В Смоленске прошел третий областной детский конкурс «Голос Смоленщины»

Вокальный звездопад

В конце февраля в Смоленске прошел уникальный детский певческий конкурс «Голос Смоленщины». Однако, как уверяют организаторы мероприятия, это вовсе не калька с телевизионной программы «Голос», а абсолютно новое, ни на что не похожее направление детского творчества.

Вокальный звездопад

В этом году (а конкурс проводится уже в третий раз) в финал вышел 41 талантливый ребенок. Все – разных возрастов, с разным репертуаром, со своей манерой исполнения и абсолютно индивидуальным подходом к творчеству.

Юные звездочки приехали из разных концов Смоленского края, пройдя перед финальным выступлением отборочный путь длиною в целый год. О том, в чем идея этого большого конкурса, как проходил поиск и подбор его участников, чего не хватает смоленским музыкальным коллективам и педагогам, специально для «МК в Смоленске» рассказал главный организатор мероприятия, президент фонда «Триумф», автор идеи проведения конкурсов и фестивалей «На балу у Золушки», «Утренняя звезда в Смоленске», телевизионного конкурса «Золотой Феникс», педагог, музыкант Александр ОЗЕРОВ.

– Александр Иванович, как и когда зародилась идея столь масштабного и уникального конкурса «Голос Смоленщины»?

– Идея конкурса стара. И учитывая, что, на мой взгляд, в Смоленске с подрастающим поколением работают плохо, именно благодаря таким конкурсам ребята могут сегодня слушать и исполнять настоящую музыку. Да, ни наши дети, ни их родители, ни зачастую даже педагоги сегодня не слушают качественную, по-настоящему добротную музыку. И это надо исправлять, а для этого необходимо создать в Смоленске хорошую школу. Школу не в плане заведения, а как институт, эталон профессионального и индивидуального исполнения. Я говорю о том, что сегодняшних молодых исполнителей не стараются научить индивидуальному вокалу, раскрыть только их личный уникальный талант. Сегодняшние дети – это часто пародисты. Они повторяют за знаменитыми шоуменами и певцами их манеру исполнения, копируют голос. А ведь каждый ребенок обладает непосредственным, непроизвольным поведением. И настоящий педагог должен подчеркнуть эту личную непосредственность и индивидуальность и стараться реализовать только личные, заложенные в нем вокальные данные. Именно для этого нужна настоящая школа, которая показала бы лучшие образцы вокала, и грамотная, продуманная до мелочей методика.

– Но в Смоленске и области множество музыкальных школ и студий…

– Я не хочу никого обидеть, но в большинстве наших музыкальных и других школ, к превеликому моему сожалению, сейчас нет ни налаженной системы, ни методики, нет сольфеджио, связанного с вокалом, нет и самого вокала... Просто нет, и даже потенциал к этому абсолютно отсутствует. А если нет методики – значит, нет ничего. Остается только пародировать.

– Но тогда откуда берутся наши звездочки, которых несколько дней назад мы видели на сцене?

– У многих участников нашего конкурса все отлично с голосами и репертуаром. Есть, конечно, хорошие педагоги и таланты, которые пробиваются сами. Я не хочу подгонять всех под одну гребенку, но у многих юных талантов присутствует такая особенность, как налет провинциальности, что ли. И приблизиться к эталону они не могут. Абсолютный голос, слух, уникальный микст, идеальное ощущение регистра… Но этого, как оказывается, мало.

– Как же избавиться от этого налета провинциальности?

– Еще раз повторяю: создавать школу вокала с конкретной методикой и системой. И эта методика уже есть. Но здесь нам просто необходима помощь властей, а главное – родителей, которые еще не понимают, что недостаточно довольствоваться тем, что дает их детям музыкальная школа. И чтобы идея воплотилась в реальность, недостаточно только материального. Все упирается в то, что идея не овладела массами. Ведь, как говорится, «идея, овладевшая массами, становится материальной силой».

– Давайте вернемся к конкурсу. Расскажите, как он задумывался, как проходил отбор?

– Нынешний конкурс длился целый год, и в конце февраля он завершился финалом. Из 900 прослушанных детей в полуфинал вышли 140, а в финале участвовал 41 ребенок. В этом году мы впервые придумали некую градацию. Если в предыдущие годы победителем конкурса становился только один ребенок, а остальные получали диплом участника, то в этом году каждый финалист стал победителем в той или иной номинации. Финал проходил в течение двух дней. Первый день дети выступали в тройках, в каждой тройке наши наставники расставляли исполнителей по рангу: первое, второе и третье места. Второй день – индивидуальное выступление уже с определенным количеством баллов по итогам первого выступления. Таким образом, баллы суммировались за два дня. У каждого из трех наставников (членов жюри. – Прим. ред.) в запасе для награждения было по два «бриллиантовых голоса Смоленщины», два «сапфировых», «платиновых», «золотых», «серебряных», «рубиновых». В итоге каждый ребенок получил свой драгоценный голос Смоленщины: кто-то – «рубиновый», кто-то – «золотой» и так далее…

– Наставники – это, как я понимаю, члены жюри?

– Это не совсем жюри в привычном понимании. Мы создали институт наставничества. Это два приглашенных гостя из Белоруссии и я. Но я оказался случайным наставником, так как на конкурс должны были приехать три человека, а приехали только два. Ведь как проходят обычные конкурсы? Все детки выступают на сцене, жюри видит их впервые, и тем не менее им необходимо присвоить кому-то лауреата первой, второй степени и так далее… Весь конкурс, как правило, занимает два-три часа – и все разъехались. А у нас не так, наш конкурс продолжался целый год. Мы ездили к нашим наставникам в Белоруссию, привозили их сюда, знакомили с участниками конкурса. Наставники не раз видели и слышали их выступления, сопровождали до финала.

– Как дети вообще попадают на ваш конкурс?

– Мы сами лично объезжаем музыкальные школы Смоленска и области, общеобразовательные школы, клубные учреждения. Прослушиваем талантливых деток, кастинги снимаем на видео, которое позже просматривают члены жюри, отбирая лучших. В этом году мы успели прослушать меньше половины школ региона – всего 17 из 40. Так что работы у нас еще непочатый край. Правда, надо признаться, что с областью работать непросто. Им тяжело приезжать сюда по разным причинам. И тем не менее в этом году в конкурсе приняли участие юные дарования из Рославльского, Ярцевского, Демидовского и Велижского районов.

– Любого ли ребенка можно научить петь?

– Абсолютно любого, если начинать с первых дней, вот как только родился ребенок. Для этого даже существуют специальные методики. А с возрастом, когда человек начинает грубеть, научить хорошо петь становится уже сложнее. Но, конечно же, все возможно. Главное – это упорство и трудолюбие, а иногда и ремень, – улыбается Александр Иванович. – Но если серьезно, мы стараемся как можно больше вложить в таланты наших детей. И я верю, что конкурс «Голос Смоленщины» отныне будет только набирать обороты, ведь у нас уже есть колоссальный опыт в организации подобных мероприятий, а у смоленских ребят – опыт участия. Талантам нельзя оставаться в стороне от публики. Двери нашего фонда поддержки детского, юношеского и молодежного творчества «Триумф» открыты для всех желающих не просто выявить вокальный талант, но и развить и усовершенствовать данные до профессионального уровня. Путь к профессионализму непрост, но результат всегда очевиден.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру