Тайны создания уникальной мебели под видом подмастерья выведал журналист в Смоленске

Испытано на себе

И теперь здесь вы можете прочитать всё, что хотели знать об изготовлении стильной лофтовой мебели от Никиты Ионова

Испытано на себе

А еще вы точно захотите иметь ее у себя.

Найти мастерскую Никиты Ионова мне оказалось не сложно, хотя и расположена она в обычных, казалось бы, ничем не приметных гаражах. Подъезд к занесённым почти по самую крышу недавним снегопадом гаражным постройкам оказался тщательно расчищенным, а мастер лично встречал меня, чтобы я не заплутала в гаражном лабиринте. «Вот с этого момента и начинается сервис, которым знамениты услуги Никиты», – подумала я.

У входа в мастерскую расположился колоритный увесистый чурбан с воткнутым в него топором. А вот с этого момента началось моё «Испытано на себе»…

Мастер должен работать в кайф

«Хочешь попробовать наколоть дрова? – спросил мастер, протягивая мне топор. – Прежде чем начать работать, надо сделать так, чтобы в мастерской было тепло. Мы затопим печку, ведь работать надо в кайф!»  

Да, кольщик дров из меня получился так себе, но, тем не менее, уже через несколько минут в гараже было тепло. Я осмотрелась и не без удивления отметила, что в мастерской чисто, каждый инструмент на своем месте, сложное оборудование, многое из которого я видела впервые, в порядке. Я бывала в мастерских и раньше, но почти везде натыкалась на хаос. Здесь не так.

Кто еще не знаком с Никитой… Представляет он себя всегда в трёх ипостасях: фотограф, путешественник и мастер. А в недавнем прошлом ещё и сотрудник администрации города, руководитель модельной школы и создатель фаершоу. В свободное время отправляется в одиночные арктические экспедиции и сплавляется на байдарках.

А теперь вышел в публичное пространство как мастер-мебельщик, горит своей работой и получает от нее колоссальное удовольствие.  

Пока растапливается печка-буржуйка, и в помещении постепенно становится тепло, Никита рассказывает мне, как он пришёл в это дело.

«Сегодня ещё не все люди понимают, что заказать мебель в дом – это отличный вариант! – рассуждает он. – Совсем недавно почти никто и никогда никакой мебели не заказывал, а довольствовался тем готовым, что им предлагали мебельные фабрики. У нашего человека было устоявшееся мнение: мебель по индивидуальному заказу – это запредельно дорого, ну почти как крыло от самолета. Так вот – нет. Ценник на мою авторскую мебель не стоит безумных денег. К этому надо привыкнуть».

После школы я шёл не домой, а в мастерскую к отцу

«Этот гараж построил мой дед в 1962 году, когда был моим ровесником. И теперь, после нескольких трансформаций этого пространства, я его переоборудовал под мастерскую».  

Никита Ионов из семьи мастеров. И дед, и отец его были мастерами, правда, с уклоном больше в художественную часть – резьбу по дереву. Если они, например, создавали стул, то это был трон с резным трёхмерным орнаментом; если трость – то с красивым резным набалдашником в форме, например, головы животного.

«Это сейчас появились ЧПУ-фрейзеры, и мы можем нарисовать любой макет и получить готовую штуку со станка. А тогда – хочешь резную вещь, то вариант был только один – найти человека с предельно прямыми руками, который её сделает. И я неизбежно учился этому с малолетства. Первые столярные инструменты мне подарил отец на шестилетие и научил ими работать. Теперь у меня были лучковая пила, рубанок, угольник и молоток. Молоток, кстати, я до сих пор храню и изредка пользуюсь, хоть он и маленький, детский».

Кстати, дедушка Никиты, Ионов Пётр Никифорович, был председателем Союза художников Смоленской области. В 50-е годы, после войны, он его создал и долгие годы возглавлял.  

«С детства я постоянно что-то делаю руками, – продолжает рассказ Никита. – Фундамент, заложенный в раннем детстве, – очень ценная штука. После школы я шёл не домой, а к отцу в мастерскую и неизбежно, окружённый верстаками, инструментами, материалами и, обладая естественным детским любопытством, был постоянно чем-то занят. Конечно же, моим первым изделием стал скворечник. Он был изготовлен собственноручно в шесть лет и повешен напротив окна отцовской мастерской».

Из чего сложилось ремесло

Кстати, даже не тот факт, что всё своё детство Никита Ионов провел в отцовской мастерской, и не тот, что он владеет технологиями, привели его к тому, что он стал мебельным мастером и делает уникальную мебель на заказ. Этому предшествовало сложение трёх важных компонентов в его жизни.

Главным импульсом к этому делу, не поверите, стала его деятельность с ведением модельной школы. Казалось бы, где красивые модели на подиуме и где «хардкор», дровяная печка и топор, который остался там, снаружи? Ан, нет.  

«Красивые модели где должны быть? На подиуме! А подиум есть? Подиума нет! В Смоленске на тот момент ни одного подиума ещё ни у кого не было, – улыбается мастер. – А мне хотелось, чтобы мы были на уровне, а значит, как минимум, имели этот важный предмет. Я придумал его конструкцию, нарисовал, обратился в мебельную мастерскую к своим знакомым. Там мы просчитали его стоимость с учётом всех дружеских скидок… Ценник оказался ну просто космическим. Я был не готов отдать такие деньги за несложную, хоть и масштабную, конструкцию. И тогда я понял, что если покупаю сварочный аппарат, маску и курсы варения по металлу, трачу на это какое-то время, то экономлю колоссальные деньги. Затем я взял у товарища сварочный аппарат, чтобы понять, способен ли я к этому вообще. Оказалось, что варить я могу. Подиум точно не развалится и будет отлично справляться со своей функцией».  

«После работы вечером я бежал в гараж и до полуночи в течение двух месяцев варил свой подиум. И у меня всё получилось. Он был, и долгое время оставался, самым большим подиумом в Смоленске: два метра в ширину и двенадцать – в длину! На него можно было небольшой самолёет посадить, – шутит Никита. – И тут я понял: такой навык, как сварка – это как пропуск в другой мир, это другой диалог с реальностью и огромные возможности, благодаря которым можно сделать своими руками практически всё».

«Хочешь попробовать себя в сварке? – вдруг предложил мне мастер, протягивая сварочную маску.  

Маска оказалась огромной, я в неё совсем ничего не видела: «Как в ней можно вообще варить? Что это? Электрод? А что с ним делать? Как это не дотрагиваться до металла? Что, всего один миллиметр держать от поверхности? Я вижу искры! Ха, кажется, я уже что-то варю!»

Сварщик из меня, естественно, получился ещё хуже, чем дровосек. Но это оказалось для меня крайне увлекательным занятием.  

Кстати, подиум и навыки сварщика не стали единственной причиной появления у Никиты целой мебельной мастерской. Этому предшествовало ещё кое-что.  

«Вскоре мы переехали в новую большую квартиру, – продолжает свой рассказ Никита. При этом в тот момент в работе модельной школы образовались небольшие перерывы. Денег было в обрез, а моей семье нужна была вся мебель в дом. И я просто взял и начал её делать. Как оказалось, стол, например, – это очень простое изделие, которое состоит всего из восьми деталей. Я тогда изготовил его всего за полдня. Сегодня за день я могу сделать их с десяток. А если просчитать стоимость всех материалов, даже сейчас, когда железо стало стоить в три раза дороже, то выходит гораздо дешевле, чем нам предлагают заплатить во многих мебельных магазинах.  

И вот такую лофтовую мебель я начал делать себе домой: стол, стулья, кровать, кухонный гарнитур, прихожая, шкафы, кровати (в том числе детские двухъярусные) и многое другое. У меня дома теперь нет ни одного предмета мебели, купленного в магазине, за исключением, разве что, компьютерных стульев. Пока я обставил квартиру, освоил это мастерство и готов был делать любую мебель на заказ. Для знакомых людей и друзей, которые приходят ко мне в гости, моё жилье стало импровизированным шоурумом. Стандартная реакция людей, которые попадают ко мне в квартиру:«О, здорово, а можете сделать мне такое же?». А когда мы просчитываем стоимость материала и моей работы, цена готового изделия удивляет. Она гораздо ниже, чем в той же «Икее», например».  

И даже этого огромного опыта было бы, наверное, недостаточно Никите Ионову, чтобы развернуть свою мастерскую. Третьим важным компонентом в этом направлении стала его деятельность в фаеркоманде.  

«Если вы когда-нибудь видели вблизи площадку, где располагается фаерская контора, то обратили внимание, что там скапливается огромное количество очень специфического хитростного реквизита. Если его покупать, то выложить можно просто запредельные деньги. Это ни с какой мебелью не сравнить, – продолжает Никита. – Все начинающие фаеркоманды, как правило, изготавливают все это сами. Мы постепенно научились создавать реквизит не только начального уровня, но и среднего, и топового. И его изготовление весьма не просто. Реквизит работает в специфической среде – огне, и к нему самые высокие требования по прочности и точности изготовления».  

Нет ничего невозможного

«Хорошо, какие предметы мебели ты можешь сделать в своей мастерской?»

«Прихожую, обувницу, кушетки, тумбы с хранением, столы, стулья, барные стулья и барные стойки, стойки ресепшена, кухонные гарнитуры, спальни и кровати, шкафы, открытые стеллажи, компьютерные столы, скамейки, детские кровати одноярусные и двухъярусные, шведские стенки, турники, кубы для фотостудий, складское оборудование, – то есть всю мебель для дома и бизнеса без исключения. Теперь, ко всему прочему, могу изготовить все виды лофтового освещения (люстры, светильники, подсветки из металла). Кстати, у меня появилась возможность их красить не только с помощью баллончика, но и в профессиональной камере с выходом покраски заводского уровня.  

«И ты один способен все это сделать?»

«Не далее как вчера, фактически за полдня, я сварил стол и четыре табуретки. Если поднапрячься, то за день я могу сделать два-три стола и с десяток табуреток. С тем оборудованием, которое я имею сегодня, у меня неплохая производительность труда. Во многом это главная причина, благодаря чему мне удаётся держать невысокий ценник.  

«Где можно посмотреть примеры твоих мебельных работ?»

«Основная площадка – это группа во ВКонтакте «Мастерская Никиты Ионова». Если в живую, то, например, в кинотеатре «Современник». Сейчас там оборудуют кафе, где будет установлена вся моя мебель. В некоторых смоленских кафе используются мои барные стулья и стойки. Мои изделия отправляются по всей России. Она уехала в одно из вяземских кафе, в Москву, Тверь и даже Питер. В Казань отправлялись кубы для студии…»

Подробно о материалах

«Какие материалы ты используешь, чем красишь изделия, почему у тебя вся мебель в чёрном металле?»

«Все зависит от функциональных задач. Для разной мебели используются разные материалы. Кстати, о темном цвете металла. Дело в том, что когда мы выбираем мебель, определяемся с ее размерами и материалами, важно подумать не только о том, как ее изготовить, но и о том, как сделать ее максимально износостойкой. То есть как с ней потом жить? Технологически сделать можно что угодно, но как она будет выглядеть через определённое время? Срок жизни мебели, которую я делаю, не ограничен, но рано или поздно может случиться так, что на металле будет повреждена краска, или она сотрётся на углах. Некрашеная железка имеет темный цвет и, соответственно, рационально выкрасить её в те же тёмные цвета. Если образуется скол – его не будет видно.  

Но если нужен другой цвет, покрашу в качестве исключения. Недавно я делал мебель для косметологического кабинета. Там, понятно, она должна быть белой, так как это медицинская сфера. 

Что касается дерева… О, здесь всё сложнее и интереснее. Два основных типа материала, которые я применяю для столешниц, – это фанера и натуральное дерево. Они довольно сильно отличаются друг от друга. Во-первых, по цене: натуральное дерево дороже, хотя и не слишком. Мы привыкли, что если видим в мебельном магазине приписку «натуральное дерево»,то сразу начинаем внутренне готовиться к тому, что ценник будет очень дорогой. На самом деле дерево ненамного дороже фанеры, но при этом у него будет свое ограничение по свойствам. Натуральное дерево довольно мягкое, если говорить, конечно, о деревьях хвойных пород. Есть более твёрдая древесина: дуб, допустим, лиственница или, например, ясень. Вот они как раз очень дорогие. Но я в 99 процентах случаев работаю с елью и сосной. Это не очень хороший вариант, допустим, для рабочей поверхности столешницы на кухне. Во-вторых, мебельные щиты из натурального дерева выпускаются штатно шириной 60 сантиметров. А если нам нужно больше (это бывает часто), то это уже нестандартное изделие, и стоит существенно дороже. Желаешь надёжный, качественный и недорогой стол? Почти гарантированно он будет фанерным или очень дорогим, что тоже запросто. У меня дома четыре стола и все с фанерными столешницами. При этом, повторюсь, они существенно дешевле дерева. Деревяшка, конечно, красивее. Словом, здесь всё зависит от вкуса клиента и предназначения мебели.

Для пропитки дерева самой востребованной группой материалов у меня являются морилки – это краситель, который пропитывает материал, придавая ему красивый цвет. Он не образует на материале пленку, как краска или лак, и впитывается в толщу материала на несколько миллиметров. Это делает его наиболее стойким. Если вдруг в процессе эксплуатации будет несколько повреждена поверхность, то этого практически не будет заметно.  

Морилка доступна по цене, быстро сохнет, с ней удобно работать, есть многообразие «вкусных» цветов. Но при этом морилки в основном тёмные. Если поступает запрос на светлую столешницу, то на помощь приходят масла по дереву – это материал аналогичный морилке, но существенно более дорогой. У него есть особое преимущество – он колеруется в абсолютно любой цвет, который только способна создать колеровочная машина. Есть ещё латексные краски, но я считаю, что ими дерево красить нет смысла, так как они закрывают поверхность и скрывают красивую фактуру материала. И, наверное, стоит сказать о покрытии, которыми я категорически не пользуюсь. Это классические алкидные лаки. Обычный прозрачный лак, казалось бы, супер-распространённый материал. Все мы, наверное, видели, как такое дерево выглядит. Данные интерьерные решения лично у меня ассоциируются с дешёвой сауной или бытовкой – желтая, блестящая и, зачастую, шершавая поверхность.  

Этого я не делаю ни за какие деньги, так как выглядит это просто отвратительно. А я не делаю отвратительную мебель. Я делаю красивую мебель.

Две линейки для разной аудитории

«Планируешь брать помощников?»

«Со временем я планирую подвести к разделению своей деятельности на два параллельных потока. Мебель, которая изготавливается сегодня и в том качестве, которое есть сейчас, останется. Её будут делать мои помощники. При этом появится отдельная линейка суперкачественной и более сложной мебели, которую делать буду лично я. И она будет стоить дороже. У меня есть разные клиенты: те, кто хочет приобрети стильную качественную мебель в недорогом ценовом сегменте, и те, которым нужна особенная, сложная и суперкрутая мебель топового качества. Изготовлением именно такой мебели заниматься буду только я. То есть у меня будет мебель для разных аудиторий и под разные запросы. И ни с одним, ни с другим направлением я прощаться не планирую.

Три принципиальных отличия этой мебели от любой другой

«Никита, подводя итоги, следующий вопрос: чем твоя мебель принципиально отличается от любой другой?»

«Первое – ценник. Об этом мы уже говорили.

Второе – стиль! Иногда после того, как человек познакомится с авторской современной стильной мебелью, например, такой, как у меня, то изделия в обычных мебельных магазинах уже кажутся ему каким-то «цыганским базаром».

Третье, и, возможно, самое главное – сервис! У меня довольно простая ремесленная работа, но при этом я человек, который пришёл в этот бизнес из проектов с довольно высоким уровнем сервиса. Сервис – это моя визитная карточка. Для меня важно всё: от фурнитуры, которую я никогда не забуду положить в комплект, до строгих сроков. Не в смысле очень быстро, а в смысле – точно! Никогда не допускаю просрочек, чем, что греха таить, часто разочаровывают нас недобросовестные исполнители в современном бизнесе. Грубо говоря, стол сегодня должен стоять у заказчика и никаких «но» для меня не существует. В норме на изготовление любого предмета мебели я беру 14 дней, чтобы исключить цейтноты и переносы дат. Сделаю быстрее – привезу быстрее (кстати, доставка у меня бесплатная).  

И в завершении разговора приведу один пример. Около двух недель назад мне довелось выполнить супербыстрый заказ. В обеденное время мне позвонил клиент и сообщил, что ему нужно срочно сделать основание для большого стола. «Возможно ли это сделать прямо сегодня?», – почти в отчаянии спросил он меня. Я включаю режим турбо (конечно же, эта опция платная) и уже через несколько часов человек получает свой заказ по адресу. Оказалось, что клиента подвёл исполнитель, у которого он сделал заказ на это изделие ранее. По каким-то неизвестным мне причинам, заказ не был выполнен в срок, а у человека так складывались обстоятельства, что стол должен стоять в помещении именно в этот день. Это для него это было очень важно. И я ему в этом сумел помочь».  

Вот это и называется «сервис от Никиты Ионова».

Фото: Никита Ионов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру