Храм заминировали со всеми местными жителями внутри
Первой нашей локацией стала деревня Перстенки, расположившаяся на левом берегу Днепра. Ничего себе такая деревня, большая. Со второй половины XVI века она входила в вотчину Болдина монастыря.
Посреди села стоит большая, давно заброшенная Покровская церковь из красного кирпича 1810 года постройки. Построена на средства Николая Тимофеевича и Февроньи Тимофеевны Котловских в стиле раннего классицизма с элементами барокко (люкарны, рустовка стен). Украшением северной и южной стен служат фронтонные портики из шести пилястр.
Храм и колокольня завершаются малыми четырехгранниками с невысокими шпилями. Надо же, сохранились, большая редкость...
Внутри на стенах отлично видны элементы красивейшей росписи: различные орнаменты на голубом фоне. Ликов я не разглядела. В целом чисто и опрятно, несмотря на то что доступ внутрь храма никто не закрывал.
Кстати, с этим храмом связано чудо.
Местные жители рассказывают, что во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, фашисты заперли всех оставшихся жителей деревни – женщин, детей, стариков внутри храма и хотели взорвать.
Несчастные пленники со слезами стали молиться Божьей Матери, прося ее помощи и Покрова. И, наверное, были услышаны: наши войска отбили деревню Перстенки у врага и освободили жителей из заминированного храма. Они подоспели очень и очень вовремя!..
В 1938 году церковь Пресвятой Богородицы в селе Перстенки была закрыта и заброшена.
В настоящее время Покровская церковь является памятником архитектуры регионального значения и нуждается в реставрации.
Три километра пешком, чтобы увидеть руины колокольни
А мы покинули Перстенки и отправились на противоположный, левый берег Днепра, но только почти в 60 километрах вверх по течению. Там находится ныне нежилая деревня с красивым названием Белый Берег. Навигатор эту точку называет просто «местечко»…
Название «Белый Берег» произошло от местоположения деревни, которая расположена на высоком холме над Днепром.
В трех километрах от него течет река Соля (приток Днепра), а через само село протекала небольшая речушка Белобережка. Берега ее состояли из известняка и белого песка, отчего она и получила свое название и дала имя селу. В начале XX века в селе еще были школа, три лавки, регулярно устраивались ярмарки...
А теперь, насколько нам было известно на момент отправления в экспедицию, в этом забытом миром местечке остались только руины трехъярусной колокольни церкви Успения, которая была построена из кирпича в 1860–1868 годах на средства помещика Жегалова.
По вполне себе неплохой дороге нам удалось доехать до деревни Харино, на краю которой мы уперлись в грязюку непролазную – не обширную, но очень подозрительную. Далее, насколько видел глаз, в направлении Белого Берега дорога была вполне себе сносная и крепкая, хотя и узкая. Но мы решили не рисковать и прогуляться пешком.
Признаюсь честно, чем дальше мы отдалялись от крайнего жилого дома в Харино, тем больше мне мерещились дикие животные. Ну, например, медведи, только что проснувшиеся, голодные и злые… Мы нарочно громко разговаривали и хрустели корками льда – пусть мишка не очень-то напугается, но точно подумает, прежде чем напугать нас.
На протяжении всех трех километров нашего пешего пути – ни одного человеческого следа. А вот следов животных – сколько угодно.
Остов колокольни мы увидели очень издалека. Он находился на возвышении и указывал нам дорогу. Очень живописная картинка!
Вблизи руин только кладбище (кстати, ухоженное – значит, люди все-таки наведываются сюда) и заколоченный наглухо маленький, по нашим предположениям, охотничий домик. Ну или сторожка кладбищенского смотрителя.
С холма, на котором расположилась колокольня, открывается удивительно красивый вид на долину «молодого» Днепра, делающего в этом месте эффектный крутой изгиб. Так и застыли наши взгляды на этом виде с холма.
Мы обошли колокольню со всех сторон. За ней под ногами хрустели кирпичные развалы – видимо, это все, что осталось от самой церкви. И насколько видит глаз – ни души….
Село впервые упоминается в писцовых книгах 1594-го и 1595 годов. В более поздних летописях перечисляются все владельцы имения, коих, как оказалось, было превеликое множество. Вот обрывочные сведения из этих книг. Я выбрала самые любопытные.
«Храм стоял на высоком гранитном основании, с таковыми же крыльцами с трех сторон. Иконостас в нижней церкви украшен червоным золотом, в верхней – иконостас из дерева с изящной резьбой, мозаичными, зеркальными и из черного дерева украшениями. В придельном храме оба иконостаса дубовые с изящной резьбой и художественною росписью. Церковь и колокольня покрыты железом, внутри и снаружи оштукатурены и окрашены, вокруг церкви и колокольни каменная ограда, оштукатуренная, окрашенная и покрытая железом».
«Достопримечательные иконы в храме: древняя большая икона святого Николая Чудотворца из старого храма, особо чтимая прихожанами, которые служат зимою молебны пред нею в домах. Риза на ней из разноцветного стекляруса с серебряным вызолоченным венцом. Небольшая икона Казанской Божьей Матери в серебряно-вызолоченной ризе с жемчужным венцом. По словам ктитора, икона эта – родовая и дошла до него от глубокой древности. Небольшая продолговатая икона святого великомученика Георгия Победоносца, Иоанна Воина и великомученицы Варвары с частицами мощей сих святых, хранящимися в небольшом серебряно-вызолоченном медальоне в средине иконы. Медальон с частицами мощей, по преданию, принесен женщиною, которой завещала передать его в храм монахиня перед своею смертью».
«В 1812 году французы однажды ночью напали на село и ограбили его. Жители села Вакулино преследовали французов и отбили награбленное. Французы приходили в село небольшими партиями несколько раз, причем брали в домах съестные припасы, а однажды убили дьячка».
Храм был закрыт в декабре 1938 года.
В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала.
ВЫ ТОЛЬКО ВЗГЛЯНИТЕ НА ЭТО: