Полезно ли посещать детские дома под Новый год?

Эффект попутчика

Под каждый Новый год люди стремительно добреют, и в детские дома тянется вереница благодетелей с конфетами и дорогими подарками, чтобы «поздравить тех, кого никто больше не поздравит, и подарить праздник тем, у кого праздников не бывает». Почему-то воображение многих людей рисует картинку бедного сиротки, у которого не будет елки и мандаринов, если они об этом не позаботятся. Как правило, после таких выездов один-два раза в год в интернаты люди думают, что сделали доброе дело. Но действительно ли это является добром?

Эффект попутчика
из архива автора и группы vk.com/nastavniksmolensk

Почему-то воображение многих людей рисует картинку бедного сиротки, у которого не будет елки и мандаринов, если они об этом не позаботятся. Как правило, после таких выездов один-два раза в год в интернаты люди думают, что сделали доброе дело. Но действительно ли это является добром?

Армия Дедов Морозов и море конфет

из архива автора и группы vk.com/nastavniksmolensk.

Пожалуй, каждый из нас помнит ожидание новогоднего чуда, когда добрый волшебник принесет желанный подарок – неповторимый момент праздника. Увы, для детей из детских домов при соответствующей активности доброжелателей все это превращается в комичную и одновременно грустную историю. И не потому, что Дед Мороз обошел их своим вниманием, – напротив, Дедушки всех мастей ходят к ним ежедневно в течение недели, а то и больше. Дети даже начинают утомляться от этих визитов, скучать и обсуждать: «Вчерашний Дед Мороз был хуже позавчерашнего, но лучше сегодняшнего». «А конфетами в футбол играют», – говорят мои знакомые добровольцы, которые навещают детей регулярно, а не только по праздникам. Кстати, те, кто занимается помощью детям постоянно, уже стараются уходить от традиционных форм поздравления подопечных: приезжают в качестве зрителей на утренники, которые ребята сами подготовили, или ищут еще какие-то нестандартные подходы. Что же приносят детям кратковременные визиты совершенно незнакомых людей с подарками, я спросила у психолога проекта «Будем вместе» благотворительного фонда «Дети наши» Татьяны Панковой.

– Внимание детям, безусловно, нужно, но это должно быть внимание от значимых, близких или хотя бы хорошо знакомых людей, которые присутствуют в жизни ребенка постоянно. Тогда подарок и отвечает потребностям ребенка, и является символом заботы и близости. Подарки от неизвестных лишь приучают ценить вещи больше, чем отношения, поддерживают потребительскую позицию ребенка. Короткие визиты волонтеров приучают детей не вглядываться в лица, не интересоваться историей человека, его характером. Ребенок знает, что волонтер побудет два-три часа, уедет и, возможно, больше не вернется. Это порождает так называемый «эффект попутчика»: ребенок может открыто и дружелюбно общаться с незнакомым человеком, не заботясь о выстраивании границ, не обучаясь общению, где присутствуют две личности. Ведь волонтер дает послание «я здесь для тебя», это подкупает и располагает, но потом остается разочарование, обостряется ощущение покинутости, – объяснила Татьяна.

 

Праздники – важный социальный навык

из архива автора и группы vk.com/nastavniksmolensk.

Еще один подводный камень: подобные визиты только усугубляют те сложности, которые есть у детей из детских домов. В условиях учреждения за ребят практически все решено: что они будут есть, во что будут одеваться, когда пойдут на занятия, когда и как будут отдыхать. Поэтому дети чаще всего не понимают своих желаний, вплоть до того, что не осознают их наличия, и совершенно не умеют проявлять инициативу, а ведь для последующей взрослой жизни это очень полезный и важный навык. Когда в детские дома приезжают люди, настроенные развлекать ребят, – это, конечно же, никак не способствует развитию их собственной активности, а еще глубже затягивает в ситуацию, когда за тебя уже все заведомо решено и тебе все преподнесли на блюдечке в готовом виде. 

В проекте «Будем вместе» волонтерам еще в процессе обучения говорят: «Не пытайтесь быть плохими аниматорами, не пытайтесь развлекать детей – это не является вашей задачей».

Расскажу немного о проекте. На Смоленщине он действует с 2015 года. В настоящее время в нем участвуют Шаталовский детский дом и Сафоновский дом-школа. Каждому ребенку, участнику проекта, подбирают волонтера-наставника, который готов регулярно, не реже раза в неделю, навещать своего подопечного, общаться, делиться жизненным опытом. Стать волонтером-наставником может гражданин Российской Федерации старше 23 лет, без зависимостей, судимостей и психических заболеваний. Кстати, в проекте не принято, чтобы волонтеры дарили дорогие подарки или оказывали материальную помощь подопечным, допустим лишь обмен символическими подарками по праздникам. Все это делается для того, чтобы у ребят не возникало потребительского отношения и на первом месте для них было общение со своими наставниками, а не возможность получения каких-то материальных благ. Ведь именно в общении с волонтерами дети учатся чему-то новому. 

– Наша практика показывает, что чем дольше происходит регулярное общение наставника с подопечным, тем легче ребенку проявлять инициативу, говорить о своих идеях и желаниях, экспериментировать, искать, что для него лучше. Способствует этому и тот подход к праздникам, который практикуется у нас в проекте «Будем вместе». Наставники не организуют праздники для детей, скорее помогают своим подопечным организовать праздник для себя, подумать вместе, что является праздником для меня. Вложить в это собственные идеи и труд. Новогодние праздники в детских домах – время очень насыщенное. Наставники традиционно посещают концерты, поддерживают своих подопечных на этапе подготовки к выступлению и, конечно, присутствуют в зале. В нашем проекте принято обмениваться небольшими подарками, поэтому в декабре наставники устраивают различные мастер-классы, где можно изготовить подарок и для наставника, и еще для кого-то близкого.

Когда дети сами организуют для себя праздники, это в первую очередь учит их развлекать себя самостоятельно, дает умение поднять себе настроение, не прибегая к алкоголю и токсичным веществам. Развивает понимание собственных потребностей и потребностей других. Праздник хорош, когда хорошо мне и моим близким. Также праздники регламентируют нашу жизнь, придают ей особый ритм, наполняют традициями, поэтому организация праздников – это важный социальный навык, – отметила Татьяна Панкова.

 

С помощью наставника

 

А волонтеры-наставники говорят о том, что это не такая уж и простая задача – научить ребят проявлять инициативу, принимать решения, даже самые маленькие и простые, брать на себя ответственность за что-то в своей жизни. Ведь для этих детей даже пойти в магазин и выбрать продукты, чтобы приготовить из них ужин, может стать тупиковой ситуацией – они к этому просто не привыкли. Особенно мне запомнилась история, которую рассказали сотрудники фонда, о том, как ребята сами выбирали в магазине сорт сыра в течение часа и в конце концов все же взяли первый попавшийся. Разумеется, для того чтобы не просто провести какое-то мероприятие для детей, которое только потешит твое самолюбие, а действительно помочь им подготовиться к взрослой жизни вне стен интерната, нужно вложить в это время, силы и немало терпения, что и делают волонтеры-наставники проекта «Будем вместе» и в будни, и в праздники.

– Перед праздниками мы с моей подопечной всегда обсуждаем, что можно приготовить для новогоднего стола, какие для этого необходимы продукты. Рисуем вместе на окнах детского дома снежинки, ищем идеи украшений и украшаем комнату. А вот в том, что касается подарков, – ее еще нужно этому учить. Она пока не совсем понимает, что подарок можно сделать своими руками без особенных затрат. Как правило, ребята этому учатся именно у наставников. Хоть перед праздниками и проводятся всевозможные мастер-классы, но нередко нам приходится уговаривать наших подопечных их посещать. Хорошо, что проходят совместные мероприятия с играми, конкурсами, викторинами, где дети могут проявить свое творчество, получив при этом поддержку от наставника. Детям, живущим в детском доме, очень важно непосредственное общение с наставниками, которым они доверяют и могут задать любые вопросы, – поделилась волонтер-наставник Екатерина Хасанова.

Для одних пар «наставник – подопечный» Новый год – повод поговорить, подвести итоги уходящего года, подумать о том, чего хочется в будущем, для других праздник – это возможность вместе посетить любимое кафе из прошлой жизни, еще до детского дома, для третьих – шанс сделать своими руками небольшие подарки, которые сближают. Для каждого ребенка, у которого есть наставник, праздник – это что-то свое, придуманное им самим, а не навязанное извне. То, чего хочет он сам. А если он чего-то хочет, осознает свои желания и готов их реализовывать, поверьте, это уже немало. Безусловно, вопреки сложившимся стереотипам елки и новогодние утренники в детских домах будут и без участия многочисленных новогодних волонтеров, а вот для того, чтобы приобрести необходимые для будущей жизни навыки, детям действительно требуется помощь неравнодушных взрослых.

Поэтому, дорогой Дедушка Мороз, подари, пожалуйста, этим ребятам на Новый год вместо игрушек прекрасных друзей! Пусть найдутся много активных людей, которые понимают, что доброта – это не некий сиюминутный душевный порыв перед праздниками, а прежде всего ответственное отношение, разумный подход и желание оказывать помощь на регулярной основе. Много мальчишек и девчонок из Сафоновского дома-школы и Шаталовского детского дома ждут своих наставников. Для того чтобы стать волонтером-наставником проекта «Будем вместе» благотворительного фонда «Дети наши», звоните по телефону 63-44-04 или оставьте заявку на сайте https://detinashi.ru.

из архива автора и группы vk.com/nastavniksmolensk.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру