В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка декоративно-прикладного искусства «Пасхальная радость». В её экспозиции представлены сувенирные атрибуты главного христианского праздника. Посетители могут увидеть пасхальные яйца из стекла, эмали, фарфора, хрусталя, дерева, выполненные мастерами трёх веков: девятнадцатого, двадцатого и начала двадцать первого…
От яйца
Обычай красить весной птичьи яйца бытовал у многих народов ещё в дохристианские времена. Яйцо было символом начала, зарождения новой жизни в разных культурах. В некоторых легендах описывается, как из него возник наш мир, и известное латинское выражение ab ovo (от яйца) – отсылка к ним.
В христианстве древние традиции получили новую трактовку и иное смысловое наполнение. Речь уже шла не просто о весне и начале нового календарного цикла, а о Воскресении Христа, который, «смертию смерть поправ», дал людям надежду на духовное возрождение.
– По церковному преданию Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию и протянула ему варёное яйцо со словами «Христос воскрес!», – рассказывает руководитель Смоленского краеведческого общества иеромонах РАФАИЛ. – На что император ответил: «Это невозможно! Как белое яйцо никогда не станет красным, так и мёртвый человек не сможет воскреснуть». После этих слов яйцо удивительным образом изменило цвет. И с тех пор оно – символ Воскресения. Пасха освятила старый народный обычай красить яйца, придав ему новый смысл.
Пасха в христианстве – «праздник праздников», главное событие годового круга богослужения. День, освящённый радостью, которой принято делиться с близкими. Отсюда традиция обмениваться крашенными яйцами при христосовании. Их дарят друг другу на протяжении всей Светлой недели, берут на кладбище, чтобы помянуть покойных…
Освящённые в храме пасхальные яйца часто наделяли магической силой. Считалось, что они могут спасти от пожара, принести в дом достаток и благополучие, излечить скотину и даже помочь в любви. Не удивительно, что со временем пасхальное яйцо стало частью народных промыслов, а позже и высокого ювелирного искусства.
Вдохновлённые Фаберже
Экспозиция выставки «Пасхальная радость» собрана из предметов нескольких частных коллекций смоленских краеведов. В основном, в ней представлены сувенирные пасхальные яйца.
– Наши краеведы – люди увлекающиеся, – замечает член правления Смоленского краеведческого общества Ирина ФЛИМАНКОВА. – У многих из них есть неплохие коллекции интересных вещей. Мы решили, что такую красоту стоит показывать людям. Так и возникла идея этой выставки: накануне Пасхи поделиться со смолянами радостью видеть эти замечательные сувениры, выполненные мастерами из разных стран.
Экспозиция невелика, но в ней довольно много интересных экспонатов. Есть даже яйцо с секретом, повторяющее идею изделий знаменитой фирмы «Фаберже». Оно, конечно, скромнее в отделке, без драгоценных металлов и камней, но изящное в исполнении. А если нажать сверху, открывается и становится коробочкой для хранения зубочисток.
– Благодаря «Фаберже» российские сувенирные пасхальные яйца приобрели мировую известность, – поясняет отец Рафаил. – Многие даже привыкли думать, что именно эта фирма первой стала изготавливать в нашей стране такие сувениры. Однако задолго до них в России были популярны деревянные яйца-писанки, яйца из стекла, керамики и фарфора.
Впрочем, «Фаберже» – это всё-таки высокое ювелирное искусство, которое могли позволить себе лишь избранные. И в этой экспозиции таких предметов нет. А вот традиционные яйца-писанки из Болгарии увидеть можно.
– Во время паломнической поездке по Болгарии мы были в городе Велинграде, – продолжает отец Рафаил. – Там находится самый большой в Европе музей яйца-писанки, насчитывающий несколько тысяч экземпляров. Вот эти яйца я привёз оттуда. Они выполнены современными мастерами, но с использованием старинных технологий.
Завораживают игрой света изделия из хрусталя и чешского стекла. Восхищает тонкостью росписи по эмали яйцо из Китая. Привлекают оригинальностью сувениры из Голландии, Испании, Германии.
– А вот интересный экспонат – старообрядческое яйцо, – говорит отец Рафаил. – Оно посвящено протопопу Аввакуму. Мы видим здесь его благословляющим двуперстием. Образ в языках пламени, поскольку Аввакум был сожжён…
Со смоленским колоритом
Самые старые экспонаты, представленные на выставке, сделаны в XIX веке. Шкатулка в форме яйца с галантной сценой в медальоне выглядит вполне светским предметом. А вот мотивы росписи стеклянных яиц уже исключительно пасхальные: петушок, зайчик, ангелочек…
– Эти девять яиц из моей коллекции, – поясняет смоленский краевед Игорь ТРАПЕЗНИКОВ. – Они сделаны на разных российских стекольных заводах, но примерно в одно время. Некоторые уже немного потёртые, хотя рисунок на каждом хорошо читается. Я всегда ищу более-менее хорошо сохранившиеся предметы. А вот это яйцо, где девочка тянет руки, как оказалось, парное. Я недавно увидел точно такое же, только с мальчиком. То есть в паре они тянут руки навстречу друг другу.
Из его же коллекции и современные деревянные яйца, в росписи которых прослеживаются смоленские мотивы.
– Эти яйца расписаны смоленским художником Татьяной Новиковой, – говорит Игорь Трапезников. – Панорама города, его виды с узнаваемыми архитектурными символами… А «Зимний обоз в пути» Ивана Айвазовского – пожалуй, самая известная картина в собрании Смоленского музея-заповедника. Здесь же представлен и триптих с изображением наших храмов двенадцатого века.
В продолжение темы смоленских храмов – стеклянное яйцо, на которое лазерной гравировкой нанесено изображение Успенского собора. Оно было сделано в Санкт-Петербурге по специальному заказу в подарок для отца Рафаила.
Артефакты и новые технологии
В экспозиции представлены и пасхальные открытки рубежа XIX–XX веков. Как правило, их отправляли по почте тем, кто находился далеко. И тёплые слова, написанные на обороте, несли адресатам ту же радость, которой хотелось поделиться.
– Интересны вот эти две открытки, которые были напечатаны в шестидесятые годы прошлого века, – замечает отец Рафаил. – Это раскрашенные фотографии с рисунков. Их в годы советской власти верующие тайком тиражировали и дарили друг другу.
В этой же витрине можно увидеть и серебряную пластину с напрестольного Евангелия. Она была найдена во время раскопок в одной из деревень Смоленской области. А на медной литой пластине изображены христианские праздники, в числе которых и Пасха.
– Ещё один образец декоративно-прикладного искусства – пасхальные покровцы, – продолжает отец Рафаил. – Они выполнены в технике машинного золотного шитья на красном бархате в начале нынешнего века. И это как иллюстрация к тому, что для украшения праздника Воскресения Христова используются и современные технологии, которые тоже помогают ощутить пасхальную радость…
Выставка «Пасхальная радость» будет работать до 23 апреля. Вход свободный.