Температура творчества 35 и 5

Температура творчества 35 и 5
Фото: Виктор Минченко

В Центре культуры Смоленска открылась персональная выставка Марии Потаповой «35 и 5». В экспозиции – графические работы художника, идеи которых родились на пленэрах. Все живые, эмоциональные – словно автор сумел не просто остановить мгновения, а запечатлеть их в динамике, когда почти физически ощущаешь мерное покачивание лодочки у причала или свежесть брызг воды, разбивающейся о камни…

Двойной юбилей

Необычное название выставки «35 и 5» объясняется довольно просто. Первая цифра – возраст Марии Потаповой, отметившей свой день рождения накануне вернисажа. Вторая – её стаж в Союзе художников России.

– Получилось так, что пять лет назад я вступала в Союз художников, – поясняет автор. – И как раз в марте, накануне дня рождения, мне объявили, что я вступила, и выдали удостоверение. Так что теперь у меня каждое пятилетие – двойной юбилей.

Творческая биография Марии Потаповой пока умещается в несколько строк. В 2010 году окончила художественно-графический факультет СмолГУ. В 2012-м защитила диплом магистра. С 2013-го активно участвует в художественных выставках и пленэрах, в том числе и международного уровня.

Кстати, первая «почти персональная» выставка Марии стала результатом пленэра в урочище Батилиман, куда она отправилась со своим педагогом, заслуженным художником России Верой САМАРИНОЙ. В экспозиции «Пленэр в Крыму. Графика» были представлены работы двух авторов. Причём пейзажи Марии Потаповой отнюдь не проигрывали даже в соседстве с произведениями признанного мастера.

– Мы с Машей знакомы уже почти двадцать лет, – говорит Вера Евгеньевна. – И наши отношения давно вышли за рамки учитель – ученик. Хотя у меня такое ощущение, что мы уже с первых лет знакомства общались как друзья. В ту поездку в Батилиман мы жили на базе подводников. Условия были не сказать, что суровыми, но экзотическими точно. И когда выходили работать, сидели всегда рядом. Помню, однажды рисуем домик, около него забор и калитка зелёная. Я, ни минуты не сомневаясь, и изображаю её зелёной. Смотрю, а у Маши она жёлтая, и это так красиво, такое точное попадание в колорит. В общем, ещё вопрос, кто у кого учится…

С настроением

Несмотря на камерность экспозиционного пространства, выставку можно рассматривать долго. Работы завораживают умением автора наполнять каждый пейзаж незримым присутствием человека. Даже на дне морском, где рыбы ведут свой безмолвный разговор, невольно додумывается какой-нибудь дайвер, который просто остался за рамкой.

– Зал маленький, но экспозиция выстроена очень грамотно – так, что работы воспринимаются как нечто целостное, – замечает Татьяна БЫКОВА. – Признаюсь, сегодняшняя выставка меня впечатлила. Некоторые работы знакомы, но они воспринимаются по-новому.

– Выставка замечательная, – дополняет Александр ВЯЛЫХ. – Графика изумительная. В каждой работе есть настроение. И если оно резонирует с твоим, открываются какие-то новые смыслы.

Палящее солнце египетской пустыни сменяется ветреной прохладой осеннего Байкала, а разноголосица курортного городка в Черногории – тишиной окрестностей Александро-Невской лавры… Каждая работа оживает целым калейдоскопом впечатлений, где всё меняется в зависимости от собственного настроения и выбранного ракурса.

– То, что мы видим здесь, – потрясающая графика, – считает Вера Самарина. – Но Маша и живописец прекрасный. Она мастихином работает так, что порой просто удивляешься. К тому же у неё особое чутьё. Посмотрите, как она в каждой работе стилизует то небо, то силуэт какого-то предмета – это всё надо уметь сделать.

«35 и 5» – небольшие цифры. С любой точки зрения: и человеческого возраста, и творческого пути. Ещё не время оглядываться назад и подводить итоги. Гораздо логичнее ставить дерзкие цели и строить планы на будущее. И не бояться искать, исследуя новые места и пробуя новые средства для выражения собственных эмоций…

Хроника жизни

– Маша, название выставки – супер! Очень креативно получилось. И довольно смело, учитывая, что немногие способны озвучить свой возраст…

– На самом деле, я свой возраст не ощущаю. Видимо, все связанные с ним кризисы у меня как-то плавно проходят. Вообще я задумалась об этом только когда стала монтировать афишу. Подумала, что здорово получилось: 35 и 5.

Мне кажется, если человек вне возраста в душе, цифра не имеет значения. Это просто лишний повод встретиться и пообщаться с друзьями.

– Просто 35 – это некая черта, отделяющая молодого художника от просто художника…

– Не обязательно. Каждый приходит в творчество по-разному. Некоторые и в пятьдесят только начинают и, несмотря на жизненный опыт и солидный возраст, остаются молодыми художниками.

Я тоже себя отношу к ещё юным художникам. Потому что не так давно полноценно стала заниматься творчеством. Да, я училась. Но, наверное, как художник стала развиваться уже после окончания худграфа – с момента первых серьёзных пленэров. После вступления в Союз – как бы странно это ни звучало.

Обычно членство в Союзе художников воспринимается как факт, что ты чего-то достиг. Для меня же это лишний повод продолжать совершенствоваться, пробовать новые материалы, развиваться в технике. Даже то, что я вступала как график, подтолкнуло меня на какое-то время переключиться на живопись.

Словом, 35 – цифра, безусловно, важная. Но подводить итоги я ещё не готова.

– В экспозиции опять, уже традиционно, пленэрные работы…

– Потому что я в принципе работаю только на пленэре. Да, есть какие-то незначительные доработки в мастерской, но в основном всё делается на месте.

Я не раз говорила, что могу полностью отдаваться творчеству только в период отпуска. И пленэр для меня – это совмещение и отдыха, и путешествий, и новых впечатлений, и возможности переложить эти впечатления на холст или бумагу. Получается, что творчество у меня исключительно для души – я в нём отдыхаю.

– Такой многофункциональный отдых получается, очень полезный во всех отношениях…

– Да, а работы потом остаются как часть хроники моей жизни.

Я вообще считаю, что любая ретроспективная выставка – это хроника жизни художника. По работам можно проследить, что его увлекало в разный период времени, как он менялся. И это классно, что мы можем показать всё это. Что наш визуальный образ мира так осязаем.

В развитии

– Как раз сегодня вспоминала ту выставку после пленэра в Крыму, на которой мы познакомились. Тогда, пять лет назад, в твоих работах ещё чувствовалось влияние Веры Евгеньевны. А сейчас в них виден абсолютно самостоятельный художник, со своим узнаваемым почерком…

– Да, мне тогда многие говорили, что у меня получилось похоже на технику Веры Евгеньевны. Хотя я никогда целенаправленно не смотрела, что она пишет. Да, это хорошая практика, и пленэры нужны, в том числе и для того, чтобы смотреть, как работают другие, набираться опыта.

Но у меня мозг, наверное, иначе устроен – не могу срисовывать. Что-то увидела, меня это впечатлило, и я пишу уже через собственные эмоции. Безусловно, используя тонированную бумагу и определённый набор материалов, мы, так или иначе, попадаем в технику другого художника. Но всё равно делаем это через свои ощущения, своё видение.

Наверное, в работах из Батилимана действительно есть какие-то отсылки к творчеству Веры Евгеньевны. Та же более плотная линия по контуру, что как раз характерно для неё. А сейчас у меня уже другой почерк: много деталей, много планов – всё в каком-то смысле вибрирует. Возможно, так проявляется юность моего творчества: мне интересно рассказать обо всём, выплеснуть на бумагу всё, что я вижу – без детального отбора.

И другой момент: с одной такой пленэрной работы, где много всего рассказано, потом можно сделать целый цикл. Потому что ты можешь вытащить из неё огромное количество материала – надо только время, чтобы подумать. А у меня пока его хватает только на эмоции.

– Что тоже немаловажно, поскольку эти эмоции, передаваясь зрителям, делают работу живой…

– Для меня очень важно, чтобы в работах чувствовалась динамика, движение. Чтобы изображение не было статичным как выхваченный из контекста фрагмент. Там должен быть воздух, облака, плывущие по небу, а не зафиксированные в пространстве…

Кстати, я очень критично отношусь к своим работам. В процессе мне постоянно хочется в них что-то добавить. И только спустя какое-то время, когда увиденное остаётся лишь в воспоминаниях, где какие-то детали забываются, работа перестаёт казаться мне такой уж несовершенной.

Мне кажется, я никогда не буду полностью довольна собой как художником. Всегда будет интересно стремиться к чему-то большему – тому, чего в принципе невозможно достигнуть. В этом, наверное, и есть развитие…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру