Спецпроект "Уникальная Смоленщина". Краснинский район.

Мы привыкли к выражению, уже ставшему штампом и в какой-то степени утратившему свой изначальный смысл: «Смоленск – форпост России на западе». Так вот, как Смоленск для России, так и Красный для Смоленска является западным форпостом.

Спецпроект "Уникальная Смоленщина". Краснинский район.

В Краснинском районе на границе с Белоруссией начинается Старая Смоленская дорога. Здесь находится Нулевая верста. Здесь протекает пограничная река Мерея.

Краснинская земля полна легенд и преданий о Екатерине Великой и Петре I, о кладах и красных девицах, а  в деревнях из уст в уста передают рассказы о наступлении и бегстве французов в 1812 году.

В 1912 году у реки Мереи, напротив знака нулевого километра, установлен гранитный памятник с надписью: «В 1812 г. войска императора французов Наполеона перешли здесь границу России 2 августа, наступая победоносно на Москву, 6 ноября отступая после тяжелого поражения».

Но обо всем по порядку…

Красен в дар племяннику

Сейчас уже трудно выяснить, когда возник Красный даже не как город, а просто как поселение. Но вполне точно известно, когда Красный официально появился в Российской истории. Под 1165 годом в Ипатьевской летописи помещено лаконичное сообщение о том, что смоленский князь Ростислав Мстиславович, став Великим князем Киевским, отдает город Красн своему племяннику Роману, внуку Вячеслава.

Во время существования Киевской Руси Красный не испытал на себе вражеских набегов и захватов. Мирному развитию города ничто не мешало. Все изменилось с XIV века. Красный оказался на переднем рубеже противостояния трех государств: сначала Московского и Литовского, а затем Московского и объединенной польско-литовской Речи Посполитой. Переходя из одних государевых рук в другие, Красный только в 1654 году окончательно отошел к России. Интересный факт: в 1606 году в Красном останавливалась на пути в Москву известная в истории полячка Марина Мнишек.

В 1667 году Красный был преобразован в дворцовое село царя Алексея Михайловича. В то время вся экономика Красного была представлена таможенным постом, тремя мельницами, площадью для продажи лошадей и кабаком.

По прошествии 100 лет после возвращения в состав России – в 1776 году Екатерина Великая своим указом присвоила Красному звание уездного города. А четыре года спустя Красному был пожалован герб.

Два герба одного города

Уникальное положение Красного отразилось в двух гербах, которыми был пожалован этот город. Да, не удивляйтесь, у Красного действительно два герба. Первый был дарован польским королем Сигизмундом в 1625 году. Герб был размещен в рыцарском щите: на лазоревом поле святой Юрий на коне поражает копьем змия. Несложно заметить схожесть первого краснинского герба с московским. Правда, есть одно отличие: на столичном гербе покровитель воинов святой Георгий (в старорусской транскрипции – Юрий) изображен на красном поле. Даровав такой герб, польский король подчеркнул значение Красного как оборонительного рубежа своего государства.

Второй герб, уже в Российской империи, был пожалован Красному Екатериной Великой 10 октября 1780 года. Здесь тоже отмечено приграничное положение Красного и значение города как торгового и военного форпоста. Размещенный в щите герб разделен по горизонтали на две равные части: в верхнем поле изображена пушка с сидящей на ней птицей Гамаюн (что указывало на принадлежность уездного города к Смоленской губернии), в нижней части на серебряном поле помещены две башни из красного кирпича с открытыми воротами посередине. Здесь, как и в первом гербе, символика вполне понятна: открытые ворота свидетельствуют о том, что в России всегда рады гостям и торговым людям, но две кирпичные башни (хотя крепостной стены в Красном никогда не было) указывают на пограничный статус города, который всегда готов преградить путь захватчикам. Так дважды и случилось в дальнейшем в истории Красного.

Красны девицы и добрая вода

Изначально в Древней Руси словом «красный» не обозначали цвет, для этого использовали слово «червленый». А слово «красный» употребляли в современном значении «красивый». В болгарском языке, например, до сих пор слово «красен» (именно так назван Красный в Ипатьевской летописи) обозначает красивый. Весьма вероятно, что именно от красоты здешних мест или от особой привлекательности местных жителей могло пойти название поселения.

Предположение не такое уж наивное, как кажется на первый взгляд. Красоту города и его жителей по достоинству оценили даже первые лица Государства Российского.

По сей день из уст в уста передают рассказ, как великий государь Петр Алексеевич обратил свое царское внимание на представленных ему в Смоленске краснинских девушек. Пораженный невиданной красотой, Петр I велел нескольких из них увезти в Северную столицу. Великий реформатор всех сфер жизни Государства Российского вполне мог приложить руку к популяризации выражения «красны девицы». Почему бы и нет? Местных жителей тогда описывали как высокорослых, статных людей с русыми волосами – настоящие красны девицы и красны молодцы из города Красн.

А еще существует предание, что Екатерина Великая, которая вместе с императором Священной Римской империи Иосифом II проезжала здесь в 1780 году, была поражена багряным на закате небом. Мол, отсюда и пошло название «Красный». Но это точно не более чем легенда, поскольку Красен (Красн) упоминается в летописи еще за 600 с лишним лет до проезда здесь императрицы.

И все же Екатерина Великая поучаствовала в создании топонимов на краснинской земле. Между белорусской границей и Красным Старую Смоленскую дорогу пересекает река Добрая. Никто не помнит, как она называлась до того, как через нее проехала императрица. Легенда гласит, что Екатерина велела остановиться на берегу и испила из реки воды. После чего определила воду как добрую, в смысле хорошую. Так реку с тех пор и называют – Добрая.

Как встречали Наполеона

До Екатерины, во время ее царствования и даже некоторое время при ее внуке императоре Александре I краснинцы занимались хлебопашеством, торговлей, развивали ремесла. В истории Красного все изменила Отечественная война 1812 года. Точнее, один день – 2 августа, когда несокрушимый до этого Наполеон впервые испытал на себе силу русского оружия.

В этот день 15-тысячный кавалерийский корпус неаполитанского короля и свояка французского императора Иоахима Мюрата подошел к Красному. Наполеон рассчитывал, захватив город, молниеносно подойти к Смоленску, взять его и тем самым не допустить русскую армию к Москве.

Планы гениального полководца нарушила восьмитысячная 27-я пехотная дивизия генерала Дмитрия Неверовского.

За сутки солдаты Неверовского отразили 40 атак конницы Мюрата и остановили продвижение французов. Благодаря этому русская армия под командованием Михаила Барклая-де-Толли, которая ожидала наступление неприятеля на руднянском направлении, успела отступить к Смоленску, и Наполеон не смог отрезать ее от Москвы.

Командующий 2-й Западной армией Петр Багратион так описал Александру I бои под Красным: «Нельзя довольно похвалить храбрости и твердости, с какою дивизия, совершенно новая, дралась против чрезмерно превосходящих сил неприятельских. Можно даже сказать, что примера такой храбрости ни в какой армии показать нельзя».

Затонувший памятник

В 1847 году на месте подвига дивизии Неверовского – на въезде в Красный со стороны Смоленска возле речушки Лосьвинка была установлена чугунная колонна, аналогичная той, которая стоит в Центральном парке Смоленска.

Оба памятника были установлены по высочайшему повелению императора Николая I. Всего же в местах самых ожесточенных сражений с Великой армией Наполеона планировалось установить 16 таких памятников по эскизу Антонио Адамани.

Но, как часто у нас бывает, денег на все 16 памятников не хватило, и установили только 7 чугунных колонн – на Бородинском поле, в Смоленске, в Ковно (сейчас Каунас), в Малоярославце, под Красным, в Полоцке и в Клястицах. До наших дней в первозданном виде сохранился только памятник в Смоленске.

Установленный под Красным в честь 35-летия победы над Наполеоном памятник был взорван в 1931 году. Нацеленной на индустриализацию стране катастрофически не хватало металла, потому, не очень, видимо, разбираясь в художественных нюансах, руководители региона решили, что два одинаковых памятника на одну Смоленскую область – непозволительная роскошь. В итоге смоленский памятник оставили, а краснинский пустили на металл.

У местных жителей существует легенда, что баржа, на которую погрузили чугунные обломки памятника, проплыв пару километров, затонула. Правда, скептики – среди краснинцев есть и такие – сомневаются в достоверности подобной версии развития событий. Не так сложно было бы поднять судно со дна Днепра даже в то время.

К 200-летию Отечественной войны на месте, где изначально был установлен уничтоженный памятник, была размещена его точная копия. И даже воспроизведена украшавшая его икона архистратига Михаила Архангела. На памятнике в Смоленске помещена Одигитрия. Так было задумано изначально: все памятники отличались друг от друга только установленными на них иконами.

Его императорское седалище

Во второй раз французскому императору не повезло под Красным уже на обратном пути 3–6 ноября, когда войска захватчиков бежали из России. Здесь русской армии удалось перерезать путь отступающим французам и в течение двух дней разбить итальянский корпус Евгения Богарне, дивизию маршала Даву и корпус князя Москворецкого маршала Нея.

Морозы той осенью в России ударили слишком рано, и крутой спуск к пограничной реке Мерее обледенел так, что французам пришлось спускаться, как говорится, сидя на «пятой точке». Так же, покидая пределы коренной России, пришлось поступить и императору. О том, что Наполеон спускался с горы на собственном заду, рассказал в своих воспоминаниях один из его приближенных, герцог Арман де Коленкур.

Среди трофеев, которые захватили русские солдаты, оказались маршальский жезл Даву, обоз императора и его походная канцелярия.

Главнокомандующий русской армии фельдмаршал Михаил Кутузов высоко оценил результаты сражения под Красным: «5 и 6 ноября покрылась Российская армия неувядаемою славою, ибо в сии дни понес неприятель сильнейшие удары в течение всей кампании». В память трехдневной битвы при Красном была отчеканена медаль «Трехдневный бой при г. Красном. 1812 г.».

В самом Красном на месте братского захоронения погибших в ходе боев в августе и в ноябре 1812 году был установлен гранитный Поклонный крест. Изначально таких крестов было здесь три, но, к сожалению, сохранился только один такой уникальный знак.

В центре Красного на столетний юбилей Отечественной войны в 1912 году был установлен гранитный памятник лейб-гвардейскому Уланскому полку, особо отличившемуся при освобождении города. Выполнен он в форме пирамиды.

Клад маршала Нея

Среди местных жителей долго ходили рассказы о спрятанных отступающими французами сокровищах, награбленных в Москве и других российских городах. По дороге между Красным и Смоленском расположено село Маньково. Именно здесь со своим обозом отступал маршал Ней. Опасаясь преследовавших по пятам русских, маршал приказал спрятать обоз с награбленным добром где-то возле Манькова. Исторически достоверным является только маршрут Нея. А вот все, что касается клада, проверке не поддается. Однако точно известно, что владевшие с середины XIX века селом дворяне Печковские организовали здесь образцовое, как сказали бы сейчас, показательное хозяйство. Окружающие крестьяне почему-то были твердо уверены, что сделали они это благодаря найденному кладу Нея.

И все же расцвет Манькова связан не с отрытыми из земли ценностями, а совсем с другими причинами. Во-первых, удобное географическое положение села: близость к Днепру, по которому в то время груз до Смоленска можно было доставить за 3–4 часа, а также близость к железной дороге, которая уже в то время проходила через Гусино.

Во-вторых, трудолюбие и предприимчивость самих владельцев маньковского хозяйства, которые занялись выращиванием сортовых яблонь, а саженцы продавали окрестным жителям. Большие доходы приносили продажа леса и элитных пород лошадей и крупного рогатого скота.

Бывший барский дом, потрепанный ветрами революции и войны, был восстановлен силами рабочих совхоза в 70-е годы минувшего века. Однако ему не повезло: в 1993 году дом сгорел, но средства на его очередное восстановление уже найти не удалось. Однако и сейчас дом Печковских, пусть даже в состоянии запустения, представляет интерес.

Птицевод Зощенко

В образцово-показательном барском хозяйстве в Манькове через год после Октябрьской революции был создан один из первых в Смоленской тогда еще губернии совхоз, в котором успел поработать будущий знаменитый писатель Михаил Зощенко.

Сам он в автобиографической повести «Перед восходом солнца» с присущим ему юмором (цитата по Собранию сочинений в 7 томах издательства «Время», 2008 год) вспоминал о работе в Манькове: «Бывшая помещичья усадьба «Маньково» в Смоленской губернии. Сейчас здесь совхоз.

При исполкоме я прилично сдал экзамены на звание птицевода. И теперь я заведующий птицеводческой фермой.

Я брожу среди птиц с книгами в руках. Некоторые породы птиц я видел только в жареном виде. И вот теперь учебники мне приходят на помощь.

Две недели я не отхожу от птиц, почти ночую с ними, стараясь изучить их характер и нравы».

Так начиналось Смоленское сражение

Как и в большинстве районных центров Смоленщины, на въезде в Красный стоит на постаменте танк Т-34. Это не просто аллегорическое напоминание о Великой Отечественной войне. Здесь танк не просто символ нашей Победы. Памятник воздвигнут в честь подвига бойцов 57-й танковой дивизии, которая в начале июля 1941 года держала оборону в районе Красный – Гусино и на восемь дней остановила продвижение немцев к Смоленску.

В тот период не то что день, а порой час решал очень многое, давая возможность советским частям подготовиться к обороне. А здесь целая неделя…

Подвиг бойцов дивизии был очень высоко оценен. Командир соединения полковник Василий Александрович Мишулин был удостоен звания Героя Советского Союза с присвоением (минуя звание генерал-майора) воинского звания генерал-лейтенанта. С действий танковой дивизии В.А. Мишулина под Красным по существу и началось Смоленское сражение, задержавшее немцев на пути к Москве до середины сентября 1941 года.

Пора в дорогу

Сегодня в Красном ничто, кроме памятников, не напоминает о жестоких сражениях минувших войн. Это милый тихий городок с потрясающе чистым воздухом и великолепной среднерусской природой, окружающей его.

Безусловно, лучше всего посещать Красный с середины мая до середины сентября. В это время очень удобно совершать прогулки по поселку для осмотра памятников и других достопримечательностей. Для этого не нужно обладать автомобилем – Красный очень компактное поселение, которое вполне можно обойти пешком. Обязательно стоит зайти в местный краеведческий музей, коллекция которого содержит более 13 тысяч экспонатов по истории и культурному наследию края.

Музейная экспозиция начинается с 1812 года. Здесь наряду с копиями картин и образцами мундиров русских солдат представлены и подлинные артефакты того времени: ядра, фрагмент сигнальной пушки, есть даже часть памятника, установленного на Старой Смоленской дороге в 1847 году и не вывезенная в металлолом. Среди документов есть и фотография с открытия памятника Уланскому полку.

Большая экспозиция посвящена Великой Отечественной войне. Здесь представлены подлинные образцы оружия, найденные поисковыми отрядами на местах боев, фотографии того времени, письма, документы, личные вещи и награды фронтовиков и участников партизанского движения.

В зале, где отведено место для знаменитых краснинцев, особое место уделено Ивану Александровичу Аверченкову. Его добрым словом до сих пор вспоминают не только в районе, но и в Смоленске, мэром которого он был.

Помимо культурных и исторических достопримечательностей особой популярностью, причем не только у жителей Красного, пользуются ежегодный международный автокросс - второй этап Открытого чемпионата и Первенства ДОСААФ России по автомобильному спорту. Традиционно его организуют в июне и посвящен он памяти воинов Отечественной войны 1812 года. На трассе «Уварово» в нем принимают участие более 80 спортсменов из 15 регионов страны. Протяженность трассы составляет 1400 метров. К слову, по оценкам специалистов, она относится к одной из самых сложных в своем классе.

СПРАВКА

Краснинский район расположен на западе Смоленской области и граничит с Республикой Беларусь, на севере – с Руднянским районом, на востоке – со Смоленским и на юге – с Монастырщинским.

В районе 12 сельских поселений и 1 городское. Административным центром является поселок городского типа Красный.

Первое упоминание о Красном содержится в Ипатьевской летописи и относится к 1165 году.

Общая площадь района составляет 1 507,7 кв. километра. Численность населения – 12 474 человека. Непосредственно в Красном проживают 4 256 жителей.

В 1776 году Красный указом Екатерины II получил звание уездного города, а 10 октября 1780 года городу был пожалован герб.

В 1929 году Краснинский уезд преобразован в Краснинский район. В 1963 году район упразднили и его территорию присоединили к Смоленскому району, а окончательно восстановили в современных границах в 1965 году.

По северной части района на протяжении 40 километров протекает река Днепр с основными притоками в правобережной части – Гусинка, Березина, Ольшанка и в левобережной части – Лосьвинка, Лупа и Мерея.

По территории района проходят железнодорожная магистраль Москва – Брест и параллельно ей федеральная автострада М-1 Москва – Минск. Транспортная сеть представлена автомобильными дорогами с твердым покрытием.

В центре Красного установлен обелиск Уланскому лейб-гвардии полку, отличившемуся при освобождении поселка 6 ноября 1812 года. Здесь же располагается Аллея Героев в честь уроженцев Краснинского района – 11 Героев Советского Союза и полного кавалера ордена Славы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Героический форпост России

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру