МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Смоленск

Инженерные кадры Смоленщины: начался новый сезон конкурса «ИКаР»

фото предоставлено Юлией Кудиновой

С 1 октября начинается приём заявок на новый сезон Всероссийского профориентационного технологического конкурса с международным участием «Инженерные кадры России». Проекты ярцевских команд два года подряд оказывались в числе лучших на состязании. О том, что это за конкурс и почему в нём стоит участвовать, мы поговорили с Юлией КУДИНОВОЙ – тренером, учителем физики ярцевской средней школы № 10 имени Героя Советского Союза А.Т. Алтунина.

– Юлия Сергеевна, расскажите, пожалуйста, с чего началась история успеха ваших учеников?

– Началось всё в 2021 году, когда в нашей школе появился центр «Точка роста». Нам дали мощные робототехнические конструкторы, но поначалу мы понятия не имели, что с ними делать. Однако желание творить оказалось сильнее страха. Первые шаги в робототехнике я сделала благодаря курсам повышения квалификации в центре «IT-куб». Я узнала о невероятных возможностях этих конструкторов и поняла, как с ними работать. Взяла эти знания домой и начала экспериментировать.

В конце 2023 года появилась возможность подать заявку на конкурс «Инженерные кадры России». Было страшно, конечно, ведь это совершенно новый опыт, но мы преодолели сомнения и ринулись в бой. В команду «МЦ-квадрат» вошли старшеклассники Дмитрий Киселёв, Павел Бориско и Илья Дюблов, они посещали мой кружок по робототехнике. Чтобы подготовиться к конкурсному проекту, мы с ребятами отправились на экскурсию на предприятие ООО «СТК Производственная компания», основанное в 2016 году на территории бывшего хлопчатобумажного комбината.

Во время экскурсии школьники внимательно ознакомились с оборудованием и особенностями производственного процесса, уделив особое внимание проблемам, возникающим при изготовлении тканей. Среди наиболее значимых трудностей было отмечено явление обрывности нитей, негативно влияющее на качество готовой продукции и производительность труда. Одной из ключевых причин обрывности оказалась неправильная температура и влажность в производственных помещениях.
Оптимальная влажность воздуха для текстильных предприятий должна составлять около 50–60 процентов, что значительно снижает количество брака и улучшает качество выпускаемых изделий.

Школьники приняли решение разработать проект, направленный на автоматизацию контроля уровня влажности в цехах ткацкой фабрики. Они создали прототип устройства, способного регулировать влажность автоматически благодаря датчику температуры и влажности, управляющему работой насоса. Когда уровень влажности достигает заданного показателя, система запускает распыление воды в воздух.

Кроме того, участники конкурса разработали управляемую тележку для перевозки грузов внутри цеха, оснащённую модулем Bluetooth и работающую на платформе Arduino. Таким образом, учащиеся предложили комплексные решения для повышения эффективности и автоматизации процессов на предприятии.

Когда физика оживает в руках школьников...

– Многие считают, что подростки – десятиклассники или девятиклассники – далеки от научной деятельности, и уж тем более от инноваций…

– Эта мысль опровергнута нашей командой: мальчишки буквально оживляют школьную физику. Нужно не только учить детей теории – гораздо важнее заразить их идеей эксперимента, продемонстрировать, как законы природы находят применение в повседневной жизни. Вместо скучных формул ребята сталкиваются с настоящими задачами, стоящими перед инженерами-практиками. Оказывается, недостаточно понимать теорию – надо искать решения проблем, искать недостающие знания, смотреть шире рамок школьной программы.

Можно сказать, что недостаток опыта компенсируется у ребят искренним желанием познать мир вокруг себя и попытками найти нестандартные решения.

Дети оказались способными, пытливыми и удивительно самостоятельными. Они поняли простую истину: любые знания нужны не для экзамена, а для того, чтобы менять мир вокруг себя.

– В 2024 году вы стали победителями в номинации «Взаимодействие с предприятием». Какие чувства вы испытали, когда поняли, что команда ваших школьников в числе лучших?

– Наш проект отличался от других работ в номинации «ИКаР-дебют». Признаться честно, особой уверенности в победе у нас не было. Но любопытство и жажда познания взяли верх. Наше изобретение было сравнительно небольшое, а некоторые команды выгружали свои изделия из фур. Мне было интересно рассмотреть другие проекты, ведь для их изготовления использовалось оборудование, которого у нас попросту не было. И всё же нас заметили и нашу работу высоко оценили. Но мы поняли, что к конкурсу надо готовиться очень обстоятельно, и когда был запущен новый сезон «ИКаРа», мы сразу принялись за дело с новой командой.

Будущее металлургии

– Что же вы придумали в этот раз?

– Девятиклассники Вячеслав Перваков, Тимофей Пьянков, Кирилл Зубков и Вадим Луцевич разработали проект под названием «Моделирование автоматизированного участка металлургического производства». Их работа включала создание модели автоматизированной сталеплавильной печи и робота-манипулятора, предназначенного для отбора проб жидкого металла.
Перед началом проекта ученики совершили поездку на Ярцевский металлургический завод, где получили представление о реальных процессах, происходящих на предприятии. Затем они посетили городской музей, где смогли ознакомиться с историей старейшей металлургической организации региона.

Задача была «простая»: придумать проект, который может изменить будущее металлургии. Ребята настолько увлеклись работой, что иногда их приходилось буквально выгонять вечером из школы. Такая настойчивость и старание принесли плоды. Мы вновь отправились на финал конкурса «Инженерные кадры России» в Челябинск. Здесь нужно отдельно поблагодарить министерство образования и науки Смоленской области за колоссальную поддержку. И, конечно, спасибо ведущему инженеру металлургического завода Максиму Алексеевичу Поспелову, который тоже поехал с нами на финал.

– Как прошла поездка?

– Дорога на финал выдалась длинной и утомительной. Несколько дней тряски в вагонах поезда, громоздкие коробки с моделями, плакатами и стендами – это была лишь малая часть трудностей, ожидавших нас впереди.

Прибыли мы рано утром, едва успев собрать всё оборудование в просторном конференц-центре «Таганай». Уже на месте выяснилось, что некоторые элементы сломались в дороге, пришлось срочно налаживать контакты и паять испорченные соединения. Мы работали в спешке, понимая, что сроки неумолимо сокращаются.

Наконец настал день открытия. Масштабное шоу в присутствии губернатора и министров напомнило настоящий театр. Волнение было огромным, и, глядя на конкурентов, мы чувствовали одновременно азарт и тревогу, ведь в нашей категории было сорок команд не только со всей России, но и из Казахстана.

Соревнование длилось целых три дня. Очень волнующим этапом, после представления проекта, стало состязание роботов. Автомат должен был перенести заготовку из зелёного сектора в красный. Многие команды не справились, их попытки проваливались одна за другой, и были слёзы разочарования. Наш же робот заработал идеально, исполнив задачу без единой ошибки.

– Вы чувствовали, что в этот раз окажетесь среди сильнейших?

– Конечно, нам этого хотелось. Мы очень много сделали для этого. Но всё же мысленно приготовились вернуться домой с пустыми руками. А организаторы до последнего держали интригу. Сначала ведущие объявили победителей в каждой номинации, а потом стали называть абсолютных победителей конкурса. И вдруг со сцены мы слышим название нашей команды…

– И сразу восторг и радость?

– Радость была огромная, но осознание масштаба победы пришло гораздо позже. Теперь у ребят есть преимущество при поступлении в технический вуз, ведь участие в конкурсе прибавляет баллы к ЕГЭ. Но самое главное – победа подарила мальчишкам веру в себя, понимание, что их мечты способны перевернуть мир. Возвращаясь домой, мы везли не только дипломы и медали, но и уверенность, что наши труды не напрасны, а впереди ждёт великое будущее.

– Начинается новый сезон конкурса «ИКаР», будете участвовать вновь?

– Это соревнование требует огромных вложений – физических, умственных, эмоциональных. Нужно хорошенько подумать, готова ли я в третий раз всё это пережить. Однако конкурс – это не только личное достижение, но и престиж нашей школы, региона и страны в целом. Ребята, создающие изобретения для «ИКаРа», – это наши будущие инженеры, физики-испытатели, учёные. Опыт участия важен, нужен и бесценен. 

А главное пожелание будущим участникам простое: пусть ваши старания воплотятся в реальные проекты, пусть молодёжь найдёт своё место в технической индустрии, а страна продолжит расти и развиваться.

Справка «МК в Смоленске»

Конкурс «Инженерные кадры России» («ИКаР») – это всероссийский профориентационный конкурс и соревнование, направленное на привлечение детей и молодёжи к инженерным специальностям и робототехнике, развитие у них технических навыков, творческого мышления и формирование будущих высококвалифицированных специалистов для российской промышленности. Он включает в себя соревнования, например, в области образовательной робототехники и является площадкой для обмена опытом между студентами, педагогами и представителями предприятий. 

Основные цели конкурса: повышение интереса к инженерным профессиям, развитие технических навыков, связь образования с производством, подготовка востребованных специалистов. 
Конкурс включает элементы, связанные с конкретными производствами, что помогает учащимся быстрее адаптироваться к работе на предприятиях. Соревнования служат площадкой для обмена опытом между специалистами, представителями образовательных учреждений и работодателями.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах