В декабре народный драматический театр «Зеркало» представил свое видение пьесы Александра Островского «Бесприданница».
В основе произведения «Бесприданница» лежит реальная история: убийство Иваном Коноваловым своей молодой жены – громкое дело, о котором Александр Островский узнал, занимая должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Пьесу публика приняла не сразу, некоторые критики говорили, что Островский потратил много сил на создание мало кому интересной истории о «глупенькой обольщённой девице». Однако «Бесприданница» стала для Островского «пьесой-исканием» и, по мнению литературного критика Александра Скабического, предвосхитила поэтику чеховской драмы. В XX веке пьеса выдержала несколько экранизаций. Авторы очень по-разному видели произведение. и поэтому встречали разноречивые оценки критиков.
Сейчас «Бесприданница» в репертуаре чуть ли не всех репертуаров страны. В рамках гранта совершенно по-особенному представил пьесу и режиссер смоленского театра «Зеркало» Сергей Синицын.
Напомним, творческая инициатива «Русская классическая драматургия как способ осмысления творческой молодежью проблем бытия и семейных ценностей (к 200-летию со дня рождения А.Н. Островского)» получила поддержку во II конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Это межвузовский проект, в котором принимают участие преподаватели и студенты СГМУ, СмолГУ и НИУ «МЭИ».
Почему смоленский театр «Зеркало» для постановки выбрал «Бесприданницу»? Режиссер отвечает так:
– Это моё любимое произведение Александра Островского. И сам драматург считал эту пьесу лучшей в своём творчестве. Для меня «Бесприданница» – самое глубокое по своему содержанию произведение. В моём личном понимании его можно сравнить только, наверное, с шекспировским «Гамлетом» или с трагедиями Софокла. Герои должны решить, как поступить, но окончательный выбор всё равно делает некая высшая сила: кто в игре, которой является, по сути, человеческая жизнь, прав, а кто не прав, кто заслуживает прощения, а кто – осуждения. Ну, а для Островского (поскольку всё-таки Островский был человек верующий), я думаю, судьбой героев «Бесприданницы» тоже распоряжается Божий промысел.
12,13,14 и 19 декабря «Бесприданница» была показана на разных сценах Смоленска. Сюжет пьесы был дан в классическом и неизменном виде. А вот в костюмах и декорациях была новизна и креатив. Вся стилистика спектакля была выдержана в традициях русского авангарда, и, в частности, творчества Казимира Малевича с его абстрактной живописью, супрематизмом.
– Это только форма, супрематическая форма, в которой нет содержания. То есть это фигура человека, тело человека, плоть человека, но души в ней нет, – поясняет Сергей Синицын. – Таковы и почти все герои пьесы.
Режиссер подчеркивает, что на сцене играют, в основном, непрофессиональные актеры, однако уникальные образы, созданные студентами и преподавателями, получились искренними и трогательными, на них хочется смотреть и им хочется сопереживать.
И спектакль не оставил равнодушной публику.
– Самые тёплые слова и отзывы о самой вневременной «Бесприданнице» Лариса Дмитриевна и господин Кнуров достойны превосходных рецензий! Скорее это уровень профессионального театра, а не любительской студии! Браво! Костюмы – восторг! – поделились впечатлениями смоляне.
В следующем году постановку увидят московские зрители, а пока... С днем рождения, яркий, красивый, стильный спектакль!