В Центре народного творчества поговорили о богатой истории и разнообразии русского костюма на Смоленской земле

В Центре народного творчества поговорили о богатой истории и разнообразии русского костюма на Смоленской земле
Фото: Центр народного творчества

3 июня в Смоленском Центре народного творчества состоялся Областной фестиваль-конкурс «Русский костюм в наследии земли Смоленской». На фестивале были представлены работы мастеров из Дорогобужского, Руднянского, Хиславичского, Шумячского, Ярцевского районов и города Смоленска. Среди участников были как любители, так и профессионалы.

О смоленском костюме

Само историческое расположение Смоленщины определило развитие её культуры с характерными особенностями как северного, так и южного региона России. А соседство с Белоруссией способствовало органичному сближению с белорусской культурой и укладом жизни. Поэтому в одежде Смоленской губернии встречаются два костюмных комплекса: северный сарафанный и южный понёвный.

Главным предметом крестьянского костюма была рубаха. Она использовалась не только в комплекте с другими предметами, но и как самостоятельная одежда. 


В великорусских регионах женские рубахи украшались вышивками, в белорусских – ткачеством. Основу цветового строя как ткачества, так и вышивки на Смоленщине составлял красный цвет. Для Смоленского края характерен геометрический тканый и шитый орнамент, в основе которого ромб в различных сочетаниях и видоизменениях.

Важную роль в народном костюме играл головной убор. В комплекте с косоклинным сарафаном использовались старые, традиционные формы головных уборов. Это были сборники, повойники, ряски, кокошники, кички и сороки. Дополняли костюм тканые и плетеные многоцветные пояса. Обязательными были шейные и нагрудные украшения.

Смоленские музеи хранят древние виды понев, которые бытовали на территории так называемой белорусской Смоленщины. Поневы во второй половине XIX века повсеместно сменили юбки-андараки. Особенно был распространен андарак с кабатом. На восточной части Смоленщины был очень распространен и костюмный комплекс с прямым сарафаном – саян, из 5-6 прямых полотнищ.

Летний вариант сарафана исполнялся из льняной или полульняной домотканины, чаще всего клетчатой, зимний – из овечьей шерсти или с портяной основой. В состав костюмного комплекса обязательно входил фартук.

О мастерицах Смоленщины

Чтобы выйти на сцену Центра народного творчества, мастерицам Смоленской области предстояло сначала пройти серьёзный отбор. Только лучшие из лучших смогли представить свои костюмы на очной части фестиваля перед экспертами.

Одной из участниц стала Галина Войтова, сотрудница Понизовского сельского дома культуры. Она представляла стилизованный костюм.

– Историческое расположение Смоленщины определило развитие ее культуры. Отдельные виды одежды, способы их ношения, пространственные формы и цветовые решения сближают смоленский народный костюм с белорусским, – рассказывает мастерица.

Галина Варфоломеевна проживает в селе Понизовье, которое расположено на границе с Белоруссией. До ближайшей белорусской деревни восемь километров. Ее бабушка, Шпакова Прасковья Семеновна, часто на народные праздники надевала старинные поневный комплекс, состоящий из длинной рубахи-поневы и головного убора замужних женщин – сороки. Дополнял наряд старинный фартук. В комплекте преобладали красный, желтый, коричневый и синий цвета.
Украшали такой наряд по-разному. Считалось, что чем богаче семья, тем больше должно быть украшений и вышивки.

 Бабушка рассказывала Галине Войковой о важном обряде в жизни каждой девушки. Он назвался «Обряд посвящения девушки в совершеннолетие». В доме собирались ближайшие родственницы и перед девушкой, стоящей на лавке, расстилали поневу, приглашая прыгнуть на нее. Прыжок означал, что девушка готова к замужеству. При выборе жениха принято было учитывать мнение самой будущей невесты.

Галина Варфоломеевна часто надевает бабушкин костюм на мероприятия.

Ещё одна участница – Алла Логинова. Мастерица предоставляла наряд под названием «Тенишевские эмали».

Вдохновением для автора стала книга Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни», а также работа меценатки – небольшое медное чеканное блюдо, покрытое выемчатой эмалью.

Костюм состоит из кругового сарафана – такие носили женщины Смоленской губернии. Он украшен кружевом ручной работы. Дополняет сарафан фартук из домотканого льняного полотна. На фартуке выполнена роспись: стилизованная сова – излюбленный мотив Марии Тенишевой, древний символ мудрости. Рисунок взят с небольшой металлической пластины, которая на данный момент находится в смоленском музее «Русская старина».

Низ фартука украшает кайма, элементы которой повторяют рисунок с бронзового блюда также работы Марии Тенишевой. С 1930 года оно является экспонатом музея декоративно-прикладного искусства в Париже.

Блуза выполнена из тонкого льна и отделана кружевами, связанными крючком.
Венчает ансамбль головной убор – кокошник. Он украшен шнуром и вышивкой с подвесками с изображением совы.

– Сова в бело-голубом оперении сидит на фигурно изогнутой веточке и пристально наблюдает своими ярко-желтыми глазами за всем, что происходит вокруг, – рассказывает Алла Логинова. 

Отметим, что мастерица представляла наш регион во всероссийском проекте «Вышитая карта России».

Людмила Матвеева для конкурса подготовила традиционный костюм Смоленской области.

– Это крестьянский костюм, – проясняет рукодельница.  –  Образ состоит из следующих элементов. Сарафан прямого покроя сшит из льняного некрашеного холста. Подол украшен декоративной тесьмой. Рубаха из льняного холста с плечевыми вставками, украшенными декоративной вышивкой.

Кстати, рубаха – это подарок жителей деревни Ивашково Гагаринского района. Она была отреставрирована.

Повязка на голове состоит из вышитой декоративной ленты, украшенной по бокам бисером.

Помимо конкурсных работ на фестивале были показаны коллекция рубашек Надежды Логиновой «Ритм мечты» и льняная коллекция творческой мастерской ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования», где модели продемонстрировали сочетание современного кроя с  элементами русского традиционного костюма.

 Для гостей также была представлена экспозиция традиционного русского костюма Смоленской области муниципальных образований Смоленщины «Из сундука».

Яркой частью мероприятия стали выступления творческих коллективов региона, благодаря чему гости и конкурсанты ещё больше погрузились в атмосферу праздника.

Эксперты 

Председателем жюри стал Сергей Глебушкин, кандидат искусствоведения, собиратель и исследователь русского народного костюма. Он с интересом посмотрел изделия конкурсантов и отметил, что, хотя можно сделать замечания по поводу изготовления костюмов, работы получились очень хорошими.

– Сегодня на Смоленской земле праздник. Праздник народного костюма! Конечно, если делать костюм таким, как задумали наши предки, то это очень долга и кропотливая работа. Нужно уметь и ткать, и вышивать, и правильно подать костюм. Но мы будем стараться развиваться и проводить подобные мероприятия проходили на Смоленской земле, а лучшие работы выходили на всероссийский и международный уровень.

В состав жюри также вошли дизайнер-декоратор, организатор проекта «Живой музей смоленского народного костюма» Анастасия Соломатина и кандидат философских наук Галина Гирвиц.

Фестиваль продолжился лекцией Сергея Глебушкина «Сохранение и популяризация русского традиционного костюма как форма развития традиций в современном пространстве». Важно сказать, что Сергей Анатольевич не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит их в порядок, реставрирует, бережно хранит, но и активно занимается исследовательской и просветительской деятельностью. Его выставки и показы народной одежды проходили как во многих городах нашей страны, так и за рубежом: в Китае, Франции, Саудовской Аравии, Италии, США и других странах. 

Закончилось масштабное мероприятие церемонией награждения, на которой директор Смоленского областного центра народного творчества, посол культуры Союза женщин России Елена Кочанова и Председатель жюри областного фестиваля-конкурса Сергей Глебушкин вручили участникам и почетным гостям благодарственные письма и памятные призы и подарки.

Несмотря на совсем не летнюю погоду, фестиваль получился по-настоящему теплым. Гости праздника насладились красотой традиционного смоленского костюма и узнали его историю, услышали замечательную народную музыку и поразмышляли о том, почему так важно сохранять традиции родной земли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру