ЭКСПЕДИЦИЯ В ПРОШЛОЕ. Усадьба Шереметевых- архитектурное чудо региона

Стараниями Бенуа: роскошная церковь, готический птичник и дворец в смешении стилей

В предыдущей публикации в нашей авторской рубрике «Экспедиция в прошлое» я обещала вернуться к своему незабываемому путешествию в Новодугинский район и рассказать о том, что довелось увидеть в селе Высокое. Я давно планировала побывать здесь - в знаменитой усадьбе Шереметевых. Это легендарное место.

Стараниями Бенуа: роскошная церковь, готический птичник и дворец в смешении стилей

Дом старой графини

 

И начну я с таинственного «Дома старой графини». То есть буду описывать то, что видела по пути своего следования, огибая Высокое внушительной дугой.

Но, если все же немного остановиться на истории этого места, то для краткости я воспользуюсь небольшой справкой Кирилла Солока (ныне генерального директора ООО «Смоленский военно-патриотический кластер»), опубликованной в его блоге еще в 2013 году:

«Был у нас такой царь, который стал и первым императором, звали его Пётр I. В 1706 году он даровал графский титул Борису Петровичу Шереметеву, и стал тот первым графом на Руси (до него подобный титул никто не получал). Внук Бориса Петровича Дмитрий Николаевич Шереметев в 54 года женился на Александре Григорьевне Мельниковой, которая после этого тоже стала Шереметевой. В селе Высокое Смоленской губернии на берегу реки Вазузы располагалось её родовое имение. В 1867 году по заказу Шереметевой знаменитый архитектор Николай Леонтьевич Бенуа начинает работы по обустройству Высокого. Усадьба была распланирована заново, были построены господский дом, церковь «Во имя пресвятые Богородицы Тихвинской», конный завод и ряд вспомогательных построек, а также разбит сад с прудом. И всё бы хорошо, но в 1917 году случилась революция, Шереметевы эмигрировали из страны, а усадьба была национализирована».

Так вот, сегодня от усадебного комплекса сохранились 19 объектов. И это немало. Тем более каких! Бенуа расстарался здесь на славу.

Но вернемся к дому графини. С самого подъезда к усадьбе, посетив попутно множество всяких хозяйственных построек того времени, я наткнулась на жутковатый деревянный дом. Построен он был для матери Александры Григорьевны еще до реконструкции поместья Николаем Бенуа, поэтому так выбивается из общей концепции поместья и называется «Дом старой графини».

Графиня, жившая там, сторонилась людей. Местные жители говорят, что в доме водятся привидения...

 

Здание со львами и то, что осталось от дворца

 

Далее перед нами открывается дом со львами. Сегодня здесь располагается колледж. Ранее была школа и библиотеки. Львы с гербами графа Шереметева у входа в здание очень тяжелы и величественны. В былые времена они охраняли въезд в усадьбу, сжимая в лапах щиты с изображением короны, венка, лани, корабля и оружия. Эти львы вскользь упоминаются Булгаковым сразу в двух произведениях. В «Роковых яйцах» читаем: «Мотоцикл, замедляя ход, пошёл к воротам с позеленевшими львами». Во «Вьюге» именно ворота стали причиной смерти девушки. Доктору рассказывают: «Вчера помолвка была, а после помолвки-то конторщик покатать её захотел в саночках. Рысачка запряг, усадил её, да в ворота. А рысачок-то с места как взял, невесту-то мотнуло, да лбом об косяк. Так она и вылетела».

А какой чудесный пример в рассказе извозчика-пожарного…

Да, было у графа одно весьма необычное увлечение. Нравилось ему пожарное дело. В Высоком была сформирована хорошо обученная и оснащенная по последнему слову техники пожарная дружина. Был приобретен даже пожарный автомобиль, таким уровнем оснащения пожарной части на тот момент не мог похвастаться даже губернский Смоленск. Граф лично принимал участие в учениях дружины и даже в тушении настоящих, не учебных пожаров.

Граф стал основателем Российского пожарного общества, вплоть до своего отъезда во Францию в 1917 году возглавлял его и издавал за свой счет ежемесячный журнал «Пожарный».

При таких обстоятельствах жестокой насмешкой выглядит гибель его дворца от пожара, случившегося из-за детской шалости в конце 80-х годов ХХ века.

А вот и сам дворец. К сожалению, сейчас он представляет собой руины, заросшие кустами и деревьями. В очень плохом состоянии. Все постройки усадьбы выполнены из кирпича производства собственного завода Шереметевых. Кирпичи с тиснением еще нет-нет, да и попадаются под ногами. Но, что сказать, даже в руинах поистине царский размах не скрыть.

Создается впечатление, что дворец построен во всех возможных архитектурных стилях сразу... Напомню, автором этого памятника зодчества (как и почти всех построек усадьбы) являлся тот самый мастер, который создал Петергоф. То есть разрушенная и разграбленная усадьба в смоленской глубинке и прославленные дворцы Петергофа – дело рук одного всемирно известного мастера.

Печально, что не сберегли...

 

Шикарная церковь в псевдорусском стиле

 

Здесь же, неподалеку от дворца, находится одна из шикарнейших руинированных церквей, которые я видела в Смоленской области (еще немного - и я смогу сказать, что видела их все).

Она - легенда Высокого, усадьбы Шереметевых в Новодугинском районе. К счастью, сегодня медленно, но верно реставрируется. Церковь Тихвинской Божией Матери в псевдорусском стиле - это, безусловно, доминанта усадьбы.

Выполнен храм по образцу церкви в имении Останкино, но более величественно и в более крупных размерах. Построена в 1868-1871 годах.

Окна храма имели расписные стекла по мотивам русских фресок. Изготовленные по рисункам Бенуа, на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.H. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов композитором Балакиревым.

Здесь находилась икона Тихвинской Божией Матери, особенно почитаемая в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой во время военных походов.

В марте 1917 года Шереметев уехал за границу, взяв с собой семейную реликвию – икону Тихвинской Божией Матери.

 

Пруд с чудовищами

 

А вот и тот самый пруд, из которого выползали ужасные чудовища и гады в повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Будущий писатель, работая в 1916-17-х годах врачом в селе Никольском Сычёвского уезда, действительно, не раз приезжал в Высокое, как и во многие другие сёла и деревни в округе, по долгу службы.

Читаем в «Роковых яйцах»: «Луна светила и такую красоту навела на бывшее именье Шереметевых, что её невозможно выразить. Дворец-совхоз, словно молочный, сахарный, светился, в парке тени дрожали, а пруды стали двуцветные пополам – косяком лунный столб, а половина бездонная тьма».

В имении была построена и оранжерея, до наших дней она не сохранилась, но осталась в «Роковых яйцах». Помните, именно там Рокк устанавливал камеры, дающие удивительный красный луч: «Весь день Александр Семёнович хлопотал со своими помощниками, устанавливая камеры в бывшем зимнем саду – оранжерее Шереметевых…». Именно там вместо кур появились на свет гигантские анаконды и крокодилы.

В разных частях усадьбы были созданы пруды. В повести один из них стал местом гибели жены Александра Семёновича Рокка: «Он бодро выбежал из дворца… и по ивовой аллейке направился к пруду… Сероватое и оливковое бревно начало подниматься… вырастая на глазах… Оно начало вытягиваться, изгибаясь и шевелясь, и вытянулось так высоко, что перегнало низенькую корявую иву… Змея на глазах Рокка, раскрыв на мгновение пасть… ухватила зубами Маню…».

Точно неизвестно, была ли ивовая аллейка, а вот на берегу пруда, расположенного недалеко от дворца, растет очень старая корявая ива...

 

Конный двор в форме каре и колоритный птичник

 

Украшение усадьбы Шереметевых в Высоком - внушительный конный двор, имеющий форму замкнутого каре, весь периметр которого был занят одноэтажными конюшнями с высокими двускатными крышами.

По декоративному убранству конный двор напоминает древнерусские палаты. Он декорирован различными элементами, такими как фигурные колонки и узорчатые карнизы. Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов XVII века в Москве. Сегодня там находится местный ДК, если я не ошибаюсь.

Чуть ли не самым колоритным, на мой вкус, зданием из 19 сохранившихся в Высоком в усадьбе Шереметевых мне показался неповторимый птичник. Оторвался и на нем Бенуа, которому Шереметевы дали полную свободу в воплощениях своих архитектурных фантазий. Какие только стили и их смешения в постройках усадьбы не использовались!.. А это, похоже, готика.

Надо же: здание, имеющее утилитарное предназначение, и в форме готического замка! Башня в своем верхнем ярусе имеет даже машикули. За птичником - чудом сохранившийся деревянный дом птичницы. Ну, так говорят. Сейчас, похоже, жилой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру