Где на Смоленщине похоронен Пастернак, и куда делись его скульптуры

Мало кто из смолян знает, где похоронен лучший монументалист нашей области, автор памятника Володе Куриленко в Смоленске и многих других талантливейших работ.

Где на Смоленщине похоронен Пастернак, и куда делись его скульптуры
Юлия Дьякова

Дорогу с захоронению нам показал руководитель клуба краеведов «Феникс», филолог, преподаватель СГИИ Дмитрий Бутеев. 

Могилка, которая, как оказалось, находится вблизи деревни Черное в Вяземском районе, к сожалению, оказалась запущенной и заросшей травой. Надгробного камня почти не было видно.

Дочь Константина Борисовича, Татьяна Пастернак, проживающая в Вязьме, по предположению Дмитрия, за захоронением сейчас ухаживать не может по состоянию здоровья. 

Мы, вместе с участниками организованной в тот день краеведческой экспедиции, насколько было возможно в тот момент, навели порядок на участке и могиле Пастернака, срезали траву и вынести ее за пределы захоронения.

А помните знаменитую скульптурную группу «Атлеты» на входе на стадион «Спартак» (к сожалению ныне утраченную)? Его работа! А некогда знаменитый и воспетый даже в песне монумент «Три колхозницы»? - тоже его детище в союзе со скульптором Людмилой Кулаковой.

Кстати, Дмитрий Бутеев рассказал нам, что в тот день, когда сносили с пьедестала «Атлетов», смоленский гимнаст Юрий Шилягин, с которого, в том числе, скульптор «лепил» фигуру одного из каменных физкультурников, жаловался на то, что у него очень сильно болят ноги. Он даже не подозревал, что в тот момент рушили скульптуры, пытаясь веревками тянуть их именно за ноги.

Почему это произошло, сейчас уже сложно сказать. В 2012 году стадион продали частной компании. Но снесли ли композицию в связи со сменой владельца?  Неизвестно. Хотя именно вкусовщина, вероятнее всего, и стала причиной сноса.

В интервью 2013 года корреспондента "Смоленской газеты" с председателем Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России, заслуженным работником культуры РФ Юрием Трусовым, было сказано следующее: "Я был удивлён, когда у нас удалили скульптурные группы с Колхозной площади и у стадиона «Спартак». Да, они были из недолговечного материала, который разрушался, да наивны в своей мифологии, но их снос – это неправильно! Я сторонник того, что знаки эпохи нельзя уничтожать, ничего достойного нельзя сносить. Это никакая не коммунистическая идеология, это – памятники эпохи! Которые, кстати, на контрасте великолепно вписываются в современность. Другое дело, что нельзя, чтобы это выглядело убого, как сейчас – тот же кинотеатр «Октябрь»"...

А еще мы узнали от Дмитрия Бутеева, что к работам Константина Пастернака относятся и памятник «Первая маёвка» в поселке Серебрянка под Смоленском, скульптурная композиция «Клятва» в Ельне, мемориальная доска Рыленкову на здании СмолГУ, памятник этнографу Владимиру Добровольскому в деревне Даньково Починковского района.

Многие работы скульптора в настоящее время хранятся в Смоленском музее-заповеднике, в Руднянском, Рославльском, Дорогобужском и других музеях, в частной коллекции Ирины Рыленковой и так далее.

Многие, да не все. Мастерская скульптора, которая находилась на Витебском шоссе в Смоленске, была разорена. Более 130-ти работ, среди которых: голова Куриленко, пять эскизов Василия Теркина, две головы Исаковского, портреты Гайдара, Достоевского, Толстого, эскизы «Порыв» и «Встреча», а также многие другие работы - были вывезены и закрыты в неизвестном подвальном помещении на улице Соболева. Дальнейшая судьба этих произведений неизвестна.

Правда, два года назад, сама Татьяна Пастернак в одном из смоленских СМИ писала, что художник Владимир Чайка случайно узнал о том, что в одной из смоленских школ появился бюст. По манере ваяния работа напоминает скульптуры Пастернака. Но подлинное авторство так и не было установлено. Благодаря этому факту вновь появилась надежда, что не все работы скульптора утрачены безвозвратно.  

Татьяна Пастернак обратилась тогда к читателям, мол, если у кого-то сохранились работы Константина Пастернака, большая просьба прислать их фотографии и краткое описание для издания памятного каталога…