В СмолГУ провели исследование о роли театра в жизни студентов

В СмолГУ провели исследование о роли театра в жизни студентов
фото: НДТ СГМУ "Зеркало"

В период с 30 мая по 02 июня 2022 года на платформе Google формы был проведен опрос студентов трех высших учебных заведений Смоленска. В исследовании приняли участие 320 обучающихся с первого по пятый курсы включительно. Выборку составили студенты, принявшие участие в проекте народного драматического театра «Зеркало» в том или ином качестве (актеры, зрители, а также студенты, помогавшие в организации и проведении мероприятий).

Более половины респондентов составили студенты СГМУ (61,6 %) как обучающиеся вуза, в котором базируется молодежный студенческий театр «Зеркало», 20,6 % участников исследования – студенты СФ МЭИ, а также 17,8 % выборки составили обучающиеся СмолГУ.

Около половины опрошенных составляют как второкурсники (48,1 %), так и первокурсники (44,3 %), Наименьшие доли в совокупности респондентов представляют пятикурсники, четверокурсники и третьекурсники (4,1 %, 2,2 % и 1,3 % соответственно).

Абсолютное большинство опрошенных ранее принимали участие в школьной самодеятельности (81,6 %).

Большинство студентов в той или иной степени участвуют в творческой жизни высшего учебного заведения, в котором они обучаются (65,6 %). В сравнении с показателями предыдущего массового опроса, призванного определить наличие потребности студенческой молодежи в активизации театральной деятельности в рамках высших учебных заведений (2021 г.), данное значение возросло на 21 процент . 

Основным мотивом для участия в творческой деятельности более чем для четверти студентов является возможность получения новой информации и интеллектуального развития (27,8 %). Часть опрошенных таким способом находит друзей и единомышленников (14,1 %). В меньшей степени для респондентов важна возможность приносить людям радость (9,1 %), для 2,2 % опрошенных – возможность стать заметными для окружающих. Следует отметить, что первые три мотива сохранили свою значимость для студенческой молодежи. 44,1 % студентов, принявших участие в исследовании, следят за творчеством своих коллег в качестве зрителей. Результаты опроса показали, что материальный аспект, а именно возможность получения повышенной стипендии, в слабой степени рассматривается респондентами в качестве мотивации к творческой деятельности, не является определяющим (2,8 %).

Опрошенные студенты чаще всего посещают театр один раз в несколько месяцев (29,8 %) или несколько раз в год (27,8 %). Реже одного раза в год посещают театр 20,6 % участников исследования. В меньшей степени распространена практика посещения театра несколько раз в месяц (10,9 %). При этом не посещают театр вообще 10,9 % опрошенных. В сравнении с данными первичного массового опроса возросла частота посещения театра студентами (на 4,9 % увеличилось число лиц, посещающих спектакли несколько раз в месяц; на 9,2 % — число студентов, посещающих театр раз в несколько месяц). Доля опрошенных, вообще не посещающих театры, снизилась на 2,8 %.

Большинство участников исследования желают чаще посещать театр (82,8 %). В сравнении с результатами предыдущего массового опроса наблюдается более чем пятипроцентный рост показателя (с 77,1 %).


Как и прежде, причиной, максимально часто мешающей посещать театр, является отсутствие свободного времени у студентов (87,2 %). Значительно реже препятствуют регулярным визитам в театр неподходящий репертуар (17,2 %) и высокая стоимость билетов (14,4 %). В ходе опроса была зафиксированы единичные уникальные причины (учеба; отсутствие театра в населенном пункте, где проживает респондент). Театральное искусство в целом не привлекает 10,0 % участников исследования.

Более половины опрошенных студентов полагают, что овладев искусством актера и получив опыт игры на сцене, они смогут добиться большего успеха в жизни (63,4 %).

Опыт театральных выступлений может в будущем помочь научиться правильно и красиво говорить, а также избавиться от страха публичных выступлений (80,3 % и 72,8 % соответственно). 46,6 % участников исследования считают, что по результату выступлений они станут более образованными и интересными для окружающих. Более трети опрошенных уверены, что участие в театральных представлениях поможет лучше понимать чувства и внутренний мир людей (38,4 %). Полученное в результате исследования ранжирование целей занятий театральной деятельности совпадает с аналогичным, полученным по результатам первичного массового опроса. 
В процессе данного исследования также были получены единичные уникальные ответы – «научиться реагировать на непредвиденные ситуации» и «помощь в проведении внеклассных мероприятий». Об отсутствии индивидуальной пользы от занятий театральным искусством сообщили двое респондентов.

Большинство опрошенных убеждены, что театр способен научить понимать проблемы других людей (82,8 %). Подобное восприятие театра в некоторой степени возросло в сравнении с результатами первичного массового опроса (81,1 %).

Более половины обучающихся не имеют представления о культурной жизни студентов других вузов Смоленска (66,6 %). Тем не менее, количество студентов, не осведомленных в данном вопросе заметно снизилось (с 81,1 % на 14,5 %), что можно объяснить активной деятельностью студенческого театра «Зеркало». 

Почти три четверти респондентов воспринимают студентов других вузов как потенциальных друзей (72,5 %). Наблюдается рост доли обучающихся, положительно воспринимающих своих коллег (на 7,1 %). Отсутствие интереса к своим коллегам проявили 22,8 % участников опроса. Конкурентное восприятие других студентов минимально (4,7 %).

Больше трети обучающихся выразили желание участвовать в совместных проектах со студентами других вузов еще до участия в проекте (37,8 %). Почти половина опрошенных не определилась с решением (46,6 %). Негативное отношение к совместной работе проявили 15,6 % участников исследования.

Около половины опрошенных занимаются в творческих коллективах, существующих в их вузах, так как им нравятся выбранные коллективы (44,6 %). Практически треть респондентов удовлетворена компетентностью руководителей (30,6 %). Бесплатность творческой деятельности привлекает 20,6 % обучающихся. 10,0 % студентов не обладают информацией о других источниках для саморазвития. Данное ранжирование ответов по значимости совпадает с результатами массового опроса 2021 г. 
Среди ответов, представленных участниками исследования, встречаются любовь к творчеству, а также участие в творческой жизни в качестве зрителя. Не принимают никакого участия в творческой жизни вуза 20,3 % респондентов.

Более половины студентов вне зависимости от степени участия в проекте уже имели желание заниматься с лучшими преподавателями сценического искусства города (59,7 %).

Более половины опрошенных утверждают, что время проведения занятий не вписывалось в график учебных занятий (60,6 %). Более трети участников опроса основной проблемой считают то, что они не знакомы с преподавателями (37,2 %). 34,3 % студентов выразили сомнение в доступности занятий по стоимости. Неудобство места для проведения занятий отметили 14,1 % участников исследования. 4,1 % респондентов сообщили, что они не занимались театральной деятельностью и не заинтересованы в ней.

Более половины респондентов считают, что основная задача театра заключается в предоставлении пищи для интеллектуальных размышлений (52,8 %). Подобная трактовка встречается в ответах участников опроса на 3,9 % чаще, нежели в 2021 г. Театр должен отвлекать от размышлений о проблемах реального мира, уверена пятая часть обучающихся (20,3 %). 19,1 % опрошенных считают, что театр должен помогать разобраться в сложности человеческих взаимоотношений. Наименее значимой функцией театра студенты считают развлечение (7,8 %).

Более половины опрошенных ранее уже слышали о существовании студенческого театра «Зеркало» (63,4 %). 

Основным источником получения информации о театре стали преподаватели вуза (78,8 %). Более трети опрошенных получили информацию от друзей и знакомых (36,3 %). Треть участников исследования получила информацию о театре «Зеркало» из социальных сетей (33,1 %). 9,4 % обучающихся были проинформированы через СМИ. Один участник исследования получил информацию о театре в ходе представления кружков на первом курсе.

Абсолютное большинство респондентов (90,0 %) в ходе реализации проекта приняли на себя роль зрителя. По 14,1 % опрошенных принимали участие в деятельности проекта в качестве актеров, а также оказывали помощь в организации и проведении мероприятий.

Наиболее часто опрошенные студенты принимали участие в следующих мероприятиях проекта: показы спектаклей, репетиции (57,5 %), презентация проекта (30,3 %), читки (12,2 %), межвузовский круглый стол (6,3 %), арт-суаре (3,8 %).

33 участника исследования непосредственно входят в состав актерской труппы театра «Зеркало». Завершающий блок вопросов был направлен непосредственно на изучение их опыта участия в проекте.
Треть участников труппы является представителями Смоленска и Смоленской области. В состав труппы входит один житель Республики Беларусь, остальные участники проживали до поступления в вузы в регионах Российской Федерации.

Абсолютное большинство актеров оценили положительно атмосферу в коллективе (84,8 % – комфортная, 9,1 % – скорее комфортная). Негативное восприятие актерской труппы не было зафиксировано.

Большинство опрошенных актеров сообщили об отсутствии конфликтов в коллективе (72,7 %). 18,3 % участников исследования столкнулись с конфликтами, однако, все они носили единичный характер. Также среди опрошенных встречаются единичные мнения о напряженной обстановке в коллективе и наличии предконфликтной ситуации (по 3,0 % соответственно). Один опрошенный затруднился ответить на вопрос анкеты.

Абсолютное большинство актеров труппы (87,9 %) хотели бы в дальнейшем продолжить участие в совместных проектах со студентами других образовательных организаций высшего образования г. Смоленска.
Участники коллектива студенческого театра «Зеркало» преимущественно положительно оценивают свой опыт участия в мероприятиях проекта (средняя оценка составила 8,8 балла по десятибалльной шкале).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру