Смоленские педагог и психолог рассказали о том, как помочь своему ребенку победить домашнее задание

В стране невыученных уроков

Вот и началось... В каждом доме, где живут школьники и их родители, с началом нового учебного года вновь обрел актуальность старый анекдот: «Уроки сделаны… Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи все выучили наизусть. Собака пересказала!»

В стране невыученных уроков

На протяжении 10 лет каждого ответственного родителя волнуют одни и те же вопросы: стоит ли сидеть над ребенком во время подготовки уроков, как правильно контролировать выполнение домашнего задания и как без ущерба для здоровья и учебного процесса совмещать основные занятия в школе и дополнительное образование? Об этом и многом другом нашим читателям рассказал проректор по развитию региональной системы образования ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» и опытный педагог Сергей Захаров.

Режим – всему голова

– Сергей Петрович, так как же помочь ребенку справиться со школьной нагрузкой, как правильно распределить его время, проконтролировать его учебу? Ведь дети, даже в одной семье, все непохожие, с разными потребностями, мотивацией и ответственностью. И возможен ли здесь какой-то универсальный подход к каждому из них?

– Опираясь на собственный опыт практикующего педагога и родителя, как бы банально это ни звучало, я убежден, что чуть ли не главным условием для успешного обучения ребенка в школе является соблюдение режима дня. Тем более после длительных каникул.

Ребенок четко должен знать, когда он встает и когда ложится. Причем именно ребенок, а не его родители, должен в этом вопросе контролировать самого себя, то есть завести будильник или поставить время подъема на телефоне и утром самостоятельно подниматься с постели. Школьник должен понимать, что если он сам не поднимется, то его, возможно, никто не разбудит и он проспит начало занятий в школе. Родители совершают ошибку, не только когда берут ответственность за подъем ребенка на себя, но и когда разрешают после звонка будильника какое-то время понежиться в кровати. Это расслабляет.

Соблюдение режима обеспечивает организму активизацию внутренних часов, что уже через две-три недели позволяет ребенку самостоятельно и в хорошем расположении духа просыпаться к тому моменту, когда должен прозвенеть будильник. Даже если у ребенка, например, нет первого урока, отход ко сну и пробуждение должны быть в одно и то же время. В выходные дни это тоже очень желательно.

И самое главное – школьник должен спать не менее восьми часов, а в идеале все десять. И чем младше школьник, тем больше времени необходимо нервной системе, чтобы переработать информацию, накопленную за день, и восстановить силы.

Начинаем со сложного

– Как же добиться того, чтобы ребенок успевал все: полноценно отдыхал и при этом качественно выполнял домашнее задание?

– Здесь ответ один на все времена: учиться рационально распределять время. Многие родители, имея возможность проконтролировать выполнение домашнего задания только тогда, когда приходят с работы, требуют его выполнения уже поздно вечером. Это неправильно. Понятно, что ребенок уже устал.

Как выходить из ситуации? Во-первых, можно выполнять домашнее задание с опережением. Не накануне дня, когда в расписании стоит тот или иной предмет, а в более свободные дни.

Во-вторых, у любого человека в течение дня есть пики активности и время снижения работоспособности. На вечернее время у большинства детей как раз приходится снижение работоспособности. Но это не значит, что ребенка надо усаживать за уроки сразу же, как он пришел из школы. Работоспособность высокая только тогда, когда ребенок чередует деятельность. Например, сразу после школы можно позволить ребенку недолго погулять или заняться любимым хобби. Затем только приступать к домашнему заданию.

В-третьих, всегда надо помнить, что время произвольного внимания небезгранично. Не случайно продолжительность урока в школе определена отрезком времени в 45 минут. Ровно столько внимание ребенка может быть сосредоточено. Поэтому после выполнения каждого урока надо сделать паузу, но отдых за компьютером или в соцсетях не восстановит работоспособность. Требуется смена вида деятельности с умственной на физическую. Для этого попросите ребенка сходить в магазин или сделать какие-либо физические упражнения.

Начинать выполнение домашнего задания лучше с самых сложных уроков. Однако если ребенок затрудняется с самостоятельным выполнением того или иного задания, необходимо перейти к выполнению посильного.

Над душой не висим

– Должен ли родитель сидеть над уроками вместе с ребенком? Каким должен быть контроль за выполнением домашних уроков и как долго это может продолжаться?

– Я бы не рекомендовал делать уроки вместе с ребенком – в том смысле, чтобы сидеть над ним, пока он выполняет домашнее задание. Школьник должен учиться без внешнего давления. В современном процессе обучения основное изменение сделано в сторону формирования навыков самостоятельной деятельности.

Но в то же время полное отсутствие контроля так же опасно, как и чрезмерная опека.

В том случае, если ребенок испытывает затруднения в выполнении того или иного задания, ему просто необходимо помочь. Не следует путать с понятием «сделать за него». Никогда не выполняйте ничего за сына или дочь. Тем самым вы оказываете не помощь, а медвежью услугу. Вы ведь замечали, что все то, что дается в жизни достаточно легко, человек не ценит; помимо этого, у ребенка не формируется навык, который предусматривал выполнение определенного задания.

Как же правильно контролировать? Главное – систематично, а не один-два дня после родительского собрания или полученной «двойки». Договоритесь совместно с ребенком об условиях проверки домашнего задания. Не превращайте контроль в демонстративную процедуру, в выполнении домашнего задания можно убедиться после того, как ребенок лег спать. Постепенно переходите от внешнего контроля к самоконтролю. В случае обнаружения ошибок не исправляйте их, утром скажите о них ребенку и проконтролируйте исправление.

В ситуации, когда домашнее задание не сделано вовсе, нельзя наказывать ребенка, лишать его сна. Необходимо установить причину этого. Целесообразно отправиться к учителю и честно сказать, что сегодня ребенок не выполнил домашнее задание. А уже после уроков принять меры к выполнению домашнего задания за предыдущий день и вновь заданного.

Почаще ведите с детьми доверительные беседы, чтобы они не боялись говорить вам о своих проблемах. Камнем преткновения в отношениях с родителями в период обучения часто становятся низкие оценки. Рассматривать оценку как самоцель обучения ошибочно. Недопустима практика физического наказания за «двойку». Однажды приобретенный горький опыт становится основанием для поиска путей ухода от проблемы. Ребенок начинает лгать, минимизирует общение с родителями по поводу школы, используя дежурные ответы: «Меня не спрашивали», «Я ничего не получил».

Важно, чтобы школьник видел в родителе союзника, который обязательно поможет справиться с трудной задачей.

Делу – время

– Большинство наших детей помимо учебы в школе посещают различные кружки и секции. Как грамотно распределить время школьника, чтобы он все успевал без надрыва и переутомления. И насколько вообще целесообразно при серьезной нагрузке в современной школе нагружать ребенка дополнительным образованием?

– Если ребенок помимо школы посещает еще какие-то занятия, то в этой ситуации надо искать только резервы времени и при этом смотреть на состояние ребенка. Если вы видите, что ребенок очень устает или учеба в школе начала давать сбои, то нагрузку ребенка обязательно следует пересмотреть. Продолжительная работа в интенсивном режиме может негативно сказаться на неокрепшем организме ребенка.

Я понимаю, что подавляющее большинство родителей стараются разносторонне развивать детей. Но попробуйте себя поставить на место ребенка. Могли бы вы после работы заниматься танцами, пением, рисованием и так далее? Если да, то расскажите ребенку, как найти эти резервы времени. Может, что-то необходимо оптимизировать: сократить количество дней, когда ребенок занимается в дополнительных секциях, уменьшить количество таких кружков. Но сокращать время отдыха ребенка, а тем более время сна недопустимо.

– Хорошо, тогда обратная ситуация. Что предпринять в том случае, если ребенок хватается за все (спорт, рисование, танцы), но быстро теряет интерес к тому или иному занятию? А может, и вовсе не имеет интереса ни к чему, а часами сидит дома у компьютера.

– Нет ничего плохого в том, что ребенок пробует, допустим, рисовать или петь, но потом бросает занятия. Он пытается найти сферы деятельности, которые будут ему по-настоящему интересны. Да и родители порой не предоставляют возможности выбора, записывая его в секции и кружки, которые сами мечтали посещать в детстве. Нереализованные мечты родителей становятся серьезной преградой на пути самоопределения детей.

Но если ребенок не имеет никаких интересов, проводит все свободное время у компьютера или телевизора, то здесь просто необходимо предлагать альтернативу, пробы в той или иной сфере деятельности.

Мнение психолога

Несколько советов о том, как правильно делать уроки со школьником, дает Елена Сидоренкова, школьный педагог-психолог:

– Конечно, учитывая, что каждый ребенок индивидуален, какого-то универсального совета тут быть не может. Однако если речь касается младшего школьника, то я считаю, что с ним можно и нужно сидеть вместе во время выполнения домашнего задания. Представьте занятия с первоклассником, который только-только учится выводить буквы. Иногда просто необходимо взять его руку в свою и помочь правильно написать, поправить ручку в его пальчиках и так далее. А если ребенок медлительный? Есть такие детки, умненькие, но медлительные, которым очень помогает, когда мама или папа заводят будильник и просят успеть выполнить задание за определенное время. И здесь необходим постоянный контроль, чтобы помочь ребенку собраться и не позволять ему часто отвлекаться.

Школьника постарше уже можно оставлять над уроками одного, но правильнее всего попросить его сделать сначала все уроки на черновик и переписать их в тетрадь уже после того, как родители все проверят.

А вот старшеклассника-подростка контролировать становится уже тяжелее. В этом возрасте они считают, что меньше всего нуждаются в участии в их жизни родителей. В это время они больше ориентированы на общение со сверстниками. И навязывать им свой контроль становится нецелесообразным. Усилия родителей должны быть направлены на установление с сыном или дочерью доверительных отношений. Иногда получается интересоваться их учебой только опосредованно, через задушевные разговоры. Иначе, при серьезном натиске со стороны родителей, подросток и вовсе может, как они любят говорить, «забить на учебу».

Самый первый и действенный способ установить с подростком доверительные отношения – это начать практиковать с ним так называемое эмоциональное общение. Чтобы ребенок раскрылся и начал вам доверять, необходимо как можно чаще говорить ему: «Я тебя люблю, ты самый дорогой и родной для меня человек», гибко относиться к его мелким проступкам, снизить уровень тревожности, чаще улыбаться. Крайне важно часто обнимать школьника, прижимать к себе. Просто так, без всякого повода, неожиданно. Сокращать дистанцию таким образом необходимо не менее двух месяцев, а в некоторых случаях и больше. Ребенок постепенно станет все больше доверять вам, рассказывать о своих проблемах, просить о помощи. И все налаживается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру