска, как и всякое будущее, никому неизвестно. Может быть, ему уже не суждено так процветать, как он процветал в былые времена; все же нельзя отрицать, что он не может улучшиться. Говорят: для благосостояния Смоленска нужно провести чрез него железную дорогу, и даже, как мы слышали, некоторые проектировали ее. Конечно, это было бы хорошо, но едва ли сбыточно. Не лучше ли поискать средств среди нас и от нас самих зависящих. Мы так привыкли, чтобы с нами нянчилось правительство, что сами неохотно думаем об общественных пользах. И что сделает правительство там, где сами жители не заботятся о сeбе. Сколько было оказано Смоленску ссуд, пособий, льгот и прощений, а все-таки город беден. Итак, мы должны действовать, и правительство только содействовать. Выскажем, что, по нашему мнению, может служить к развитию благосостояния Смоленска.

…Купечеству нашему пора бы убедиться, что настоящая, добросовестная коммерция заключается не в том, чтобы продать товару хотя не много, да по дорогой цене, а в том, чтобы продать хотя и дешевле, но больше, т. е. чтобы капитал как можно более обернулся, тогда и маленькие барыша превратятся в большие. От этого выиграют и продавцы, и потребители. Дороговизна и недоброкачественность товаров и продуктов заставляют потребителей: или, отказывая себе во многом, покупать только необходимое, или при малейшей возможности выписывать нужное из столиц и других городов и покупать на ярмарках в соседних губерниях. От этого торговля Смоленска, можно сказать, в совершенном застое. Начните торговать добросовестно – и торговля оживится.

…Мещане Смоленска, за немногими исключениями, вообще живут бедно; самое взыскание с них податей не малых стоит хлопот городовому управлению. Причина этой бедности заключается в том, что мещанин старается завести какую-нибудь лавчонку с грошовым товаром и всякими средствами сбывать свой товар преимущественно крестьянину; или пускается в перекупничество сельских произведений у крестьянина же…

А между тем в Смоленске нет не только искусных, но даже порядочных мастеров и ремесленников. Мастеровые и ремесленники наши отличаются неаккуратностию, недобросовестностию в работе и дорогою ценою. Не говорим о том, что между ними развита нетрезвость. Конечно, и здесь есть исключения, но, к сожалению, очень не многие. Последствия те же: кто имеет возможность, тот выписывает и вещи, и самых мастеров из столиц или других мест. Спрашивается: почему бы половине мещанам вместо барышничества в лавчонках, на площадях и за заставами города не учиться мастерству и ремеслам, которые, при добросовестном и с знанием дела исполнении, всегда дадут средства к безбедной жизни…»

Заключение

Если вас расстроили или возмутили слова о нравах и характере смолян, вспомните, что приведенные отрывки из документов составлялись 200 и более лет назад. И, во-первых, критически осмысливали быт и нравы не всех, а только части жителей не пришлые эксперты, а сами же наши земляки. Во-вторых, за прошедшие два века мы сильно изменились. А в-третьих, чтобы двигаться к успеху, надо осмыслить прошлое, принять себя такими, какие есть, и постараться стать лучше. Ведь при всей нелицеприятной критике наши предки, наши земляки в годы суровых испытаний являли примеры такого мужества и самопожертвования, что и не снились другим. Может, одна из причин именно в том, что сами в относительно мирные времена безжалостно исследовали свои недостатки в стремлении изменить настоящее и дать шанс будущему?  

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах