ИСПЫТАНО НА СЕБЕ. Взглянуть на Смоленск с воды

Вспоминаем время, когда наш Днепр был судоходным

14.11.2019 в 15:14, просмотров: 884

Давно ли вы смотрели на Смоленск с воды? Прямо с Днепра, проплывая под тремя мостами, медленно провожая взглядом Крестовоздвиженскую церковь, Семенскую башню и Пятницкие водяные ворота крепостной стены, Успенский собор, набережную… и далее за город, мимо живописных осенних берегов?

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ. Взглянуть на Смоленск с воды
Юлия Дьякова

Как жаль, что наш город уже много лет не судоходный!

Я заново влюбилась в свой город, когда ранним воскресным утром прыгнула в небольшую моторную лодку и предприняла настоящий вояж от Шейновского моста до места, которое смоляне называют Золотым пляжем. Километров, наверное, пятнадцать вниз по течению, а затем обратно – 2,5 часа в пути – против течения. А течение здесь, надо сказать, в некоторых местах знатное.

В тот октябрьский день нам очень повезло с погодой. Настоящая золотая, солнечная осень. Виды на город открывались потрясающие!

 

Как, наверное, было здорово в прошлом столетии, когда всегда можно было сесть на пассажирский пароход или речной трамвай и поплавать по водам Днепра в черте города и выше по течению (см. справку).

 

С ностальгией по местным корабликам

 

Коренные смоляне до сих пор вспоминают те годы с ностальгией.

«Я хорошо помню, как в конце 60-х – начале 70-х годов по смоленскому Днепру курсировали пассажирские судна: речные трамвайчики и какие-то быстроходные катера, очень похожие на «Ракеты», – рассказывает главный редактор «Смоленской газеты» Игорь Красновский. – Одни шли по течению в сторону Красного Бора, другие – в сторону Дорогобужа. Был и речной вокзал, красивый такой, деревянный, с высоким шпилем. Он чем-то напоминал Московский речной вокзал, только гораздо меньше. Находился примерно там, где сейчас расположен автовокзал, но, естественно, на берегу, напротив места, где сегодня заправляются поливальные машины. Помню, что помимо касс в здании находилось небольшое кафе или ресторанчик».

«Мы часто пользовались речным трамвайчиком, когда выбирались с мамой на отдых в Красный Бор, – продолжает Игорь Альбертович. – То время я вспоминаю с большой ностальгией… Путь на речном трамвайчике от вокзала занимал минут 20, а на быстроходном катере и того меньше. Помню, как любил любоваться с палубы красивейшими видами берегов Днепра. А еще пользоваться таким транспортом было очень удобно. В направлении Красного Бора в то время ходил только один автобус – под номером один. Ходил плохо и в летнее время был переполнен отдыхающими и дачниками.  Да и цена билета на речной трамвайчик хоть и была несколько выше, чем на автобус, всегда оставалась вполне доступной.

По-моему, перед Красным Бором он делал две остановки. Одна из них была где-то напротив Кривого озера. Берег там был достаточно крутой. Оборудованной пристани не было, и высаживаться там было, мягко говоря, проблематично. Спускаясь по сходням, пассажиры ждали, чтобы кто-то подхватил их с берега, помогая спуститься с судна. Но эти маленькие неудобства никак не могли омрачить моих замечательных детских впечатлений от этих маленьких путешествий по воде.  

А как мы любили ловить волны от проплывающих мимо городского пляжа (на Рачевке, там, где сейчас находится здание спасательной станции) быстроходных катеров! Они поднимали большую волну, в которой мы, дети, радостно качались и плескались. Правда, волны докатывались до нас очень грязными. Днепр и тогда был мелок, поэтому нас заливало коричневой водой вперемешку с песком, илом и водорослями. Но и это обстоятельство никак нас не огорчало. Нашему восторгу не было предела.

И вообще, одно время движение по Днепру в пределах города было очень интенсивным: трамвайчики, катера, моторные лодки, плоты… Собирались экспедиции, проводились спортивные мероприятия и так далее. Однажды, когда я был в восьмом классе, мне пришлось увидеть с моста перед Колхозной площадью, как по Днепру во время разлива плыла огромная деревянная весельная лодка наподобие галеры с пятью или даже семью гребцами, дружными и синхронными. Это было завораживающее зрелище. 

Потом, в конце 70-х, смоленское судоходство постепенно сошло на нет. Причин тому было несколько. Одной из главных стала волна, поднимаемая судами и сильно подмывающая берег узкой в этом месте реки, да и Днепр начал мелеть.

Руины здания речного вокзала стояли достаточно долго… Снесли их в начале 80-х, примерно в то время, когда начали строить здание Смоленского автовокзала…»

 

Дебаркадер, стапеля, эллинги…

 

«В то время я жил в Сортировке, ездили по Днепру на Колхозную площадь, в Дубровенку, – вспоминает в комментариях к моему посту в соцсетях про смоленское судоходство смолянин Сергей Анатольевич Клименков. – А уж «Ракету» ждали, чтобы на волнах покататься! Сразу всей толпой в воду!»

 «Любил с отцом вниз до Золотого пляжа и вверх до Высокого на речном катере, – присоединяется там же, в комментариях, шеф-редактор радио «Смоленская весна», историк по образованию Кирилл Малышев. – Правда, «Ракет» здесь не было. Были катера поменьше. Но тоже быстроходные, «Заря» назывались. – А помните, еще в фильме «Отцы и деды» герой Папанова работал на судоремонтном заводе, который тогда находился в районе автовокзала. А под мостом, где сейчас автовокзал, стоял дебаркадер (железобетонный плавающий причал с домиком). К нему и швартовались. На берегу – деревянное здание вокзала. Но его плохо помню. Чуть дальше – стапеля (устройства для подъема и спуска на воду судов, в нашем случае просто несколько рельсов с берега в воду) и эллинги (помещения для ремонта судов)...»

 

Что показал эхолот

 

А я возвращаюсь в наше время и в нашу небольшую моторную лодку, движущуюся по воде Днепра в черте Смоленска. Винт на моторке местами буквально цепляет дно. Особенно мелко оказалось под мостом, где как раз раньше был речной вокзал. Несколько раз приходилось глушить мотор и освобождать лопасти от накрутившихся на него водорослей. Иногда эхолот (прибор, предназначенный для измерения глубины водоема, распознавания рельефа дна и определения наличия рыбы) показывал всего метр-полтора под килем и совсем редко – до трех-четырех метров. Самым глубоким местом на пути нашего следования оказался свал (так рыбаки называют впадину в рельефе дна), который образовался на месте резкого поворота реки в районе Золотого пляжа сразу после Гнездово. Там до десяти метров.

Кстати, готовя этот материал, я наткнулась на заметку в «Российской газете» от 2014 года, где говорится, что, цитирую, «Не за горами тот день, когда белорусская Орша и российский Смоленск станут портовыми городами… Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак побывал в Смоленске, где принял участие в заседании рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Смоленской области. На совещании в деталях обсуждалась и проблема восстановления трансграничных водных транспортных путей. Причем целью совместного проекта по очистке и углублению русла Днепра белорусский министр назвал открытие пассажирского судоходства между городами и поселками Смоленской и Могилевской областей. Не больше и не меньше...»

И да, действительно, в 2014 году власти рапортовали, что было расчищено более трех километров русла. На поверхность рабочие подняли 120 тысяч кубометров грунта. Водолазы ежедневно доставали десятки снарядов времен Великой Отечественной войны. Финансировало проект в том году Федеральное агентство по водным ресурсам России. В 2015 году финансирование и еще более масштабные работы по очистке были продолжены. Но по каким-то причинам наш Днепр судоходным так и не стал.

Была попытка пустить прогулочный теплоход «Смолянка». Он появился на смоленском участке Днепра в июне 2009 года. Правда, радовал он жителей и гостей областного центра недолго – всего два года. В июле 2011-го транспортная прокуратура запретила «Смолянке» осуществлять судоходство. Теплоход долго стоял на приколе и ушел в Могилев в 2015 году.

 

СПРАВКА

Подготовлена по материалам, опубликованным на Смоленском форуме историком, редактором журнала «Край Смоленский» Юрием Шориным в соавторстве с ныне покойным историком и редактором нескольких смоленских изданий Михаилом Ивашиным. 

«Пароходство по Днепру началось с 1902 года, когда от Смоленска до Дорогобужа стал совершать регулярные рейсы частный пароход капитана Вирта «Отважный».

Позднее пароходов стало три («Отважный», «Благодать» и «Удалой»). Они ежедневно перевозили грузы и пассажиров на участке реки от Могилева до Дорогобужа. Пароходы находились в ведении судоходного отдела Киевского округа Министерства путей сообщения.

В 1903 году на месте бывшей купальни (левый берег Днепра) построили пристань, состоявшую из склада и двух комнат ожидания для пассажиров.

Уже в советское время в Заднепровье была построена пристань «Смоленск» Днепро-Двинского государственного пароходства, а при ней – судоремонтная мастерская. Пассажиров тогда перевозили колесные пароходы «Пятилетка», «Советская Беларусь» и несколько речных трамваев, грузы – девять барж и буксирный пароход «Правда». В 1940 году речные суда перевезли 114 тысяч человек и свыше 2 миллионов тонн различных грузов.

В истории смоленского флота есть множество героических страниц. Так, 21 июля 1941 года разведкатер «Дзержинский», отправленный в уже оккупированный врагом Смоленск, собрал нужные данные и, прорвавшись через огневой заслон, сумел доставить их к месту назначения.

После Великой Отечественной войны речной транспорт перевозил грузы и пассажиров на участке протяженностью 134 километра – от деревни Бовшево (расположенной на границе с Белоруссией) до Дорогобужа. За навигацию (с весны по осень) перевозилось до 125 тысяч человек. Особенно удобно добираться до Смоленска было жителям прибрежных деревень – Боровики, Лопино, Ратчино, Сырокоренье, Немыкари. Прогулочные рейсы теплоходами «Дон», «Енисей», «Десна» и «Днепр» совершались в Красный Бор и на Соколью Гору. Судоходство по Днепру было закрыто местными властями в 1976 году. Официальными причинами тогда назывались «размыв берегов» теплоходами и наносившийся ими «ущерб рыбному хозяйству».

Пароход "Удалой" на Днепре. 1913 год.
Стоянка парохода у церкви Тихона Задонского во время половодья.
Александр Стукалов
Александр Стукалов

Смотрите фоторепортаж по теме: Каким открывается Смоленск с Днепра
17 фото