Афанасий Никитин – выдающийся русский путешественник позднего cредневековья, совершивший в 1468–1474 годах знаменитое путешествие из средневековой Руси в Индию через три моря: Каспийское, Индийское и Чёрное.
Неудачливый купец
Он попытался «свесть Индию и Россию» и начал свой путь в Твери. Однако Афанасия Никитина и его спутников преследовали неудачи.
Купцы были ограблены астраханскими татарами в устье Волги. Не имеющие возможность возвратиться на родину, они отправились на двух судах в Дербент. Один из кораблей во время бури разбился о берег у города Тарки, путешественники оказались в плену у кайтаков (Кайтагское уцмийство – феодальное государство в Дагестане, существовавшее в V–XIX веках).
Добившись освобождения товарищей, Никитин отправился в Баку. Позже, не заработав ничего на своих товарах и чуть не поплатившись жизнью за нежелание принять «веру магометанскую», Афанасий Никитин отправился в Индостанскую землю.
Оказавшись в Индии, Никитин своими глазами увидел красоту природы, пышность дворцов и бедность сельского населения, необычные костюмы и обычаи. Отметил он и то, что вер в Индии 84 и вера с верою «не пьёт, не ест, не женится».
Афанасий Никитин пробыл здесь несколько лет, изучая историю, культуру, географию страны. Жить в Индостане Никитину было тяжело: всё стоило больших денег, а вокруг была война.
Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: его не раз грабили, и единственная известная нам торговая операция – перепродажа жеребца – обошлась ему в убыток. Но на руках у Никитина была охранная грамота, выданная ему Иваном III. И, судя по всему, торговля была не основной целью путешественника…
Однако заслуги Афанасия Никитина как путешественника нельзя не оценить! Путь из Европы в Индию он проложил почти на тридцать лет раньше, нежели португалец Васко да Гама, которому долгое время приписывали эту заслугу.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/04/26/22/articlesImages/image/47/c5/ce/b7/ce814d4b26d626df7c2ec87d68800577.jpg)
Путь домой
Наконец Никитин отправился домой. Его дорога пролегала через Персию, Трапезунд (средневековое греко-православное государство на побережье Чёрного моря), Кафу (Феодосию), Подолию (область Украины) и Смоленск.
Политическая обстановка в то время вокруг Смоленска, Твери и Москвы была предвоенная, и попасть в Тверь из-за нарастающего конфликта между Литвой и Москвой было сложно.
Кроме того, Афанасий Никитин был болен и, вероятнее всего, прибыл в Смоленск осенью. А значит, впереди была зима. Наложение этих обстоятельств привело к тому, что путешественник вынужден был остановиться здесь и задержаться.
Он умер под Смоленском (тогда – территория Великого княжества Литовского) осенью 1474 года. Об этом свидетельствует Эттеров список:
«…в кое лѣто пришёл из Ындѣя умер, а сказывают, что деи Смоленьска не дошед умеръ. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василию, к дiяку великого князя на Москву».
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/04/26/22/articlesImages/image/b0/b5/f3/33/d8150bddc2e0ea057e33f39033913de7.jpg)
А где именно?
Однако точное место под Смоленском, где останавливался Афанасий Никитин и где был похоронен, до сих пор не найдено. Ответ на этот вопрос попытались выяснить представители научно-исследовательской лаборатории остеологического мониторинга археологических исследований Смоленского государственного медицинского университета. Их работа напрямую связана с изучением истории и географии Смоленщины.
Проанализировав всю доступную на сегодняшний день информацию о последнем этапе маршрута Афанасия Никитина при возвращении на родину в Тверь, а также географию Смоленска и Смоленского района, исследователи предполагают, что Афанасий Никитин шёл от Таванской переправы на Белгород-Днестровский (Монкастро, Аккерман), а далее через Луцк Великий, Минск, Друцк и Оршу на Смоленск. Эта дорога была достаточно удобна, так как проходила по населённым местам, где можно было получить тёплый ночлег и пищу. А река Днепр на участке от Орши до Смоленска – судоходная.
Смоленские учёные учитывали логистику, правила и порядки, которым должны были следовать купцы при прибытии с товарами в Смоленск: наличие оборудованных пристаней, гостиного или постоялого двора, складов, карантинных ограничений. Наиболее вероятное место, куда могло бы пристать речное купеческое судно с больным Афанасием Никитиным, расположено рядом со Смоленском вниз по течению Днепра – это пристань на стрелке реки Кловки и Днепра. Рядом с пристанью был расположен Троицкий монастырь и постоялый (гостиный) двор, специально построенный литовскими купцами для остановки и перевалки товаров.
– Пристани, расположенные выше по Днепру, вряд ли могли стать местом остановки, – считает Владимир ГЛОТОВ, заведующий кафедрой анатомии человека Смоленского медуниверситета. – Для этого необходимо было проследовать по Днепру мимо Смоленска. А карантинные мероприятия не позволяли это сделать: Афанасий Никитин был болен. Это могла быть малярия, туберкулёз, другие заболевания лёгких, которые могли восприниматься контролирующими органами как заразные, опасные для жителей города. А значит, в Смоленск путешественник войти не мог. Троицкий монастырь был единственным «приютом для гостей, заезжих с запада…».
Если эта версия правильная, рассуждает профессор, то упокоиться Афанасий Никитин должен был в палатах гостиного двора Троицкого монастыря и, следовательно, должен быть захоронен в местном некрополе. Если таковой существует, то захоронения там производились на протяжении трёх-четырёх веков. Подобный некрополь был вскрыт при охранных археологических раскопках в районе Пятницкого конца средневекового Смоленска. И научно-исследовательская лаборатория остеологического мониторинга археологических исследований Смоленского государственного университета имеет большой опыт изучения остеологических останков из этого места.
– При вскрытии некрополя Троицкого монастыря можно провести тотальные исследования всех захоронений и по антропологическим данным, а также сопутствующим артефактам попытаться найти могилу Афанасия Никитина, – считает Владимир Глотов. – При этом для идентификации предполагаемых останков путешественника можно применить самые современные технологии, например ДНК-генеалогию.
«Хожение за три моря»
Путевые записки, известные нам как «Хожение за три моря», рассказывают о путешествии купца Афанасия Никитина. Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие.
Троицкий монастырь был достаточно богатым общинным монастырём. Зная об охранной грамоте, выданной ему от Ивана III, и о важной государственной миссии, монахи-книжники монастыря могли отнестись к Никитину с особым вниманием и помочь в приведении его записок в порядок для передачи в посольский приказ в Москве. Тем более известно, что в смоленских монастырях были монахи-книжники, которые создавали и переписывали рукописные документы. Нельзя исключать версию, что именно поэтому список рукописи Афанасия Никитина получил название «Троицкий список».
В 1475 году благодаря московским купцам рукопись оказалась у дьяка великого князя Ивана III Василия Момырёва. Текст был изучен и внесён в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранились записки Никитина в Троицком сборнике XV века.
В новое время записки были обнаружены Н.М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П.М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.
Живое, реалистичное описание Ирана, Турции, далёкой и манящей Индии, сделанное Афанасием Никитиным, не могло остаться незамеченным, и «Хожение» стало выдающимся памятником литературы.
А почему сейчас это важно?
– Путешествие Афанасия Никитина в свете последних политических событий, разворотом России на Восток, вновь приобрело важность для укрепления дружеских стратегических отношений между Россией и Индией, – считает Владимир Глотов. – Это средневековое событие является достоянием не только России и её культуры, но и Индии и её культуры.
В 1958 году вышел исторический художественный фильм «Хождение за три моря». Постановка стала первой совместной работой советских и индийских кинематографистов о путешествии тверского купца Афанасия Никитина по мотивам его одноимённых путевых записок.
В 1955 году в Твери был установлен великолепный памятник Афанасию Никитину. В 2002 году в Ревдане (Индия) установлена скульптура Афанасия Никитина возле того места, где предположительно он впервые ступил на индийскую землю. Через полгода после этого памятник Афанасию Никитину появился в Бидаре (Индия). В 2008 году похожая скульптура появилась в Феодосии. И только последняя точка маршрута путешествия Афанасия Никитина до сих пор никак не обозначена.
По мнению смоленских учёных, этот факт вопиющ.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/04/26/22/articlesImages/image/0d/bb/0a/23/de83e42abbfbd220718946137fb84b00.jpg)
– Уже более двадцати лет в Смоленский государственный медицинский университет приезжают учиться студенты из Индии. Мы даём качественное образование и являемся одним из ведущих российских медицинских университетов, работающих с этой страной. Установка памятного знака Афанасию Никитину в Смоленске имеет не только историческое, но и стратегическое значение: обращение к корням дружественных отношений между Россией и Индией.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/04/26/22/articlesImages/image/f5/07/0c/7d/b9c27155e3085e09a5615c6d5314c0dd.jpg)
С просьбой поддержать проект смоленские учёные обратились в Русское географическое общество, но финансирование пока не найдено.