В Художественной галерее открылась выставка работ Виталия Бухтеева

Летопись Смоленска в рисунках

Летопись Смоленска в рисунках
Фото: Вячеслав ФЛИМАНКОВ, Смоленский музей-заповедник, пресс-служба Смоленского отделения Почты России

В Художественной галерее открылась выставка «Летописец Смоленска», посвящённая столетию со дня рождения архитектора, художника и краеведа Виталия Ивановича Бухтеева. В экспозиции представлены его рисунки из коллекции графики Смоленского музея-заповедника. Большинство выполнены в 1943–44 годах, когда освобождённый город ещё лежал в руинах. Каждый – бесценная страница своеобразной летописи Смоленска. Ведь многое из того, что успел запечатлеть художник, не сохранилось даже на фотографиях…

С чувством причастности

Выставка небольшая – всего сорок работ, однако совершенно неповторимая с точки зрения художественной и исторической ценности. Автор не просто с детальной точностью запечатлел разрушенные здания освобождённого Смоленска – каждая работа выполнена настолько выразительно и эмоционально, что редко кого может оставить равнодушным. 

– Открывая выставку Виталия Ивановича Бухтеева, мы вспоминаем о нём как о человеке, который ходил по городу с особым чувством, – заметила в своём приветственном слове заместитель начальника департамента по культуре Ольга РОМАНЕНКОВА. – И это чувство – причастность к истории Смоленска, его архитектуре, его памятникам. Он ловил черты уходящего прошлого и оставлял его на бумаге. Вернувшись в освобождённый Смоленск, Виталий Иванович запечатлел его раны, нанесённые фашистами. И сейчас нам напоминают о том времени замечательные эскизы, акварельные рисунки и карандашные наброски художника – бесценные свидетельства истории.
Когда Виталий Бухтеев делал эти рисунки, ему было чуть больше двадцати. За плечами – лишь школа и изостудия Фёдора Лабренца. Однако и они «выразительны, с напряжённым драматическим действием» – это те качества, которые всегда будут отмечать критики в работах автора. 
Удивительно и другое: эти рисунки почти полностью разрушенного города полны не столько боли от утраты, сколько надежды на то, что Смоленск обязательно возродится. Словно интуицией будущего архитектора тот юноша в каждой руине угадывал очертания уже построенного здания. 

– Выставка мало того что удивительна по своему историческому значению и тем фактам, которые запечатлены, она ещё необычайно хороша с творческой стороны, – считает заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Работы выполнены разными материалами: карандаш, уголь… Есть большие композиционные произведения. Есть такие, что могут стать иллюстрацией к художественным произведениям – настолько они точны и закончены. И в каждой виден почерк высокопрофессионального художника. Человека, который не просто фиксировал всё, что видел, а вычислял из этого самое интересное. В чём, безусловно, несомненное достоинство этих натурных рисунков.

Завтра была война

Виталий Бухтеев не был смолянином по рождению – он родился 18 февраля 1923 года в Брянске. Однако город, куда мальчик переехал с семьёй в 1930 году, сумел стать ему родным. 

«Эта улица не изменила своего названия: как была Загорная, так и осталась, – напишет позже Виталий Бухтеев. – За горой, за гористой местностью, за крутыми склонами. Она как будто специально спряталась от городского шума и суеты. С южной стороны тишину и спокойствие её охраняют надёжные каменные стены и башни крепости во главе с таинственной Веселухой. С северной – рукой подать до Днепра. А с западной – украшает громада собора. Отсюда он то прячется за кронами деревьев, то появляется силуэтом на фоне неба. На этой улице жила наша семья…»

В 1941 году мальчик окончил школу. Получив аттестаты 19 июня, выпускники дружно строили планы на будущее, ещё не подозревая, что через три дня начнётся война.

Семья Бухтеевых эвакуировалась в Тамбов. Вчерашний выпускник отчаянно рвался на фронт, но его не брали в армию из-за проблем со зрением: «Попросил брата пройти за меня медкомиссию. Получился страшный скандал…»

– В 1942 году Бухтеевы оказались в Кондрове Калужской области, где в то время находились многие государственные учреждения Смоленской области, – рассказывает заместитель директора Смоленского государственного музея-заповедника Анастасия ТИХОНОВА. – Здесь стали собирать материалы, связанные со злодеяниями оккупантов на территории Смоленщины. И Виталий Иванович как художник тоже принимал участие в этой работе. 

Семья вернулась в Смоленск сразу после его освобождения. Виталий Иванович привёз с собой два ящика с собранными для музейной выставки экспонатами. 

– Виталий Иванович постарался запечатлеть для нас Смоленск таким, каким увидел его в первые дни после возвращения, – продолжает Анастасия Тихонова. – И передать в своих рисунках соединение радости от того, что родная земля освобождена, и горечи от утрат и потерь. И сегодня, глядя на эти работы, мы видим не только раны, нанесённые войной городу, но и чувства, которые испытал талантливый и глубокий молодой человек, увидев Смоленск в руинах.

«Я был сражён. Я привык видеть свой город красивым…» И эта былая красота угадывается в его рисунках, где коробки домов с пустыми глазницами окон не мертвы, а лишь ранены и скоро будут восстановлены.

Дорогой Виталий Иванович

– Одна из первых работ Виталия Ивановича о войне – Кондровская фабрика, – замечает племянник архитектора и его тёзка Виталий БУХТЕЕВ. – Это то, с чего он начал, продолжив уже в Смоленске. Он практически не расставался с карандашом и бумагой, стараясь успеть запечатлеть как можно больше. И всё, что он тогда нарисовал, складывается в целый очерк. Только не обычный, написанный словами, а изображённый в рисунках. 

– Это настоящая художественная летопись Смоленска, – подхватывает дочь Виталия Ивановича Ирина КОВЖАРОВА. – Таких рисунков у него было очень много: Большая Советская, площадь Смирнова, музей «Русская старина», улица Глинки… Он рисовал в первую очередь те здания, которые уже собирались разбирать. 

В годовщину освобождения Смоленска в здании музея «Русская старина» открылась первая выставка, посвящённая событиям Великой Отечественной. В её создании Виталий Бухтеев принимал самое активное участие. И рисунки, сделанные им за этот год, тоже были в экспозиции. Позже экспонаты этой выставки станут основой для создания музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

– В нашем музее мы всегда встречали его словами «Дорогой Виталий Иванович», – говорит ведущий научный сотрудник музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» Галина КАЗАНЦЕВА. – Мы всегда беседовали с ним – он многое мог рассказать. В постоянной экспозиции нашего музея хранится знамя Победы, которое Виталий Иванович снимал с гостиницы «Смоленск» по заданию областного руководства. Это была целая история – о ней написано в книге. А рядом с флагом – работа Виталия Ивановича. И в каждой экскурсии мы подчёркиваем: «Это наше знамя Победы, а вот рисунок человека, который сохранил эту реликвию для потомков…»

Пополнение коллекции

К открытию выставки в издательстве «Свиток» вышел каталог «Смоленск в рисунках Виталия Бухтеева. Собрание Смоленского государственного музея-заповедника». 

– До сегодняшнего дня в музее-заповеднике хранились 93 работы Виталия Ивановича Бухтеева, – пояснила составитель каталога и автор вступительного слова к нему Светлана МИХАЙЛОВА. – Внимание к этому автору не угасает, и мы продолжим исследовать его творчество. Коллекция его работ вызывает интерес у художников, историков, краеведов и всех, кому дорог наш город. Эти произведения отражают не только технические особенности, но и помогают понять, какой титанический труд был приложен, чтобы Смоленск восстал из пепла.

После открытия выставки музейная коллекция работ Виталия Бухтеева значительно пополнилась. Сестра и племянник архитектора подарили ещё двадцать рисунков. Они выполнены в разные годы, но все о Смоленске, об истории его преображения. 

Среди подаренных работ – целая серия рисунков о реконструкции площади Карла Маркса и превращении её в площадь Ленина. На них видно, как сносили двухсотлетние дома, разбирали экскаваторами завалы, высаживали деревья, привезённые в бочках, устанавливали памятник Ленину.

– Лев Кербель сам приехал руководить работами по установке и сборке памятника, автором которого он был, – рассказывает Ирина Ковжарова. – Фигура Ленина собиралась по частям, и рисовать это, конечно, было нельзя. Поэтому здесь только два рисунка: на первом – только постамент, а на втором – весь памятник целиком.

Одна из работ сделана в день рождения автора. На обороте есть дата: 18 февраля 1967 года.
– Этот автор никогда не уходил из стен нашего музея, – подчеркнула, получая подарок, директор Смоленского государственного музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – Его работы мы показываем практически во всех наших экспозициях: Исторический музей, «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», Художественная галерея… Он всегда актуален и интересен. 

Процедура гашения

Все пришедшие на открытие выставки «Летописец Смоленска» стали свидетелями процедуры специального гашения конвертов, выпущенных Почтой России к 100-летию со дня рождения Виталия Ивановича Бухтеева. На них – фотография самого юбиляра и знаменитый «Дом с башней», построенный по его проекту. Тираж – 250 тысяч экземпляров. 

Дочь и племянник архитектора, а также директор УФПС Смоленской области Максим КОЗЛОВСКИЙ оставили памятные надписи и автографы на своих экземплярах конвертов и погасили их специальным штемпелем с надписью «100 лет со дня рождения В.И. Бухтеева». Эти конверты тоже будут теперь храниться в Смоленском государственном музее-заповеднике. 

– Маркированные конверты, посвящённые значимым датам в истории Смоленщины, её достопримечательностям или знаменитым землякам, выпускаются всего один-два раза в год, – прокомментировал Максим Козловский. – Поэтому к выбору темы мы относимся с большой ответственностью. Я рад, что нам удалось увековечить память Виталия Ивановича Бухтеева на конвертах, которые разлетятся по всей стране и даже миру. 

Повод для творчества

Конечно, представленные на выставке рисунки – только одна сторона многогранного художественного таланта Виталия Бухтеева. Даже став архитектором, он не бросил рисовать, находя повод для творчества практически всегда и везде. В его коллекции не только рисунки карандашом, но и акварель, и масло. 

– При подготовке к выставке я насчитал у Виталия Ивановича около тысячи работ, – признаётся Виталий Бухтеев. – Он рисовал в любой поездке. У него большая коллекция работ по Кавказу, Прибалтике, Венгрии. Конечно, на его творчество наложила отпечаток профессия архитектора. Это видно в ровных линиях, особом внимании к деталям: некоторые здания прорисованы у него до кирпичика. Он долгое время не мог вступить в Союз художников – не принимали, потому что он уже состоял в Союзе архитекторов. И первая его персональная выставка состоялась только в год его 80-летия. Выставка, которую он заслужил лет на сорок раньше.

– Он много ездил по Союзу – по городам, где были построены его здания, – дополняет Ирина Ковжарова. – И из каждой поездки привозил невероятное количество рисунков. Мы удивлялись: когда он всё успевал. И здесь, в Смоленске, он не выходил на улицу без альбома и карандашей. Всё время рисовал. Делал мгновенный набросок, а потом дома перерабатывал, дополнял деталями. И этюды становились большими композиционными работами. И это не только графика: у него есть прекрасные пейзажи, натюрморты, акварель, масло…

– Он говорил, что акварель – это состояние души, – вспоминает заслуженный художник России Владимир ЛАВРЕНОВ. – И это состояние души он старался передать в каждой работе. Все его рисунки эмоциональны. А в акварелях чувствуется какой-то трепет – видно, что человек их от сердца делал.

Впрочем, эти грани художественного творчества Виталия Бухтеева пока для многих остались за кадром. Зато рисунки доступны к просмотру до 14 мая…

Штрихи к портрету

Тамара ОРЛОВА, директор Смоленского государственного музея-заповедника:

– Мы были знакомы с Виталием Ивановичем. Это была тончайшая творческая натура, деликатнейший человек. Он часто бывал у нас на выставках. Всегда очень точно мог прочувствовать замысел автора и отмечал в первую очередь удачные решения. И на произведения искусства он смотрел как истинный творец, который не только видит, но и понимает, и сопереживает. Особенно любил акварели.

Валерий СКАЛКА, архитектор:

– Он был опытным и талантливым архитектором. Через его руки прошла вся картина разрушенного Смоленска. И он чувствовал её не только через пальцы, которыми рисовал, но и улавливая образ, историческую ценность любого объекта.

Ирина ФЛИМАНКОВА, директор издательства «Свиток»:

– Мне кажется, он стал краеведом уже в 1944 году, когда зарисовывал разрушенный Смоленск. Думаю, что с этого момента он почувствовал город – это хорошо видно в его работах. Может быть, поэтому и здания, которые он придумал, так гармонично вписались в архитектурный облик Смоленска.

Его рисунки – неоценимый вклад в краеведение. На них можно увидеть то, что не сохранилось даже на фотографиях. Например, дом у Никольских ворот, где останавливался Глинка. 

Дмитрий БУТЕЕВ, руководитель краеведческого клуба «Феникс»:

– Мы, краеведы, в рисунках Виталия Ивановича находим ответы на многие вопросы, касающиеся истории послевоенного Смоленска. Они помогают нам разрешить споры и установить истину. То же и с мемуарами Виталия Ивановича, в которых он совместил мастерское владение словом с любовью к малой родине и знанием уникальных, официальных и неофициальных, данных о ней.

Татьяна ПАВЛОВА, научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника:

– Как-то на банкете по случаю юбилея Союза художников мы сидели рядом с Виталием Ивановичем. Он казался мне таким благообразным старичком, пока не заиграл вальс. Мы вышли из-за стола, и он как-то сразу преобразился, а потом подхватил меня и буквально полетел как птица. 

Ирина КОВЖАРОВА, дочь Виталия Ивановича:

– По выходным отец всегда брал меня маленькую в путешествия по городу. И я всегда настраивалась на эти вылазки. Мы много гуляли по Рачевке – по местам, где он жил до войны. Прогуливались у крепостной стены, поднимались на валы – там, где ещё не было стадиона… Он не только открыл для меня Смоленск, но и передал свою любовь к этому городу…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру