Уникальная Смоленщина: Монастырщинский район

Земля судьбоносная

Монастырщинский район, расположенный в бассейне реки Вихры, не раз за свою историю оказывался на острие главных событий в государстве Российском. Если попытаться описать в нескольких словах судьбу этих земель, то, наверное, это будет выглядеть так: война, дипломатия, реформы и вольнодумство.

Земля судьбоносная

Судите сами: в 1667 году здесь подписаны документы знаменитого Андрусовского перемирия, что стало несомненной победой русской дипломатии. В Мигновичах, где находился посольский стан, произошло рождение российской почты.

Во времена Северной войны штаб Петра I располагался в Соболево-Воробьево, где до сих пор жив любимый дуб государя. Здесь рождались в том числе и тексты указов о реформе русской азбуки.

Монастырщинская земля помнит поражение шведского короля Карла XII, чудом избежавшего пленения нашими войсками у речки Городни. В конце XVIII века на всю Россию прогремели заговорщики-дворяне из Смоляничей.

В сельце Васильево располагалось имение родителей Павла Пестеля, где декабрист работал над текстом «Русской правды».

В годы Великой Отечественной войны в деревне Крапивня базировался легендарный авиаполк «Нормандия – Неман»…

Тайный град Васильев и другие земли

Первые укрепленные поселения в бассейне реки Вихры появились еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Площадки ряда городищ стали местами поселений и в XI–XIII веках. Волость Молохва существовала еще в Древнерусском государстве, а в дальнейшем земли Молоховского стана являлись предметом ожесточенных споров Российского и Литовского государств, а затем – России и Речи Посполитой.

Интересно, что монастырщинская земля до сих пор хранит тайну града Васильева. В Ипатьевской летописи говорится, что в 1165 году смоленский князь Ростислав, получив великокняжеский престол в Киеве, отдал Васильев и Красн своему племяннику князю Роману: «А Романови, Вячеславлю внуку, да (дал) Ростислав Васильев и Краснь». Так вот, если с местоположением Красна (Красного) все более или менее ясно, то таинственный город Васильев до сих пор не найден. Было предположение, что стоял он недалеко от сельца Васильева, но результаты раскопок двух городищ (в километре и в трех от сельца) не подтвердили наличия признаков городского поселения.

А вот память о татаро-монголах хранит топоним «Кадино». Считается, что название села произошло от слова «кади» (судья) и здесь располагалась резиденция судьи.

Откуда взялось название «Монастырщина»? Есть мнение, что от появившегося здесь на рубеже XII–XIV веков монастырского скита. Но никаких письменных подтверждений этому нет. Между тем известно о двух Монастырщинах в 1784 году – сельце и местечке, принадлежавших одному владельцу – стольнику полоцкому Михаилу Кузьмичу Голынскому. И название появилось не благодаря скиту, а от ручья Монарщизна (Монастырщизна). В сельце жил только помещик, в местечке же проживали 215 крепостных, стояла деревянная церковь, работала синагога, имелись три торговые лавки.

Удивительно, что в советские времена Монастырщинский район сохранил свое название, хотя в 1931 году были предприняты целых три попытки его переименовать: в Калининский, Вихровский и Ракитовский.

Первая почта России

Старинное село Мигновичи расположено на берегу реки Городни, в 20 км к юго-западу от Монастырщины. В селе сохранилась церковь Вознесения. Невысокий деревянный храм был построен в 1859 году. Его основной объем представляет собой восьмерик с широкими гранями по сторонам света.

В Мигновичах в 1666–1667 годах находилась посольская квартира выдающегося дипломата Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина. В селе он устроил в 1668 году государственную почтовую станцию, первую не только на Смоленщине, но и на Руси.

Создание почты специально оговаривалось в статье заключенного тогда Андрусовского перемирия. В Мигновичах производился обмен русской и иностранной почты. Корреспонденция из Вильно, где тогда находилась резиденция польского короля, сдавалась здесь «русскому начальнику почты», который пересылал ее «как можно скорее» через Смоленск в Москву. Отправлялась она один раз, а с 1672 года – дважды в неделю. Краевед Владислав Кононов в одной из своих статей привел описание смоленского тракта, которое дал в 1676 году секретарь австрийского посольства Адольф Лизен: «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириной около 30 футов, с бревенчатой по болотам настилкой».

Победа русской дипломатии

К северо-западу от Мигновичей на левом берегу речки Городни находится деревня Андрусово. Она вошла в историю как место заключения знаменитого Андрусовского перемирия.

В 1654–1667 годах Россия вела тяжелую войну за Смоленщину, Белоруссию и Украину с Речью Посполитой (на стороне поляков выступило Крымское ханство). В 1665 году в борьбу двух государств вмешалась Швеция. Она в течение нескольких месяцев оккупировала польские земли, Курляндию и Северную Литву. Русское правительство начало военные действия против Швеции, отрезавшей Российское государство от побережья Балтийского моря. Наименьшим злом в этой ситуации явилось бы заключение перемирия с Польшей.

Горячим сторонником заключения мира стал русский посол Афанасий Ордин-Нащокин. Благодаря его усилиям было достигнуто согласие вести переговоры. 16 марта 1666 года в дворцовом селе Мигновичи расположился «посольский стан» России. Польская делегация избрала своей резиденцией Кадино. Посольские встречи по обоюдному согласию проводили недалеко от Кадина – в деревне Андрусово, на левом берегу речки Городни.

Переговоры длились девять месяцев и проходили с большим трудом. Ордин-Нащокин проявил большую выдержку и сумел убедить польскую сторону в необходимости заключения мира. Интересный факт: на одной из очередных встреч, 28-й по счету, польские комиссары «с большим шумом» твердили о том, чтобы «ни на малое время перемирья не чинить» и решили уехать. Им позарез нужен был Киев. Но тут бывший союзник – крымский хан превратился для Польши в опасного врага, и послы стали более сговорчивы.

30 января 1667 года было заключено Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет, по которому произошло юридическое признание за Россией смоленских земель и ряда других территорий.

«Ура! Мы ломим; гнутся шведы…»

Шел восьмой год Северной войны (1700–1721), когда шведский король Карл XII выступил из Саксонии, заявив своим подчиненным, что хочет «навестить» русских в Москве. В его планах было расчленить Россию на зависимые от Швеции княжества. Но у русских к этому времени был свой план. Петр I призвал жителей западных губерний устраивать засеки и, отступая, сжигать деревни. Крестьяне в Белоруссии и на Смоленщине помогли создать 200-километровую укрепленную линию Полоцк – Смоленск – Рославль – Брянск. Подходившие к Смоленщине шведы наблюдали постоянное зарево от пылающих деревень. Шведская армия голодала, пленные шведы рассказывали, что «не ели хлеба с неделю, також и кормов конских нет».

5 сентября Петр I из своего штаба в Мигновичах напомнил фельдмаршалу Б. Шереметеву и генерал-поручику Р. Боуру «все перед неприятелем жечь» и «партиями знатными непрестанными на него нападать». В эти же дни французский посол при штабе Карла сетовал: «Как же мы будем существовать в этой ужасной пустыне? Ах, как тяжела эта война!»

7 сентября 1708 года шведов знатно потрепали у деревни Белья, но королю Карлу наука не пошла впрок – он взял курс на Смоленск. Русская разведка работала четко, а царь Петр, предвидя маневр противника, расположил главные силы своей армии вдоль левых берегов Вихры и Городни.

9 сентября 1708 года вдоль реки Городни от Раёвки до Кадина развернулась битва. Шведы пытались захватить переправу у слияния Вихры и Городни. В ходе двухчасового сражения под Карлом XII была убита лошадь, сам он попал в окружение и едва не был пленен. Потеряв более тысячи человек убитыми, шведы прекратили атаки и отошли к Могилевскому тракту, где располагался их обоз. Эту славную битву можно без преувеличения назвать репетицией победы русских под Полтавой.

Дуб, запомнивший Петра

Соболево-Воробьево – это село, расположено в 9 км к северу от Монастырщины, на правом берегу реки Вихры. До революции различали два поселения: Соболево и Воробьево. К настоящему времени название Соболево распространилось и на воробьевскую часть. Широкую известность Соболево получило в связи с Северной войной.

С приближением армии шведского короля Карла XII к русской границе Петр I переместил свой штаб из Мигновичей в Соболево и находился в нем с 10-го (возможно, с вечера 9-го) до 17 сентября 1708 года. В Соболеве штаб Петра I получил реляцию о сражении 9 сентября на Городне.

Находясь в Соболево, Петр I нашел время заняться русской азбукой, утвердил алфавит, сделал ряд распоряжений по переводу и изданию книг политического содержания.

Существует предание, что Петр любил сидеть под вековым дубом в центре села. Это дерево, помнящее великого реформатора России, до сих пор стоит в Соболеве, на табличке рядом с ним можно прочитать, что возраст дуба черешчатого – 400 лет. Это знаковое место, где государь планировал победы и занимался мирным устройством, наверное, должен хотя бы раз в жизни посетить каждый политик и реформатор. Кто знает, вдруг благодаря ауре этого места в голову государственным мужам придут идеи не менее гениальные, чем те, что посещали когда-то Петра.   

«Брут, ты спишь, а Рим в оковах!»

Эта цитата Вольтера стала девизом конспиративного кружка «Смоляничская галера». Деятельность заговорщиков наделала много шума в России. Имение Смоляничи. Сюда после отставки приехал в конце 1796 Александр Михайлович Каховский, служивший под началом Суворова, которого в свое время склонял взбунтовать войско против Павла I. Из показаний очевидца: «Но тот подпрыгнул, перекрестил рот Каховского и сказал: «Молчи, молчи. Не могу. Кровь сограждан!..»

Смоляничский кружок имел много сторонников. Членами организации были представители канцелярии смоленского военного губернатора, а также офицеры расквартированных в Смоленске полков: Петербургского драгунского, Четвертого артиллерийского и Московского гренадерского. Заговорщики вели «дерзкие разговоры» о перемене правления, распространяли карикатуры на Бутова из Гатчины (так они называли Павла I). Дворового человека Никифора Медведевского, очень похожего на императора, обряжали в шутовской царский костюм, обучив маршировать с палкой на разводах Петербургского драгунского полка в Велиже.

16 июля 1798 года последовал донос Павлу I. По высочайшему повелению была создана специальная следственная комиссия. В Смоляничах провели обыск, руководителя тайного кружка Каховского и многих его соратников арестовали, доставили в Петербург. Каховского приговорили к лишению дворянства, чинов и к заключению.

12 марта 1801 года император Павел был убит совсем другими заговорщиками. А его сын Александр I реабилитировал около 12 тысяч опальных офицеров. Среди них были Александр Каховский и его сводный брат Алексей Ермолов, активный участник смоляничского кружка, будущий герой Отечественной войны, выдающийся полководец и  усмиритель Кавказа.

Усадьба, где был счастлив Пестель

На северо-запад от деревни Мощиново, у самой границы с Краснинским районом, находится деревня Васильево. Она сильно пострадала в войну 1812 года, а в 1823 году здесь поселились супруги Пестели. Их сын Павел Иванович Пестель руководил Южным обществом декабристов. А.С. Пушкин писал о Павле Ивановиче: «…один из самых оригинальных умов, которых я знаю».

Интересно, что отец Павла Пестеля (как и дед) служил на посту почтдиректора Московского почтамта, заняв должность уже к 24 годам. Через несколько лет он стал председателем петербургского Главного почтового управления, а потом управлял Секретной экспедицией и цензурой иностранных и юридических сочинений, 12 лет был генерал-губернатором Сибири.

Павел Пестель получил блестящее домашнее образование, поступил в Пажеский корпус. В 19 лет проявил себя в Бородинском сражении, где получил серьезное ранение и был награжден золотой шпагой с надписью: «За храбрость».  

Усадьба Пестелей с садом и парком располагалась на берегу речки Дельны. Декабрист дважды бывал в Васильеве: с 25 февраля и до начала марта и с 6 мая по 18 июля 1824 года. Его излюбленным местом отдыха был пруд с искусственным островком и беседкой. Здесь он продолжал работать над конституционным проектом «Русская правда». По словам сестры Софьи, здесь, в Васильеве, он казался совершенно счастливым. Мать декабриста Елизавета Ивановна, во многом разделяющая мысли сына об обновлении России, все же была против радикальных мер. 31 марта 1825 года (за несколько месяцев до восстания) она писала сыну из Васильева: «Как была бы я огорчена, если бы я узнала, что кто-либо из моих сыновей мог быть в числе так называемых либералов, которые вообще, а у нас в особенности, есть то же, что поджигатели…»

Вместе с четырьмя другими видными декабристами Пестель был казнен 13 июля 1826 года в возрасте 33 лет.

И враги, и братья по оружию…

В истории монастырщинской земли иностранная речь звучала много раз: здесь побывали татаро-монголы, литовцы, поляки, шведы, а еще французы и немцы.

В 1812 году фельдмаршал Кутузов следовал через населенные пункты Щелканово, Юрово, Волково, Юрино, где пролегала Большая Рославльская дорога. В 1966 году были опубликованы дневники офицера штаба Кутузова Александра Чичерина. 3 (15) ноября в Юрове Чичерин записал свое впечатление о пленных французах: «Обмороженные, почти нагие – среди них было много раненых, брошенных на дороге, – они пытались согреться, разложив большой костер».

Где-то в этих местах Михаил Кутузов вручил боевой орден партизанскому командиру Степану Еременко. 3 ноября из Юрова фельдмаршал отдал приказ Милорадовичу и Остерману атаковать неприятеля на Старой Смоленской дороге. 4 ноября 1812 года из деревни Юрово фельдмаршал писал поэту Хвостову в ответ на оду в свою честь, в которой поэт возвысил  Кутузова над полководцами Румянцевым и Суворовом: «Много бы я должен иметь самолюбия, если бы на сию дружескую мысль Вашу согласился…»

Случилось так, что уже через 130 лет бывшие враги стали братьями по оружию. В 1943-м в сельце Крапивна бывший господский дом, отмеченный документально в конце XVIII века, переживший революцию, служил общежитием французским летчикам полка «Нормандия – Неман».

А партизанили на монастырщинских землях и при французах, и при немцах… Деревня Дмыничи. Здесь, в 80 км к юго-западу от Смоленска, произошло памятное сражение партизан полка «Тринадцать». Появление в безлесной местности вблизи Смоленска и штаба группы армий «Центр» крупного партизанского отряда всполошило гитлеровское командование. Против гришинцев были брошены значительные силы. В селе оказались окруженными 2-й батальон полка и отряд «Победа». Отбив пять атак и уничтожив несколько сотен вражеских солдат, партизаны ночью прорвали блокаду и вышли на север Монастырщинского района к деревням Юрово и  Волково. У деревни Волково полк «Тринадцать» с боем переправился через речку Упокой.

Монастырщина фестивальная

3 июня 2011 года в Монастырщинском районе состоялся первый международный молодежный фестиваль «Новая заря». Он прошел на исторической земле в деревне Андрусово, в 26 км от Монастырщины, где стоит памятный знак в виде огромного камня, на котором написано: «Здесь, в деревне Андрусово, 30 января 1667 года был заключен договор о перемирии России с Польшей, по которому Смоленск окончательно возвращен русскому государству. Условия Андрусовского перемирия в 1686 году закреплены «вечным миром».

Для гостей праздника, который проходит ежегодно в июне, устраивается настоящее действо. Участники исторических клубов воспроизводят события и войны, и перемирия 1667 года. Коллективы из разных районов Смоленщины, Белоруссии дают большой концерт художественной самодеятельности. Во время фестиваля работают торговые ряды, выставки ремесел, устраивают показательные выступления спортивные клубы. Праздник собирает свыше двух тысяч гостей и участников.

Монастырщинский район ждет вас в июне на фестиваль. Но приехать сюда можно в любое время – правда, лучше летом, когда зеленеет листвой дуб Петра и солнце играет бликами на поверхности Вихры. Когда будете в Монастырщине, обязательно зайдите в библиотеку на улице Советской, в доме номер 16, где ведут «Книгу очевидных-невероятных достижений и рекордов нашего района», и загляните в краеведческий музей в здании напротив.

Справка

На территории муниципального образования «Монастырщинский район», расположенного на юго-западе Смоленской области, находятся одно городское и шесть сельских поселений, в числе которых 229 населенных пунктов. Население района составляет 9 472 человека.

Монастырщина – поселок городского типа, административный центр Монастырщинского района Смоленской области, расположен на реках Вихра, Железняк и Глинка, в 50 км от Смоленска и в 46 км к западу от железнодорожной станции Починок.

В 1929 году Монастырщина стала районным центром Смоленской (тогда Западной) области.

С 15 июля 1941 года по 25 сентября 1943 года поселок был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

На братской могиле, где захоронены павшие смертью храбрых воины Красной Армии, принимавшие участие в обороне и освобождении района, в 1955 году установлен памятник – скульптура солдата Красной Армии. На юго-восточной окраине Монастырщины стоит на постаменте танк Т-34.

На центральной площади поселка установлен бюст прославленного летчика-аса, дважды Героя Советского Союза Александра Ивановича  Колдунова. За годы войны он совершил 358 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев и сбил 46 вражеских самолетов. После войны дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации А.И. Колдунов был заместителем министра обороны СССР и командовал войсками ПВО.

В деревне Крапивня, где в годы Великой Отечественной войны базировался авиаполк «Нормандия – Неман», установлен памятный знак.

В 2007 году была открыта Аллея героев, где увековечены герои ратной и боевой славы, зажжен Вечный огонь. 12 воинам-монастырщинцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Монастырщине действует Успенская церковь, возведенная в конце XIX века.

В 2010 году в деревне Туфля состоялось открытие и освящение часовни преподобного Сергия Радонежского.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру