Мы двигались по следам великих смолян, собирая осколки истории…

Экспедиция в прошлое: чьей от камней веет судьбой?

Два соседствующих района Смоленский области – Духовщинский и Кардымовский. Сегодня наша «Экспедиция в прошлое» отправится именно туда. Что лежит в руинах в этих местах? В каком состоянии находятся здешние позабытые святыни?

Экспедиция в прошлое: чьей от камней веет судьбой?

У колыбели князя Потемкина-Таврического

 

Первым объектом, который мы отметили у себя на карте, стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Чижево Духовщинского района.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Чижево Духовщинского района.

Несмотря на то что дороги в этих местах оставляют желать лучшего, найти нам ее не составило большого труда. Ведь место это непростое. С ним связана история жизни нашего легендарного земляка. Здесь родился и в этой церкви крестился князь Потёмкин-Таврический – государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал, фаворит Екатерины II.

Внук основателя рода Потемкиных Александр Васильевич построил в Чижево усадебный дом и заложил парк, а в 1703 году появилась деревянная церковь Покрова Богородицы. Впоследствии на ее месте был возведен каменный храм, остатки которого, собственно, и предстали перед нами.

Руины церкви Покрова Пресвятой Богородицы мы увидели на открытом ровном месте посреди деревни. Построена она по заказу помещика Василия Васильевича Энгельгардта в 1791 году. С селом Чижево Энгельгардтов связало родство с Потемкиными. Оно началось с выхода замуж родной сестры Григория Потемкина-Таврического Марфы Александровны за ротмистра смоленской шляхты Василия Андреевича Энгельгардта.

Вот выдержки из работы Валерия Желудова, краеведа и учителя истории местной духовщинской школы, который подробно рассказал историю этого удивительного места.

«…<Но вернемся в далекие события XVIII века в небольшое сельцо Чижево, что затерялось среди бескрайних смоленских просторов.>…<В этом-то небольшом селении, где единственным украшением была деревянная церквушка Покрова Пресвятой Богородицы, в старинной, несколько запущенной усадьбе и проживала вдова Дарья Васильевна Потемкина – мать будущего светлейшего князя, с многочисленным своим семейством. Здесь и поселился Энгельгардт со своей женой Марфой Александровной. А Бог им послал пять дочерей и сына Василия – любимца своего дяди Григория Александровича Потемкина.>…<После смерти Григория Александровича Потемкина Василий Васильевич Энгельгардт перестраивает родовой храм в каменный в 1791 году, где и будет похоронен. >»

Когда-то в уникальной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Чижево был хлев.

Когда-то это была кирпичная и оштукатуренная одноэтажная церковь с обширными подвалами. Прямоугольное здание с базиликой в стиле зрелого классицизма имело на боковых фасадах по четыре крупных арочных окна с широкими откосами, усиливающими монументальность.

Белоснежный храм с каменной оградой, по углам которой стояли четыре башенки, выглядел несколько необычно, поражая воображение какой-то сказочностью, особенно в предрассветье.

Июньским жарким днём 1780 года сельцо Чижево посетила императрица Екатерина II вместе с князем Потемкиным. В память об этом событии был выкопан колодец недалеко от перестроенной усадьбы Потёмкиных, восстановленный в наши дни.

«<Василий Васильевич Энгельгардт умер в 1828 году в местечке Ольшаны Киевской губернии, а затем тело усопшего было перевезено в Чижево, на родину бывшего владельца имения, где и был совершён обряд погребения в склепе под алтарём родового храма.>…<В 30-е годы советского периода будет закрыта и окончательно разграблена родовая церковь Потемкиных. Бесценные иконы пойдут на изготовление столов. А храм Божий будет превращен в хлев, конюшню и склад. Интересен тот факт, что при содержании скота в храме он никогда не давал привеса, а только худел.>…<Изучая историю этого замечательного села, нам приходилось встречаться с потомками дворовой прислуги Энгельгардтов. Таким образом к нам попали бесценные экспонаты: остатки декоративных плиток, бронзовый ключ для ремонта карет и ключ от местной церкви. Немного, но потому и дорого! Хотя на месте бывшей усадьбы Потемкиных находили жители деревни и настенные медали, монеты, но все исчезало самым банальным образом. Об изъятых ценностях из склепов до сих пор ходят легенды>».

За последние годы в Чижеве осталось шесть домов и девять жителей.

Ну а мы отправляемся дальше.

 

Плач младенца и надпись «Уходи!»

 

А далее в путешествии по Духовщинскому району нас ждала особая находка – заброшенная Успенская церковь 1785 года в формах позднего барокко в ныне мертвой деревне Загусинье Духовщинского района.

Еще осенью прошлого года я предпринимала попытки найти ее. Не нашла. Интернета в этих местах как будто совсем нет, сигнал GPRS постоянно терялся, меня тогда словно водило что-то вокруг да около. Я то и дело промахивалась поворотом в правильном направлении на много километров. Прошел почти год, и мы повторили попытку.

И нашли  – церковь и краснокирпичное здание двухэтажной школы, построенной в 1891 году. Поискала информацию о владельцах усадьбы, которая здесь не сохранилась. Несколько поколений Глинок, коих на Смоленщине жило превеликое множество. О школе почти ничего неизвестно.

Успенская церковь в мертвой деревне Загусинье Духовщинского района.
Здание двухэтажной школы, 1891 год.

А о кирпичной церкви мы знаем то, что построена она была в 1785 году на средства помещицы Н.А. Глинки. Двусветный одноглавый четверик с небольшой трапезной, с декором в формах барокко. Закрыта в 1932 году, сломана колокольня. Заброшена, постепенно разрушается.

Что касается самой деревеньки Загусинье, то место это действительно мертвое. Причем отдает здесь не привычной тоской, а какой-то жутью. Мороз по коже... Даже среди бела дня тут как будто сгущаются сумерки, повсюду слышен душераздирающий скрип ставен и дверей покинутых домов, в заброшенном здании школы ощущается мертвецкий холод (при температуре на улице на тот момент более двадцати градусов), на стенах красуется огромная надпись «УХОДИ!»... И... а-а-а-а... где-то внезапно раздался плач младенца... Нет, все-таки один жилой дом там есть. Нереальное облегчение!

Открытая книга, забытая на крыльце брошенного дома.
Первые две строчки в давно забытой в раскрытом виде книги

Наследие Краевского

 

Теперь наш путь лежал в деревню Мольково Кардымовского района. Нам предстояло найти остатки церкви Успения Пресвятой Богородицы второй половины XVIII века.

Въехав в Мольково, мы спросили дорогу к церкви у местной жительницы, которая охотно указала направление. Нам предстояло проехать через всю деревню, она оказалась не маленькой, преодолеть пару километров по давно не паханному полю, подняться на возвышенность. И вот он – небольшой, основательно разрушенный храм вблизи реки Вопец.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в деревне Мольково Кардымовского района.

 Кстати, из окон поездов, мчащихся в московском направлении, можно увидеть эти руины.

Церковь была каменной, одноглавой. Храм построил шляхтич полковник Иван Стефанович Краевский, освящен он был в 1761 году. Вокруг церкви была деревянная ограда из круглого дерева. В 1771 году в приходе числился 91 двор.

В начале 1930-х годов церковь закрыли. С этого момента и началось ее варварское уничтожение. По рассказам местных жителей, купол стащили с помощью трактора. До сегодняшнего дня сохранились стены, часть свода, еще видны отдельные фрагменты росписей.

 

Прочесывали лес, упирались в болото…

 

И напоследок, раз уж мы оказались в Кардымовском районе, приняли решение попытать счастья в поисках еще одной церквушки – вблизи деревни Михейково. Никакой информации в интернете раньше о ней мне не попадалось. О руинах этой церкви я узнала от пользователя одной из соцсетей, который в комментариях под постом об одной из моих прежних экспедиций рассказал о ее существовании.

Надо признаться, что найти эту церковь оказалось сложнее, чем мне представлялось. С дороги ее совсем не видно. Пришлось поискать. Мы разделились и прочесывали лес, почти непролазный. Ну, по крайней мере с той стороны, с которой зашли. В один момент засомневались, там ли ищем. Но вот стали попадаться кирпичи... Заброшенный яблоневый сад, изрытый кабанами. Старое заброшенное кладбище, последнее захоронение датируется 1983-м годом.

И, наконец, руины. Сведений о церкви, к сожалению, совсем немного. Каменная одноглавая церковь постройки не ранее 1875 года. Сильно пострадала во время боев 1941 года.

Каменная одноглавая церковь в Михейково Кардымовского района (1875 год).

Здание плотно со всех сторон обступил лес.

Выбираясь назад, обнаружили еле заметную тропинку, по ней и пошли. С этой стороны зайти в лес, как оказалось, было бы проще. Но тропинка то и дело терялась, пару раз мы вплотную подходили к болоту.

Крапива, которая сплошь росла на пути нашего следования, превратила мои ноги по колено во что-то отекшее, красное и жутко горящее.

Мы случайно проскочили то место, где переходили ручей по импровизированному мостику, когда только шли на поиски. Пришлось остановиться, нажать на брелок от машины и прислушаться, где запикает.

И, о боже, ледяной ручей! Блаженство для моих окрапивленных ног.

Облегчение для разбитых о старые кирпичи и «искусанных» крапивой ног.

 

Уважаемые читатели!

 

Если вы знаете что-либо, возможно не известное широкому кругу наших земляков, о подобных местах (руинированные и недействующие церкви и усадьбы в Смоленской области, другие уникальные объекты с интересной историей) и готовы поделиться с читателями «МК в Смоленске» своими историями, знаниями, наблюдениями и мыслями, свяжитесь с нами. Мы с удовольствием напишем об этом в нашей рубрике «Экспедиции в прошлое».

Наш электронный адрес: sima134@yandex.ru

Телефон редакции: +7 (4812) 38-62-06

Адрес: 214039, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, 14а

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру