МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Смоленск

Лишь сон: Смоленский театр «Зеркало» поставил спектакль по роману «Мастер и Маргарита»

Фото: Александра КОВАЛЁВА

Роман «Мастер и Маргарита» неоднократно становился основой для кинематографических адаптаций и театральных постановок. Однако большинство интерпретаций сосредоточено на линии взаимоотношений влюблённых – Мастера и прекрасной Маргариты. Но задумывались ли вы, что главной фигурой романа может быть совсем другой герой? Вдруг Воланд, Иешуа, Понтий Пилат и все события, случившиеся на Кровавую луну, – это только сны Ивана Бездомного?

Большая премьера

17 и 18 декабря на сцене Театра кукол имени Светильникова народный драматический театр СГМУ «Зеркало» под руководством Сергея Синицына показал спектакль «Сны Ивана Бездомного». Я давно и довольно пристально слежу за жизнью театра, поэтому не могла пропустить эту премьеру. Всё, что я дальше напишу, – лишь моё восприятие происходящего на сцене. Возможно, в каких-то моментах я буду далека от режиссёрской концепции. Но картинка, сложившаяся в моей голове по окончании пьесы, кажется мне логичной и целостной. И вот что я увидела…

Десять минут до начала представления. Зрители потихоньку рассаживаются на места, разговаривают в предвкушении спектакля.

Вдруг зал наполняется тихими звуками голоса, произносящего первые строки знаменитого романа: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…»

Голос ведёт нас дальше, увлекая в мистическую атмосферу произведения. Каждый человек, сидящий в зале, ощущает себя непосредственным участником событий, разворачивающихся прямо сейчас, на наших глазах.

Перед нами появляется фигура Ивана Бездомного, читающего стихотворение Дмитрия Мережковского о таинственном Боге. Первый импульс заставляет задуматься: «Зачем нужен этот отрывок?» Вопрос понятен – каждая деталь должна нести особый смысл.
Чуть позже идёт классический диалог Бездомного и Берлиоза об антирелигиозной поэме, написанной Иваном.

Галлюцинации или реальность?

И тут на меня нисходит озарение… Спектакль называется «Сны Ивана Бездомного», в самом начале читаются строчки из «Неведомого бога» Мережковского… Возможно, истинным сердцем романа является вовсе не пара любовников, а скромный советский поэт Иван Бездомный?

Молодой человек переживает внутренний конфликт, замешанный на советской пропаганде атеизма и требованиях создать антирелигиозную поэму. Чем сильнее Иван пытается убедить себя в неверии, тем ярче проявляется фигура живого Христа. Да-да, именно Иван, оказавшийся в центре всех невероятных событий, вызванных появлением Воланда и его свиты, – главный! И тогда всё, что происходит на страницах романа, приобретает ясность.

Что вообще в булгаковском произведении правдоподобно? На самом деле немногое. Берлиоз погибает под колёсами трамвая, лишившись головы. Потрясённый случившимся, Иван теряет рассудок и помещается в психиатрическое учреждение. Пациент, лежащий рядом с ним, скоропостижно умирает. Параллельно в городе возникают необычные происшествия, о которых сообщают газеты. Всё. Остальное вполне могло оказаться плодом воображения Ивана, возникшим вследствие острого психологического кризиса.

Может быть, остальная часть сюжета – это лишь отражение мыслей и фантазий больного мозга? Возможно, его переживания, тревоги и внутренние конфликты порождают невероятные картины Москвы, встречи с таинственным Мастером и фантастическими персонажами вроде Азазелло и Бегемота.

Иван мечтал стать великим литератором, но осознаёт, насколько ничтожны его собственные творения. Его стремление увидеть себя талантливым мастером усиливается иллюзиями. Так, находясь в клинике, он встречает именно такого писателя – красивого, мудрого и глубоко чувствующего, каким хотел бы видеть самого себя.

Роман внутри романа

Сам сюжет о Понтии Пилате и Иешуа тоже мог родиться исключительно в голове Ивана. Давайте зададим вопросы по содержанию.

Кто создал Иисуса, нарисовав его яркими чёрными мазками, разочаровав редактора? Кому явился чистый, освобождённый от порочащих черт, живой Иешуа, когда сатана оказался на Патриарших? Кто, испытав сильнейшее потрясение от смерти редактора, начал повторять имя Понтия Пилата и в итоге оказался в лечебнице? Кто вместо заявления в милицию начинает писать роман о прокураторе? Кому грезятся пальмы и кот? Нет ли связи между жизнью Мастера и обстоятельствами, окружающими нашего героя? И когда начинаешь задавать вопросы, уже остановиться не можешь…
В таком случае Маргарита – это олицетворённая мечта Ивана о настоящей любви и признании таланта. 

И тогда великий роман Булгакова – это сложное путешествие внутрь души молодого автора, пытающегося примириться с собственным несовершенством.

…Я смотрю спектакль и всё больше нахожу подтверждений своим догадкам.

Прокуратор с пуделем

Одна из самых впечатляющих находок режиссёра – облик прокуратора Иудеи. Обычно изображаемый суровым и угрюмым, в спектакле он предстаёт элегантным джентльменом в белоснежном костюме, в цилиндре и с очаровательным белым пуделем. Никаких традиционных плащей с кровавым оттенком, создающих ощущение жестокости и власти. Эта яркая смена облика мгновенно превращает сцену в нечто сюрреалистичное и абсурдное, словно кричащее зрителю: «Посмотри внимательнее, ведь всё это нереально! Это сон».

Режиссёр умышленно, как мне кажется, нарушает ожидания публики, создавая нарочитую нелепость происходящего, наполняя сцену элементами, заведомо невозможными в реальной жизни. 
Сон может принять любые формы, вплоть до самых причудливых. Он освобождён от рамок логики и реальности, позволяя развиваться любым ситуациям. Режиссёр подчёркивает, что всё это создано воспалённым сознанием Ивана, отчаянно пытающимся связать несвязуемое и упорядочить хаос переживаний.

И тогда становится понятно, почему Азазель (в спектакле именно Азазель!) вдруг становится Афранием, Бездомный – Левием Матвеем, а Гелла превращается то в Аннушку, то в медицинскую сестру. 

Таким образом, каждая мелочь в постановке приобретает особое значение, становясь частью общей идеи: ничто не обязано соответствовать действительности.

Неглавные главные герои

Далее последовательно смещается фокус внимания с традиционно центральных фигур – Мастера и Маргариты. Образы заглавных героев теряют свою монументальность, превращаясь скорее в тонкие акварельные штрихи, едва заметные очертания, созданные больным воображением Ивана.
Они возникают почти случайно, мимолётно появляясь в жизни Ивана и так же быстро растворяясь в тумане его сознания. Театр показывает нам силу творческой фантазии: Бездомному удаётся ненадолго оживить образы идеальной любви и счастья. 

Синицын против Бортко

Многие зрители познакомились с миром Михаила Булгакова благодаря экранизации Владимира Бортко, снятой буквально постранично. Этот сериал закрепился в массовом сознании как эталон интерпретации классического романа.

Тем удивительнее смелость театра «Зеркало», выбравшего принципиально иной подход. Труппа осознанно отказывается копировать популярную версию, предлагая зрителям радикально новый взгляд на известных героев. Здесь персонажи обретают новую форму, новую энергию, новое прочтение. Постановщики сознательно стремятся разрушить стереотипы, предложить оригинальный художественный взгляд.

При этом интересно, что авторы спектакля не игнорируют популярность фильма. Напротив, музыка из культовых сцен специально включена в ключевые моменты спектакля – сцена встречи Маргариты и Мастера и роскошный бал Сатаны звучат узнаваемыми мелодиями. Эта тонкая игра создаёт эффект постоянного сравнения: зритель невольно вспоминает знакомые кадры, одновременно убеждаясь, насколько далеко театр ушёл от привычного образа.

Это тонкий приём режиссуры: подчёркивая различия, подчёркивать и общее наследие. Таким образом, спектакль заставляет задуматься: существует ли одно правильное прочтение классики или каждый вправе интерпретировать её по-своему? Смело заявляя о собственном взгляде, постановка оставляет пространство для бесконечной рефлексии и личного осмысления произведений искусства.

Кровавая луна

Необходимо отметить и оформление сцены. Над головами актёров возвышается огромная сфера – луна, медленно меняющая свои цвета и формы в зависимости от происходящих событий. От серебристых оттенков до зловещего красного сияния – эта деталь отражает внутреннее напряжение героев и динамику разворачивающейся борьбы добра и зла. Особую магию придавали висящие шахматные фигуры, их как бы невзначай постоянно задевали герои, напоминая зрителю, что идёт борьба света и тьмы.

И о чём роман всё-таки?

Завершая знакомство с постановкой «Сны Ивана Бездомного», невозможно удержаться от вопроса: какой урок вынес Иван Бездомный из всей череды необычных событий?
Исход романа прост: бывший поэт, страдавший от неудачи и неуверенности, отказался от творческого ремесла, обратившись к изучению философии и истории. В этом выборе он фактически признал собственную веру – глубокую убеждённость в существовании высшей силы, определяющей человеческие поступки и судьбу.

История Ивана предстаёт как процесс взросления и формирования зрелой личности. Из поверхностного и эгоцентричного литератора он превратился в мыслящего исследователя, способного анализировать прошлое и понимать настоящее. Его жизненный путь стал символом духовного роста, демонстрируя, как трагические события способны привести к позитивным изменениям.

Но почему Бездомный продолжает вспоминать о событиях, произошедших на Патриарших прудах? Вероятно, потому, что именно этот миг определил всю дальнейшую жизнь, став точкой невозврата. Мы склонны возвращаться мыслями к поворотным моментам нашей биографии, оценивая последствия решений и размышляя, как сложилась бы наша судьба, поступи мы иначе.

Возможно, Иван сожалеет о том, что не может вернуться в те сны. Жизнь оказывается куда проще и грубее, чем волшебные приключения, подарившие ему новые взгляды на мир.

Такой нестандартный подход открывает новые грани понимания классической литературы, оставляя простор для глубоких размышлений и самоанализа. 

Спектакль ставит перед зрителями глубокие вопросы о природе реальности, воспоминаний и творческих иллюзий, приглашая задуматься о собственных представлениях о счастье и смысле жизни.

Правильно я поняла задумку режиссёра или нет, не знаю. Но я сидела на первом ряду и три часа не могла оторвать взгляд от сцены. И мне очень понравился спектакль.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах