Корреспондент «МК в Смоленске» примерил на себя профессию пчеловода

Испытано на себе: в лес к диким пчелам за диким медом

Отправляясь на свое очередное #ИспытаноНаСебе, я знала, что буду собирать мед. Облачусь в костюм пчеловода и пойду на пасеку за осенним урожаем. 

Испытано на себе: в лес к диким пчелам за диким медом

Но все оказалось куда интереснее. На пасеке собрать мед под руководством профессионального пчеловода - это одно, а отправиться в дикий лес за диким медом от диких пчел - это уже совсем другое.

Ящик с сюрпризом на ели

И вот мы с профессиональным пчеловодом Максимом Ильиным (в интернет-кругах известным под именем Пчеловек) погрузились в УАЗик и отправились непролазными дорогами в глубину леса за 4 километра от деревни на поиски пчелиного улья, надежно припрятанного им еще в конце весны.

- Значит так, - рассказывает Максим. - Сейчас нам предстоит найти ловушку с пчелами и переселить их на пасеку. Всегда очень интересно, что именно ты обнаружишь в лесном улье. То, что в нем будут пчелы - сомнений нет, а вот какие там пчелы и сколько меда они принесли - каждый раз загадка. Ты вешаешь пустую коробку или ящик, а забираешь целое богатство.

- Что значит, какие там пчелы? Самые обычные, лесные… Чем они отличаются?

- О, пчелы бывают разные. Все зависит от того, какая у них окажется матка. Возможно, матка будет меченая с номерком, и тогда я буду знать, с чьей пасеки она улетела и переселилась в лес. Может быть, даже моя. Но есть большая вероятность, что это будут абсолютно дикие пчелы, и тогда берегись! (смеется). Дикие пчелы, как правило, злые, как собака-дворняжка - никогда не знаешь, как она себя поведет в следующий момент.

Вообще, отлов диких пчел и сбор дикого меда - это не основной род деятельности пчеловода, чье пчеловодное дело уже давно приобрело промышленные масштабы. Охота на пчел - это его хобби с юности. И, надо сказать, занятие это, очень увлекательное.

Оказывается, чтобы поймать пчел или собрать дикого меда, не надо обладать глубокими познаниями в пчеловодстве. Пчеловек с радостью поделился секретом, как это может сделать любой желающий.

Значит так, чтобы поймать семью пчел, достаточно в лесу оставить улей. Ульем может служить самая обычная коробка из фанеры, картона или ДВП. Сделаешь в ней специальные перегородки с пластинами - здорово (если вы захотите забрать пчелок с собой), если нет, пчелы сами настроят соты, как им вздумается. Можно поставить банки пустые, и тогда они прямо в банку занесут мед, но он будет в сотах. Сервис. Но это тоже надо сделать правильно. Ну и про леток, конечно, не забудьте (вход/выход для пчелок). Коробку не стоит оставлять на земле, тогда в ней заведутся муравьи или поселятся грызуны. Ее надо закрепить на дереве, и чем выше, тем лучше. И да, самое главное, надо знать, в какой именно период можно ставить такие ловушки. Конец мая - не раньше и не позже. Если поставишь в начале мая - там заведутся шершни, осы, шмели…. Да кто угодно, только не пчелы.

Тем временем мы приехали на место. Первым делом Пчеловек повязал мне бандану:

- Пчелы очень не любят волосы! Им кажется, что это медведь к ним лезет.

Затем мне вручили шляпу пчеловода с лицевой сеткой, специальную куртку и перчатки. Мы взяли дымарь (специальное приспособление для окуривания пчел дымом), фольгу и скотч, чтобы заклеить дырочки, которые, возможно проклевали птицы.

Да, птицы - главная опасность для диких пчелок. В ульях они ищут мед, пергу, и самими пчелками полакомиться не прочь. Правда, попытки напасть на улей они предпринимают чаще, когда наступают холода. По теплу пчелы активны и никакого вторжения не допустят. А когда холодно, пчела вялая, малоподвижная. Тут ее голубушку… Зимой птички - синички, да и другие, их полностью поедают. Поэтому такие пчелы, если их оставить здесь на зиму - обречены. Для птиц - это полная кормушка еды - ждут только холодов.

А мы уже углубляемся в лес. Ищем большую ель.

- Вот она, видишь, с одной стороны я сучки обрубил, чтобы было удобнее лезть и спустить улей - коридор называется, - показывает Пчеловек на огроменную ель.

Поднимаю вверх глаза. Ох, ничего ж себе!

- А где ящик?

-Вон же он! Видишь?

Ого, я его еле разглядела, он был ну очень высоко. Как туда вообще можно залезть? Сколько до него 20 - 30 - 40 метров? Метров 25, прикинул Максим.

Ну ладно, пусть 25. Но это все-равно невероятно высоко. Как будет забираться, где специальное снаряжение? Где кошки, страховки, карабины? В руках у Максима оказались только две веревки с карабинами на концах. Одна плотная (50 метров) и поменьше, чтобы улей обвязать.

Я приготовилась к долгому ожиданию. Забраться на 25 метров по дереву и спуститься с ульем назад, это вам не до ларька прогуляться.

- А мне нравится по деревьям лазить, с детства вечно куда-то лезу, - смеется пчеловод.

Обвязался веревкой - и вперед. Просто так, ногами и руками, ничем другим не страхуясь и не цепляясь за ствол дерева. Ловко так и быстро. До цели он добрался меньше чем за минуту. Там, на макушке елки, обвязал ящик веревкой, заткнул фольгой несколько дырочек, проклеванных птицами, закрыл ходы для пчелок и по специальному коридору стал спускать улей. Затем слез и сам. Сколько прошло времени. Да минут пять, наверное, от силы.

- Лазать за пчелами, конечно, лучше вечером в сухую погоду, - отряхиваясь, продолжает Максим. - Утром сыро от росы, днем, особенно летом, пчелы слишком активны. А вот вечером, когда они уже улягутся - самое то. Вот так, весной поставил - сейчас забрал. Бывает, идешь уже по снегу, на саночки погрузил и рулишь. Судя по весу, меда не много, как и во всей Смоленской области в этом году. Погодные условия - не мед нынче были. В хорошие года, бывает, еле опускаешь улей - меда ведро.

Максим Ильин уносит свою добычу на пасеку

Это «ж-ж-ж» неспроста!

Передо мной на земле стоял специальный ящик для пересылки пчел. Интересно, что же внутри? Прислушалась - ни «жу-жу». Но пчелы там есть. И мед! Не терпится. Но нет, вскрывать улей мы будем уже на пасеке.

Там нам предстояло переселить их в современный теплый комфортабельный улей, где они благополучно перезимуют. Ну и, конечно же, отведать дикого меда.

Кстати, переселить-то пчел можно, а вот приручить, одомашнить - нет. Пчелы остаются дикими даже на промышленной пасеке. Они в любой момент, при каких-либо неблагоприятных условиях, могут сорваться и улететь в лес, где будут преспокойно жить себе и носить мед в дупло. А в ульях пчеловодов они остаются надолго, так как чаще всего их там все устраивает: позаботятся, подлечат, обогреют, накормят.

Так вот, улей, снятый с ели, мы погрузили в УАЗик и привезли на пасеку. Теперь его надо аккуратно вскрыть и найти матку.

Профессиональный пчеловод специальным инструментом аккуратно открыл верхнюю крышку улья. Тем временем, я, все еще упакованная в особый костюм пчеловода, защищающий лицо и руки, топталась рядом в нетерпении. Что там? Есть мед? А где пчелы?

Часть пчел поднялись и роились над ульем.

Максим, вооружившись дымарем, прямо голыми руками(!) достает одну рамку за другой, внимательно разглядывая каждую. Он ищет матку. На рамках сотни пчел, они облепили свое богатство толстым жужащим копошащимся слоем.

Зачем дымарь? Оказывается, не для того, чтобы обездвижить пчел, как мне казалось раньше. Если пчела видит дым, она решает, что в лесу пожар, собирается улететь и набирает мед на себя. Отяжелевшая с ношей она не так жалит. Чтобы ужалить, пчелка подгибает брюшко и жалом вперед нападает. А если она меда наберет на брюшко, жало уже не может вытянуть.

 

Пчелина семья на зиму поселится в теплом комфортабельном улье
Такое расположение сот в улье называют "языками".
Этих пчел можно брать даже голыми руками.
Вскрытый улей с дикими пчелами

Пчелы бывают разные

- Так, меченой матки я не вижу, похоже, пчелы все-же дикие, - говорит пчеловод. - Таких пчелок мы называем дворняжками. На количество принесенного меда это никак не влияет, они могут очень много его натаскать, но соседей всех пережалят. Однако, эти пчелки удивительно спокойные, не злые. Никаких попыток атаки, смирные, воспитанные. Похоже все же с чьей-то пасеки.

Обнаружить во всем улье матку даже для профессионала оказалось делом не простым.

- Как ее вообще можно отличить от остальных? - интересуюсь.

- Очень просто. Она крупнее остальных.

Проходит еще несколько минут поиска. Вот она! Максим берет ее прямо за крылышки двумя пальцами.

Как ее вообще можно было обнаружить среди тысяч пчел в улье? На мой обывательский взгляд она мало отличается от остальных, разве что, действительно, несколько больше остальных.

Теперь ее надо пометить. Никогда раньше не видела, как это делается. На стол, где с ней будет работать Максим, ее перенесли в маленьком специальном лотке. Аккуратно достали. Если пчелу брать за спинку или за крылышки, то она не укусит. Посадили на поверхность стола. Пчелка тут же попыталась взлететь, но Пчеловек моментально поймал ее между двух ладошек и вернул обратно. На спинку насекомого поместил микроскопическую каплю клея и сверху приклеил ярко-алую метку с номерком «80». Все - пчелка меченая, своя, родная.

Матка заметно крупнее остальных пчел. На фото она выше
Помеченая пчелиная матка

- В улье всегда одна матка, но мы выводим их в промышленных масштабах - тысячами, - рассказывает Пчеловек. - На каждую матку клеится номерок определенного цвета. Цвет обозначает год. Матка живет пять лет в среднем. Поэтому пять цветов. Они очень просто запоминаются: «бежит кот за голубем» (белый, желтый, красный, зеленый, голубой). Если мы открыли улей и видим там бегающую меточку с номерком, ага, значит матка такого-то года. Номер матки совпадает с номером на улье. Если мы продаем матку соседу, то метим всегда другим цветом, не как своих. Так легко отследить их передвижение. Иногда за 15 километров от пасеки находили мною меченых маточек. Причем иногда я выясню это по интернету. Читаю сообщение: «Кто-нибудь знает? Вот такие пчелы прилетели, такие добрые, столько меда наносили, вот такая-то меточка с номерком». Я смотрю по карте: «Ага, рядом с нами. И номерок-то мой. И цвет мой. Но цвет не с моей пасеки, а с соседской, я сам ее метил. Ага, улетают у него… И теперь даже знаю, куда улетают.

Максим профессионально занимается разведением пчел. Он знает, каких маток заказывают специально. Нужно понимать, какая пчела лучше всего подходит для той или иной местности, это как заказать, например, овчарку, либо лайку, либо собаку какой-либо определенной чистокровной породы.

Но, в принесенном нами из леса улье, матка, хоть и смирная, но неизвестного происхождения. Поэтому ее в улье все же стоит поменять на породистую с документами. Если подсадил породистую матку, через месяц все пчелки уже сменятся, матка насеет своих яиц, выйдут уже пчелы совсем другие, благородные. Пчелки очень быстро плодятся. Если бы вдруг в этом улье нам попалась уже меченая матка, то менять ее не надо было бы. Но такое всегда маловероятно.

Если посмотреть на цвет сот, то, оказывается, можно легко понять, рождались ли в этом улье новые пчелки или пчелы просто приносили мед. Пока пчелы просто складывают туда свой мед, соты остаются светлыми, они могут и 10, и 20 лет такими оставаться. А когда выводятся новые пчелы (матка откладывает до 2000 яиц каждый день) - соты темнеют, так как в ячейках остаются коконы. Червячок, сидящий в сотах, вскармливается маточным молочком, потом пыльцой и медом. Перед окукливанием пчелы запечатывают ячейку сверху крышечкой и перестают кормить до выхода молодой пчелки на свет. Кстати, темные соты, в которых выводилось потомство надо менять гораздо чаще - раз в 2-3 года.

Любопытно, что температура в улье зимой всегда не менее 12 градусов. Весной, когда пчелы «включают» выращивание расплода, она поднимается до 36 градусов. Обогрев улья - это всегда колоссальные энергозатраты. Корма нужно очень много. Вот для чего важно следить за тем, чтобы к весне в улье оставалось достаточно еды. При необходимости пчелок подкармливают сахаром. Но во вновь принесенный мед он у добросовестного хозяина никогда не попадает. Пчелки успевают его съесть, а взамен приносят качественный майский мед. И да, пока ульи были деревянными (не утепленными), на то, чтобы компенсировать затраты энергии на поддержание внутри высокой температуры, требовалось очень много еды. Весь майский мед уходил на поддержание жизнедеятельности семьи пчел. Поэтому и считалось, что майского меда в наших широтах нет. Как только в обиход вошли современные теплые улья, пчеловоды стали снимать и майский мед в достаточных количествах, так как в теплых ульях мед оказывается в излишестве.

Кстати, рабочие пчелы - все женские особи. А трутни весь сезон летают из улья в улей. Летом их везде принимают, но зимой выгоняют.

- О, смотри, здесь выводились трутни, ячейки гораздо крупнее, - показывает Пчеловек. - Вот пчелиные, а вот трутневые. Видишь разницу?

Тем временем, мы вернулись к улью. Ведь в нем осталось еще немало интересного. Меда оказалось не так много, как бывает в более благоприятные года. Но полакомиться вполне хватит.

Мы по очереди доставали рамки. Стряхивали пчелок. М-м-м-м… Забегая вперед скажу, что по вкусу этот конкретный дикий мед сильно отличался от произведенного на пасеке. Мне показалось, что он чуть кислее и куда менее приторно-сладкий. Просто объедение. Кушали прямо ложечкой с сот. Божественная янтарная жидкость. А вот и ячеечки, наполненные пыльцой для вскармливания молодняка. Тоже кисленько. Я чуть не проглотила ложку.

Дикий мед оказался очень вкусным

Так, что там еще есть в улье?

Где не пролезем - все залепим

- Смотри, видишь вот эту коричневую смолу, которой как будто натерт весь улей изнутри? - показывает Максим. - Это прополис. Каждая щелочка, где не может пролезть пчела, старательно проклеена этим веществом. Оно нужно для дезинфекции улья. Прополис - это пчелиный клей (вырабатывается пчелами из смолы почек березы, тополя, сосны, осины и остатков пережеванной пыльцы). В улье может жить до 10000 пчел, и любая инфекция может дать вспышку. Поэтому улей изнутри блестит, как начищенный паркет и нет никакой патогенной микрофлоры. Ни один микроб, бактерия в таких условиях не выживает. Любой промежуток в улье, где пчела сама не может пролезть, чтобы почистить там все, она залепляет прополисом.

Максим достал из улья две палочки, натертых пчелиным прополисом. Специальным инструментом соскоблил вещество и собрал в пакетик. Позже, в домашней лаборатории мы самостоятельно сварим целебный крем, в состав которого войдут только воск, оливковое масло и собранный сейчас прополис. Натуральный продукт с исключительными целебными свойствами хранится сейчас на моем туалетном столике. Крафт.

Только-что собранный прополис

Надо сказать, что деятельность Максима не ограничивается только разведением пчел, сбором меда и других продуктов пчеловодства. Это работа сезонная. Но есть то, что востребовано круглый год - знания. В последнее время он активно занимается обучением начинающих (и не только) пчеловодов своему непростому ремеслу. К пчеловоду приезжаю люди, которые за пять дней обучения получают знания, которые позволяют сэкономить до пяти лет практики.

Ну, а я тот еще Винни-Пух, поэтому в одном из следующих номеров «МК в Смоленске» я расскажу вам еще много удивительных вещей, выведанных у Максима, про продукты пчеловодства. И раскрою вам несколько секретов, которые, вероятно, полностью перевернут ваше представление о современном пчеловодстве.

Максим Ильин - пчеловод с 26-летним стажем

Максим увлёкся пчёлами в еще 7 лет, так как очень любил мёд и лес. «Хотел в детстве, чтобы у меня на столе всегда был вкусный, полезный и разный мёд. А не только когда заболеешь...» - вспоминает пчеловод.

В 14 лет, после 9-го класса, пошёл учиться в училище пчеловодов в поселке Туманово Смоленской области. До армии работал по специальности в совхозе Стригинский.  Нагрузка на одного пчеловода в то время была 100 семей пчёл на человека. В плане производства продукции был только мед и воск.

После армии (уже не существовало колхозов и СССР) занялся пасекой самостоятельно. Учился у пчеловодов с большим опытом (24-30 лет), как в старину - работал у них на пасеке сезон, за еду и жилье. Научился получать маточное молочко, делать мази и кремы,  лечебные настойки, бальзамы, размножать пчел делением семей.

Затем каждую зиму стал ездить на учёбу в Академию пчеловодства, где дают научное обоснование по производству и применению продукции пчеловодства. Там получил диплом по специализации: "Апифитотерапия и народная медицина". Начал сам выступать с докладами и мастер-классами...

Со временем его Максима стали приглашать как эксперта в различные регионы России на мероприятия, посвященные пчеловодству: Москва, Питер, Нижний Новгород, Ярославль, Крым (Симферополь, Севастополь, Ялта), Томск, Алтай... И в другие страны: Белоруссия и Польша... В Польше выступал с докладом в Техникуме Пчеловодства. Там же поступил на заочное двухгодичное обучение по специализации "Фермер-Пчеловод". Успешно закончил в 2017 году.

С момента возвращения со службы в армии до учебы в Польше личная пасека выросла с пяти ульев до пятисот (пятьсот семей пчел - нагрузка на одного работника в Европе и в Америке, в сравнении со ста семьями в России). Во время учёбы и практики в Европе, пришло понимание дальнейшего пути своего развития в пчеловодстве - это укрупнение и масштабирование. В Польше проходил практику на пасеках, выводящих в год до 50 000 пчелиных маток. Одна пасека поставляла до 100 000 пчелиных маток, которые поставляются в клеточках по всей Европе, в Америку и в Россию.

«Появилось чувство, что в России мы можем сделать так же и даже лучше и больше (на тот момент я уже делал за сезон 10 000 маток), - утверждает Пчеловек. - Я пообщался со знакомыми пчеловодами-промышленниками, которые держат более тысячи семей и планируют развиваться дальше. Мы составили план на ближайшие пять лет, определили сферы ответственности, объединили наши ресурсы и работаем».

Сегодня у команды есть техника, земля, оборудование, люди, оф- и он-лайн магазины, заказы на продукцию и на пчел. Есть план кочевок на платное опыление и сбор меда с посевных и диких медоносов. География кочевок: Краснодарский край- Смоленская область-Московская область- Владимирская область- Архангельская область-Краснодарский край. В зиму идут 2500 семей пчёл. В планах удвоить количество в следующем году.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру